Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений
®

Передвижение. ПЛАВАНИЕ ГРУППЫ ПЛОТОВ

Один плот строят, если группа малочисленна или если сплавляются по очень большим рекам. Обычно, особенно в верховьях реки, бывает выгоднее строить несколько саликов и спускаться одновременно группой плотов. Такой сплав имеет ряд преимуществ с точки зрения безопасности, открывает большие возможности для обучения передачи опыта, делает более гибкой тактику плавания преодоления препятствий. Наконец, сплавляться группой плотов просто интереснее и веселее.

Плоты сплавляются строем кильватерной колонны. Распределение мест в колонне устанавливается на день или, что чаще, на все время похода и строго поддерживается.

На головном - флагманском - плоту в качестве лоцмана идет обычно руководитель похода, решающий текущие вопросы движения группы. Кроме того, находясь впереди, он может легко собрать всю группу - для этого ему достаточно только остановить свое судно. Желательно, чтобы команда первого плота была по опыту и физическим данным возможно сильнее, так как головной плот во время сплава значительно чаще попадает в сложные и неожиданные положения и имеет минимум времени для их преодоления.

Плоты даже при одинаковой постройке отличаются друг от друга своими ходовыми качествами. Это отличие проявляется в первый же день. На первое место в колонне следует ставить самый тихоходный плот, а самый быстроходный - поместить замыкающим. По остальным ходовым качествам первый плот должен быть безупречен. Особое внимание надо обратить на легкость управления.

Груз между плотами распределяется пропорционально их грузоподъемности. Первый плот рекомендуется не сколько недогружать. На каждом судне должна находиться доля всех необходимых для самостоятельного похода продуктов и снаряжения. Гибель груза на каком-либо плоту не должна ставить группу в тяжелое положение.

Интервал между плотами устанавливается такой, чтобы обеспечивалась хорошая зрительная и голосовая связь между ними. За поддержанием интервала, в основном, следит идущий сзади, более ходкий плот. Для него это вполне посильная задача: если нужно затормозить, он отходит больше в сторону от середины главной струи, а если потребуется догнать впереди идущее судно, он идет по самой ее середине. При такой организации движения на головном, наиболее тихоходном, плоту меньше смотрят за поддержанием интервала, сосредоточив все свое внимание на прокладке курса.

Швартовка и отчаливание группы плотов производятся в строгом порядке, нарушение которого на быстрой реке может привести к поломкам и несчастным случаям. Выбрав удобный для швартовки участок берега, достаточный для размещения всей группы плотов, руководитель похода причаливает свой головной плот у самого верхнего конца этого участка. Второй плот проходит вплотную вдоль борта первого и причаливает сразу за ним ниже по течению. Со второго плота бывает удобно соскакивать не на берег, а на первое, уже пришвартовавшееся судно, за которое можно также временно закрепить и конец веревки. Третий плот швартуется ниже второго и т. д. Попытки причалить непосредственно выше уже стоящего у берега плота часто кончаются навалом на последний и поломками.

Отчаливают в таком же порядке, после того как все команды готовы к отплытию. Сначала от берега отходит головной плот, стоящий выше других по течению, потом второй, третий и т. д. Во избежание навала, интервал между стоящими плотами должен быть не менее трех длин греби. Если по какой-либо причине соблюсти этот интервал не удается (он меньше), а скорость течения велика, то первым должен отчаливать замыкающий плот, стоящий ниже всех по течению. В таком случае перестроение судов в колонне приходится выполнять на ходу, что возможно только при условии, если участок реки, лежащей непосредственно ниже стоянки, достаточно спокойный.

Преодоление препятствий группой плотов, как правило, легче, чем одним, хотя и несколько продолжительнее по времени. Большее при групповом сплаве число людей позволяет лучше организовать страховку и обеспечить безопасность, о чем подробно будет сказано в следующей главе. Здесь мы рассмотрим другие стороны этого вопроса.

Когда плоты проходят участок мелей и перекатов, то они идут строго в кильватерном строю, и поиски фарватера для всей группы производит команда первого плота. При ошибке в выборе пути она немедленно указывает идущим сзади судам более глубокий проход. Если корыто необходимой глубины обнаружить сразу не удается, идущие сзади плоты должны причалить к берегу или удобным для этого участкам от мелей. Через мелкие перекаты, не проходимые плотами на плаву, их необходимо протащить по очереди общими силами при помощи ваг, шестов и катков.

При преодолении с ходу шивер и несложных порогов между плотами нужно поддерживать такой интервал, чтобы последующий плот начинал спуск после того, как предыдущий его закончит. Команда второго плота во время спуска первого внимательно наблюдает за линией его движения, работой экипажа и сигналами, которые будут с него подаваться. До тех пор, пока первый плот не пройдет благополучно порог и не подтвердит это установленным второй плот не должен начинать спуска. Для этого он должен иметь возможность приостановить свое движение и причалить выше порога.

Более сложные пороги целесообразно проходить так же по очереди. Все экипажи вместе просматривают порог и намечают линию движения. Потом плоты, начиная с головного, преодолевают порог, а свободные экипажи наблюдают за ним и организуют страховку. Пройдя порог, плоты швартуются.

Если плавание группы саликов бывает целесообразно почти всегда в верхнем и среднем течении реки, то в нижнем выгодно объединить их в один многоставный плот. Оснащенные гребями плоты связывают друг с другом одним из способов, описанных в первой главе, греби, оказавшиеся в середине плота, снимают. При объединении саликов, управляемых шестами, иногда целесообразно произвести более серьезную переделку и по ставить греби. Степень, переделки определяется характером реки.

Объединение саликов в нижнем течении имеет много преимуществ: заметно возрастает скорость движения, освобождается от работы большое число людей, на "объединенном" плоту удобнее готовить пищу, ловить рыбу спиннингом и т. д. Словом, такой плот представляет значительные возможности для комфортабельного отдыха, столь желательного в конце сложного похода.

При подготовке раздела использованы материалы из книги
Ю.Б.Пржиемского "Плот в туристском путешествии"

 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу