Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений
®

Передвижение. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

Важно не только выбрать интересный, содержательный маршрут, но и тактически правильно составить график движения по нему. График должен обеспечивать благоприятные условия для знакомства с окружающей жизнью и проведения краеведческой работы. В нем учитываются период "втягивания" в начале похода и некоторая "усталость" в его конце. Разумный и тактически правильный график тем более важен, что группа на маршруте ограничена длительностью отпусков, контрольными сроками и, наконец, наличием продуктов.

Характерные ошибки при подготовке и проведении путешествия - выбор излишне длинных маршрутов из-за желания "увидеть все", лишняя трата времени на лагерные работы при плохой их организации.

Обычно очень много полезного и интересного позволяют увидеть и узнать хорошо организованные дневки и небольшие радиальные и кольцевые маршруты.

Правильное применение плотов повышает скорость движения группы в условиях горно-таежного и таежного походов и экономит время и силы для всестороннего ознакомления с районом путешествия.

Кроме этих общих пожеланий при составлении графика движения, надо учитывать ряд конкретных соображений, которые будут изложены ниже.

Время постройки плота зависит от его конструкции, местоположения сухостойной древесины и строительных навыков туристов Если материал найдется на берегу реки то вязка салика на ронжинах веревочными петлями займет не более 3 - 4 часов. Сборка ставов на вицах или стрелах при удачном расположении сухостоя требует около 10 - 12 часов. На оснастку плота гребями нужно еще от 6 до 12 часов. Таким образом, постройка наиболее сложного плота для плавания по горной реке занимает от 1,5 до З дней,

Следует еще раз подчеркнуть, что наиболее тяжела и продолжительна транспортировка бревен из леса на берег реки. Вторую половину строительных работ - оснастку плота - обычно удается совместить во времени с перепаковкой груза, выпечкой хлеба на несколько дней вперед, баней и другими делами.

Скорость движения плота по равнинной реке при достаточной ее глубине и отсутствии препятствий практически равна скорости течения. Гораздо труднее предугадать скорость плавания по горным и таежным рекам со значительными углами уклона потока. Такая задача тем более неопределенна, что обычно отсутствуют сведения о расходе воды и характере препятствий в верхнем течении этих рек. Разрабатывая график сплава по малоизвестной реке, часто приходится оперировать средними цифрами и общими соображениями, полученными из опыта походов в аналогичных условиях. Сходство условий плавания оценивается по картографическому материалу, величине и распределению уклона продольного профиля реки и другим физико-географическим данным, а также на основании сведений, полученных из переписки и консультаций. Не следует забывать, что скорость течения зависит не только от уклона русла, но и от расхода воды: с увеличением последнего она возрастает. Поэтому в нижнем течении реки при том же уклоне, что и в верховьях, скорость течения будет больше. Кроме того, она может сильно изменяться в зависимости от времени года и погоды.

При плавании вниз по течению на лодках и байдарках на участках реки, не имеющих серьезных препятствий, с уклоном потока до 1 - 1,5 м на 1 км и скоростью течения 6 - 8 км в час, средняя скорость равна сумме скоростей течения и судна. Спуск на плоту в подобных условиях проходит со средней скоростью, равной скорости течения или немного меньше ее. Собственную скорость плота при разработке графика движения учитывать не следует.

По мере увеличения уклона скорость течения возрастает. Однако усложнение условий при этом приводит сначала к замедлению нарастания скорости сплава, а потом и к ее падению. Причем для байдарок и плотов эти изменения протекают различно. Плоты значительно легче, чем байдарки, проходят участки реки с равномерным распределением уклона до 2,5 - 3 м на 1 км, так как преодолевают их с ходу без разведки. Следовательно, при определенных условиях скорость плавания на плотах может быть выше чем на лодках и байдарках. Участки реки, где потеря высоты происходит ступенями (крайне сложные или вовсе не проходимые сравнительно короткие пороги - водопады, водоскаты и т. п.), на плотах преодолеваются гораздо хуже. Волок байдарок и лодок по берегу у такого препятствия не требует больших усилий, спуск же плота через такой порог зачастую требует больших затрат времени, а иногда кончается потерей судна.

При наиболее благоприятных условиях плавания (на больших полноводных реках с равномерным распределением уклона) плот может проходить значительные участки пути со средней скоростью до 12 - 15 км в час. Так, на участке Большого Енисея непосредственно выше г. Кызыла в межень средняя скорость сплава на большом многоставном плоту составляет 10 - 12 км в час. На большинстве горно-таежных рек (Казыр, Кизир, Агул в Саянах и многие реки Северного и Приполярного Урала) в их среднем течении, не имеющем непроходимых завалов и порогов, при уклоне 1 - 2 м на 1 км средняя скорость сплава на плотах обычно равна 5 - 7 км в час. Очень сильно падает скорость сплава в верховьях таежных рек из-за завалов, а в верховьях горных рек, проходящих в широких троговых долинах, из-за частых мелей и перекатов. Здесь средняя скорость обычно не превышает 2 - 3 км в час. При скорости сплава менее 1 км в час строить плот нецелесообразно.

На преодоление наиболее сложных порогов, где приходится сбрасывать плот без людей и груза и может потребоваться восстановление и ремонт судна, следует предусматривать не менее одного дня.

Как было отмечено выше, нежелательно начинать плавание со сложного участка реки, но и на простом в продолжение первых двух дней сплава дневные переходы не должны превышать 4 - 6 часов. Такой режим позволяет экипажу спокойно освоиться с плотом и его управлением, выявить и устранить недостатки постройки судна. В этот период необходимо в учебных целях производить частые повороты и перемещения плота в потоке, подходить к берегу и отходить от него, вытаскивать и крепить переднюю гребь, заменять греби запасными, а также выполнять другие маневры, которые в дальнейшем могут потребоваться. Результаты такой учебы следует подробно разбирать не менее двух раз в день. В этот же период окончательно уточняют и закрепляют обязанности членов экипажа. Проведение всех описанных мероприятий должно быть отражено в графике.

Распорядок дня зависит от характера реки и условий плавания. Круглосуточный сплав, только в виде исключения, возможен на совершенно спокойных, хорошо известных равнинных реках.

Следует иметь в виду, что видимость подводных препятствий (мелей, камней и др.) резко ухудшается после захода солнца. На сложных горных реках число ходовых часов не должно превышать 6 - 8 в день из-за очень большой физической и нервной нагрузки на экипаж.

Как и в других сложных походах, основную варку пищи производят в лагере утром и вечером, а на обед готовят кофе, чай с колбасой, салом, сахаром и лепешками. Более инициативные группы добавляют к этому мясо и уху. Для такого обеда требуется перерыв не более часа. Однако подобный распорядок отнюдь необязателен. Например, если в середине дневного перехода ожидается порог или какой-нибудь интересный объект для осмотра, обед надо приурочить ко времени подхода к ним, а продолжительность остановки увеличить до не скольких часов. На спокойных, мало интересных участках реки обедать можно, не приставая к берегу. В конце плавания в нижнем течении спокойной реки при недостатке времени на плотах можно готовить не только обед, но и завтрак и ужин, получая тем самым без ущерба для сна еще около 3 ходовых часов.

В остальном на лагерные работы и приготовление пищи при путешествии на плотах затрачивается столько же времени, сколько в другом водном походе, и составляет у хорошо организованной группы утром от 1,5 до 2, а вечером от 2 до 3 часов. Вечером обычно выпекают хлеб или лепешки.

При плавании ночью организуют повахтенное дежурство и все время поддерживают костер.

Выбор места для лагеря в конце дневного перехода определяется не только числом ходовых часов, удобством подхода к берегу и разгрузки плота, освещенностью утренним солнцем и наличием ветра в "комариных местах". Кроме этих и ряда других факторов, обычных для любого похода, при путешествии на плотах выбирать место лагеря следует с учетом расположения наиболее серьезных препятствий. К сложным порогам надо стремиться подойти во второй половине дня или к обеду. Это позволит в тот же день произвести разведку как подступов, так и самого порога и при необходимости, перебросив груз к нижнему его концу, встать там же лагерем. Очень хорошо проходить порог с утра со свежими силами. При такой организации движения на спуск через некоторые пороги, правда, будет затрачено несколько "лишних" часов, но, во-первых, на порогах не следует спешить, чтобы избежать роковых ошибок, и, во-вторых, пороги, водопады, каньоны и другие препятствия на реке сами по себе настолько интересны и незабываемы, что желание скорее их проскочить равносильно обкрадыванию самих себя.

* *

В качестве примера рассмотрим возможный вариант графика сплава по Казыру, продольный профиль которого показан на рис. 40.

1 и 2-й дни - от Валы до Прорвы: расстояние 60 км, средний уклон 0,7 м на 1 км, средняя скорость течения 4 - 5 км в час. Сплав по 5 - 6 ходовых часов в день. Ночевки у рек Прорвы и Запевалихи. У Запевалихи - первая шивера.

3-й день - от Прорвы до шиверы Крутой: расстояние 30 км, средний уклон 2,1 м на 1 км, средняя скорость течения 6 - 8 км в час. Сплав 4 ходовых часа. Разведка шивер Томской, Саянской и Крутой - 3 часа. Ночевка ниже Крутой.

4-й день - от шиверы Крутой до порога Щеки: расстояние 25 км, средний уклон 2,1 м на 1 км, средняя скорость течения б- 8 км в час. Сплав 5 ходовых часов. Разведка порога Щеки и обнос груза. Лагерь ниже порога.

5-й день - от порога Щеки до порога Верхне-Китатского: рас стояние 16 км, средний уклон 1,9 м на 1 км, средняя скорость течения 5 - 6 км в час. Сплав 3 часа. Проход порога Щеки, погрузка. Разведка и проход Маетских шивер - 2 часа. Разведка Верхне-Китатского порога и обнос груза. Лагерь ниже порога.

6-й день - от порога Верхне-Китатского до порога Базыбайского: расстояние 30 км, средний уклон 1,9 м на 1 км, средняя скорость течения 5 - 6 км в час. Сплав 6 часов. Проход порога Верхне-Китатского, погрузка. Разведка и проход порога Ворота - 1 час. Разведка Базыбайского порога и обнос груза. Лагерь ниже порога.

7-й день - от порога Базыбайского до реки Багры: расстояние 45 км, средний уклон 0,7 м на 1 км, средняя скорость течения - 4 - 5 км в час. Сплав 9 часов. Проход порога, погрузка. Обед на ходу. Лагерь у пойменного озера.

8-й день - от реки Багры до заимки Нижняя Тридцатка: расстояние 30 км, средний уклон 0,7 м на 1 км, средняя скорость течения 4 - 5 км в час. Сплав 6 - 7 часов. Обед и завтрак на плоту. Ночевка в Нижней Тридцатке, так как она ближе к Убинским по рогам. Поиски лоцмана. Баня.

9-й день - от Нижней Тридцатки до села Гуляевки: расстояние 45 км, средний уклон 0,7 м на 1 км, средняя скорость течения 4,5 км в час. Сплав 8 часов. Окончание похода.

10 - 11-й дни - резервные.

Таким, образом, маршрут протяженностью примерно 300 км по очень сложной горной реке планируется пройти за 10-11 дней со средней скоростью 27-30 км в день, сплавляясь ежедневно в среднем по 5-6 часов.

Но как бы точно ни был составлен график даже по хорошо известному маршруту, его часто приходится корректировать из-за неожиданных изменений условий плавания или других непредвиденных обстоятельств. Если скорость сплава превышает расчетную, то освободившееся время следует использовать на наиболее интересных участках и сложных препятствиях, чтобы лучше познакомиться с ними. Если же, что бывает чаще, поход идет с отставанием от графика, руководителю нужно решить, что в данных условиях целесообразнее - увеличить число ходовых часов или начать расходовать резервные дни. В приведенном графике путешествия по Казыру в одном из походов были произведены следующие изменения: резервные дни были израсходованы у порогов Щеки и Базыбайского, так как они оказались много сложнее и интереснее, чем предполагалось (через Базыбайский порог плот сбрасывался без людей), шивера Крутая оказалась простой и не потребовала разгрузки плота, поэтому после разведки было решено проходить ее утром, а лагерь ставить в красивом и удобном верхнем "улове" над порогом.

При подготовке раздела использованы материалы из книги
Ю.Б.Пржиемского "Плот в туристском путешествии"

 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу