Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений
®

Передвижение. РАЗРАБОТКА МАРШРУТА

Подготовка любого туристского путешествия начинается с выбора района и объектов, которые группа хочет посетить. Обычно это наиболее характерные места, позволяющие полнее ознакомиться с жизнью и бытом, населения и природой района. В ненаселенной местности - это обзорные точки (вершины и перевалы), озера и др.

Способ передвижения, за исключением учебного похода, не является самоцелью, а определяется естественными условиями. Применение плотов оправдано не на всякой реке - ходить по равнинным рекам в густозаселенных районах гораздо приятнее и удобнее на байдарках или лодках. Не следует сплавляться на плотах и по судоходным рекам. Плоты имеют преимущества перед лодками и байдарками на больших горных реках, а в ненаселенной местности часто представляют единственную возможность двигаться по воде.

Средняя скорость плотов составляет 30-50 км в день, а при благоприятных условиях превосходит 100 км. Но очень редко удается пройти весь маршрут на плотах. Чаше сплав на них служит продолжением пешего горно-таежного или таежного похода. В последние годы не однократно и успешно применялся такой общий план путешествия: группа проникает в отдаленный ненаселенный район водораздела больших речных систем, совершает там кольцевые и радиальные маршруты, а потом быстро сплавляется на плотах к транспортным магистралям. Подобные путешествия совершались на Северном и Приполярном Урале, на Алтае, в Саянах И др.

Путешествия на плотах в более простых (с точки зрения плавания на этих судах) районах Южного и Среднего Урала, Коми АССР, Архангельской области могут совершаться как в качестве подготовительных мероприятий к боле сложным походам, так и просто для отдыха.

Ниже будет рассматриваться тактика плавания на плотах в сложном походе; для более простого путешествия часть советов можно будет просто опустить.

Подготовка похода начинается со сбора общих физико-географических сведений о районе по литературе и отчетам туристских групп. Полезны консультации геологов, географов и туристов, ранее побывавших в этом районе. Ценные сведения дает переписка с местным населением. Нужно послать 10-15 писем в районные центры, сельсоветы и наиболее выдвинутые вверх по долинам рек и населенные пункты. Лучше писать в райисполкомы и райкомы комсомола, председателям сельских и поселковых советов, в лесничества и леспромхозы от имени спортивных клубов, профсоюзных и комсомольских организаций и ДСО. Там можно быстро и почти наверняка обнаружить знающих людей.

При выяснении Возможности и целесообразности сплава на плотах особое внимание надо обратить на водный режим реки, на характер и местоположение препятствий на ней. Решающими факторами при этом являются: общий уклон реки и его распределение по участкам, расход воды, особенно в месте начала плавания, глубина плесов и перекатов в выбранное время года, возможность случайных резких колебаний уровня воды, источники питания реки. Важно также знать, какова долина реки, какие породы образуют берега и русло, есть ли подходящий лес в местах предполагаемой постройки плота.

Много ценных сведений может дать детальное изучение географических карт района путешествия и в первую очередь вычерчивание продольного профиля реки. Для этих целей пригодны гипсометрические карты масштаба 1: 100000 или административные карты областей масштаба 1: 500000. Полезные сведения можно найти в "Справочнике водных ресурсов СССР". Для прохождения очень сложных участков реки большой протяженности необходимы карты масштаба 1: 100000, которыми пользуются географические и геологические организации.

Наиболее наглядно и кратко сведения о маршруте могут быть представлены на продольном профиле реки, Для построения профиля очень удобна миллиметровая бумага. По горизонтальной оси откладывают длину участков русла реки между урезами (отметками высоты поверхности потока над уровнем моря), указанными на карте. Длину участка измеряют по карте курвиметром или циркулем с поправкой от 1,1 до 2,5, в зависимости от масштаба карты и характера речной долины. Чем карта крупнее, а долина уже, тем коэффициент поправки меньше. Урезы в более крупном масштабе откладывают по вертикали. На каждом участке профиля проставляют средний уклон в метрах на 1 км и чертят поперечный профиль долины, указывая место впадения притоков и положения порогов.

На рис. 40 показан продольный профиль реки Казыр, составленный по административной и гипсометрическим картам и дополненный сведениями из писем и консультаций. Такой профиль позволяет более правильно раз бить реку на участки с примерно равными внутри каждого из них условиями плавания, оценить их проходимость и наметить место начала плавания.

рис. 40

Место вязки плота и начала сплава выбирают при подготовке похода часто только на основании данных географической карты и профиля реки. В нашем примере такой точкой может быть устье Левого Казыра. Здесь средний уклон составляет всего 0,7 м на 1 км, а расход воды резко возрастает, так как река приняла на предыдущем участке свои основные притоки Среднюю и Большую Кишту, Левый и Правый Казыр, каждый из которых мало чем уступает по водосбору основному потоку. Участок реки, расположенный от выбранного места вниз по течению до устья Прорвы, имеет уклон 0,7 м на 1 км и должен быть легко проходим. Высота над уровнем моря всего 800 м показывает, что там должна быть вьтсокоствольная еловая или кедровая тайга, которая может дать необходимый материал для постройки плота. Некоторые опасения вызывает резкое расширение в этом месте долины и наличие островов, способствующих образованию завалов. Не менее серьезную опасность для сплава представляют мели. Косвенно судить о расходе воды можно по ширине русла - здесь она около 60- 70 м, что вполне достаточно для сплава.

Е. А. Косарев предлагает следующие критерии возможности сплава: ширина реки при уклоне 0,5 м на 1 км должна равняться 4 - 6 м; при уклоне до 1 м на 1 км - до 20 - 25 м; наконец, при уклонах более 1,5 м на 1 км - не менее 40 - 50 м.

По условиям плавания и характеру препятствий маршрут можно разбить на четыре участка.

Первый участок - от устья Левого Казыра до устья Прорвы - имеет средний уклон 0,7 м на 1 км, значительных порогов и шивер нет, островов мало. Долина сравнительно узкая, корытообразной формы, русло образовано галькой. Протяженность участка 60 км, вполне достаточная для того, чтобы группе хорошо освоиться с характером реки и своего судна.

Второй участок - от устья Прорвы до порога Щеки - характеризуется средним уклоном 2,1 м на 1 км. Несложные шиверы почти непрерывно следуют одна за другой, потеря высоты происходит равномерно. Разведку прохода через них целесообразно проводить только в начале участка, чтобы дать группе возможность освоиться с характером препятствий. Долина реки очень узкая, местами в русле появляются коренные породы.

Третий участок находится между порогами Щеки и Базыбайским. На нем средний уклон несколько уменьшается, но распределен неравномерно: река течет как бы по ступеням гигантской лестницы. На участке три больших порога и ряд средних, образовавшихся там, где русло проходит в скальных породах. Преодоление этих порогов не всегда возможно. Даже при благоприятных условиях требуется разгружать плоты и переносить груз по берегу. Долина здесь очень широкая.

Четвертый участок начинается четырьмя простыми шиверами, а далее спокойное течение реки простирается на протяжении 120 км. Уклон не превосходит 0,7 м на 1 км. Русло проходит по очень широкой долине, часто дробится на протоки. Участок замыкается двумя большими порогами - Убинским и Гуляевским, расположенными ниже первых населенных пунктов Верхней и Нижней Тридцаток.

Для сплава по горным рекам, таким как Казыр, наиболее удобен плот на 5-6 человек, имеющий длину около 8 м при ширине у кормы 2,5 м, собранный из 6-8 отборных еловых или кедровых сухостойных бревен. Оснащается он гребями длиной по 9 м каждая, установленными на подгребицах с наклонными подголовниками. Более крупные плоты неповоротливы, а меньшие имеют недостаточную остойчивость. Для группы 10-12 человек строят два таких плота. Вариации этого типа плота, вероятно, подойдут для верхнего и среднего течения большинства горных рек Сибири. Для сибирских рек с шириной русла более 200 - 300 м строят многоставные плоты большой ширины. Для верхнего течения рек Северного и Приполярного Урала, например Щугора боле подходят салики на 2 - 4 человека, связанные из сравнительно тонких бревен. Управляют ими при помощи шестов. Главное препятствие в верховьях такой реки - мели, поэтому салик должен быть легким.

Даже в хорошо подготовленном походе иногда приходится корректировать маршрут. Вернемся к сплаву по Казыру. Выйдя в район устья Левого Казыра, группа убеждается, что местность здесь сильно заболочена, река делится островами на узкие протоки, местами встречаются завалы. Группа решает двигаться далее вниз по течению. Пройдя по топям и болотам около 6 км, туристы выходят к устью реки Валы. Здесь долина сужается, острова исчезают и есть хороший еловый сухостой. Построив плот, группа проходит сложный, но увлекательный маршрут.

Возможен случай, когда группа наметила спуск на плотах через уже хоженый порог, но сильное изменение уровня воды делает его непроходимым. Например из-за обмеления обнажились камни, перегородившие слив, или паводок, вызванный дождем, сильно увеличил скорость потока в каньоне. В этом случае у группы должно хватить мужества отказаться от рискованных экспериментов. Поскольку сплав идет обычно в сторону ближайших Населенных пунктов, а река в таежных условиях - лучшая тропа, то совсем прекращать сплав и уходить от реки разумно только в виде исключения (если не говорить о самом начале маршрута). Обычно опытные таежники дважды и трижды вяжут плот но все-таки идут по реке.

При подготовке раздела использованы материалы из книги
Ю.Б.Пржиемского "Плот в туристском путешествии"

 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу