Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений

Джулукуль - 2003

18.8.2003

На 110 мотор начинает греться, но еще терпимо. А на 120 ему уже душно и термометр просит не торопиться. Мишка тоже сбрасывает скорость и маячит впереди, приветливо покачивая прицепом с тремя мотоциклами.

Выехали в 4 по полудни в воскресенье и машин относительно мало. Зато насекомые…, такое впечатление, что они не просто плотно пообедали, но и дня два не срали! Окно приобретает постепенно вид плохо постиранной туалетной бумаги. А вот у этой козявки видимо еще и месячные были - здоровенный кровавый плевок вмазал слева по стеклу. Что последним приходит в голову мухе при встрече с лобовым стеклом автомобиля на такой скорости? Правильно, жопа.

Какой-то ухарь на микроавтобусе, на 110, очень неосмотрительно, не просто обогнал Буданова, но и невежливо подрезал его! О чем жалеет, наверное, до сих пор. Я не мог упустить такого зрелища и раздраконил свой крузер, чтобы не отстать и увидеть суровое, но справедливое наказание. Мягкие, требовательные постукивания Мишкиного крузера с прицепом по заднему бамперу напрягли беднягу. Представьте себе, что на скорости 120 км в час вы видите в зеркале, ощетинившуюся лебедкой, морду здоровенного крузера на расстоянии "дай прикурить!" от своего заднего бампера.… Как бы сказал Боря Моисеев - в очко играть не надо! Автобусик начинает сбрасывать скорость и прибирает вправо, пытаясь пропустить Буданова. Но крузер, как на жесткой сцепке, делает тот же маневр. Только расстояние между машинами уже "Щас как дам прикурить!". Паника нарастает и автобусик ищет спасения уже на обочине, пыля, визжа и уворачиваясь от пинка, а Мишка, как лукьяновский Аскат, проходивший случайно мимо, бодренько продолжает путь, весело помахивая хвостом-прицепом. Мы опять сбрасываем до 110, но нарушителя конвенции уже не увидим.

Перед Тальменкой мочевой пузырь вежливо напоминает о своем существовании. В глубине души и организма, я жду, что ведущий тоже чего-нибудь захочет и остановится, но зря. Я объясняю своему пузырю, что надо потерпеть еще 100 км до Налобихи, где наш командор всегда останавливается на ланч.

Налобиха пролетела, как орел над парашей. Я стал уговаривать дальше и чаще, но это не помогало. На выезде из славного города Бийска, я нагло остановился около виадука, почти в середине дефиле жриц продажной любви и как академовский кобель пометил ихнюю территорию (с огромным душевным и физическим наслаждением) и помчался догонять Мишку.

Без малого в 9 вечера мы были у Лукьянова. Обмыли его новую машину и около часа ночи угомонились, т.к. договорились выезжать в 5 утра. Еще надо было забрать директора Алтайского государственного заповедника Сергея Спицына и его коллегу. Я устроился на крыльце на надувном матраце и в пуховом спальнике: это просто праздник! И еще, черт знает сколько времени, выслушивал, как один больной на голову пёс, пытался перегавкать цикады.

Проспали. Встали в 6 утра и, не завтракая, заехали в Горно-Алтайск за Спицыным и Михой. Чтобы не путать их с Будановым, пятого члена нашей дружной команды назвали Михой.

Серегу, как юродивого у Колотозова, перекосоёбило здоровенным флюсом с левой стороны. И даже рыжая кулацкая борода не могла скрыть сего факта.

Не смотря на все преграды, тронулись и в 9 утра были на Семинском перевале. Утро - святое время для моего организма и я пошел в даль светлую откладывать личинку, как бы ни сказал Станислав Лем. Возвращаюсь одухотворенный и готовый к дальнейшим подвигам. В нестройных рядах попутчиков издалека вижу какое-то нездоровое напряжение при моем приближении. Значит, будет очередной прикол - Мишка мастер по этой части. Через заднее стекло моего крузера проглядывается как дождь из фольги на моем лобовике. Думаю, налепили какую-нибудь херню, гады, пока я занимался святым делом.

Нездоровым оживление не было. Оно было сочувствующим. Мужики стояли между двух машин, курили, и вдруг, у них за спиной, раздался как бы выстрел и треск с хрустом. Они оглянулись - сталенит на моем лобовом стекле покрылся удивительно красивым узором. Сколов и ран на нем не было, чего ему не хватило? Видимо время приспело. Честно говоря, не вовремя. Но уже радостно то, что это произошло во время остановки, а не на скорости в 110 км в час.

Чтобы осколки не рассыпались внутрь машины, бывалый Буданов посоветовал выдавить его изнутри наружу через какую-нибудь тряпку, чтобы не пораниться. Я достал старое одеяло, предназначенное в подарок туземцам. Но Мишка посоветовал сделать это надувным матрацем, мол, с него стекло легче стряхнуть. Выдавили, очистили, как смогли салон от осколков. До этого Серега ехал со мной, а Миха с Буденным и Ванькой. Предстояло ехать дальше без лобового стекла, с ветерком, и для красивого флюса Спицына эта процедура была бы последней. Со мной посадили Миху, надели на него омоновский черный шлем с одной прорезью для глаз, на эту прорезь мотоциклетные очки, а на него самого - все, что было теплого. Я тоже парень не промах! Одел такой же, только защитного цвета, шлем, черные лупастые очки и пуховую куртку с капюшоном. Мой наряд дополняли изящные шорты. В общем, вид у нас был боевой и раненных, среди встречных не оставалось.

Сначала ехать было бодро. Но потом солнышко поднялось повыше и подтянуло градус с 16 до 25. В отличную солнечную погоду мы втроем: я, Миха и Андрей Макаревич, лихо рассекали по Чуйскому тракту, салютуя встречным голосующим ручками из ветрового стекла.

В Кош-Агаче заправились. Доехали до стоянки алтайцев за деревней Кокоря, наградили их моими домашними тряпками и договорились, что они постерегут крузер до нашего возвращения через неделю. Залепили, как смогли лобовик пленкой и изолентой. Я пересел на Мишкин аппарат с Михой, а три мушкетера: Буденный, Ваня и Серега оседлали свои моцики. Спицын тут же получил первый и единственный 10-минутный урок езды на триальном мотоцикле. Мой омоновский шлем, как самый теплый, безуспешно пытался скрыть симпатичный Серегин флюс. Чтобы было легче дышать, он дырку для глаз опустил под бороду - техасские рейнджеры отдыхают, а Спилберг бы удавился от зависти последней котлетой от такого типажа!

Доехали до последнего леса и навалили в прицеп, сколько вошло, дров. Дальше были только березовые рощи по щиколотку высотой.

Турбокомпрессор на мишкином агрегате уютно свистит как на тракторе К-700. Не взирая на то, что оно засрано трупами насекомых, с лобовым стеклом ехать гораздо приятнее. Буденный с Ванькой, как второгодники, сбежавшие с уроков, умчались вдаль. Серега почему-то поехал в обратную сторону. Короче искали друг друга раза 3-4. Потом всё устаканилось: эти шершни летели вперед, а мы с прицепом потихоньку подгребали за ними. Въехали в Туву. На стоянке смогли купить только кг 3 баранины и поехали дальше. Машина прёт как танк, даже в крутые подъемы я не включаю ни передок, ни пониженную передачу.

На нечастых встречах с нашими мопедистами, Буданов учит меня теории и практике вождения его автомобиля. Надо ехать так медленно, чтобы прицеп за нами не скакал детским мячиком, и так быстро, чтобы не задерживать весь караван. Внемлем, пытаемся, но получается плохо: и едем медленно, и прицеп суетится, как пиратский флаг на ветру. А вокруг красотища! Ранняя золотая осень, горы, облака, озерки и ручейки, дорога пока еще не совсем похабная и можно ехать на второй передаче, свежий собеседник… Песня, одним словом!

Вываливаем на гребень, и впереди видим Буданова. Он стоит рядом с мотоциклом и явно ждет нас. Собрав все свои тощие запасы джиперского искусства, степенно подъезжаю к Мишке. Он очень саркастично и спокойно спрашивает: "А что, прицеп вам не нужен?"

Оглядываемся, мама дорогая! Прицепа и вправду, как не бывало. Поехали по своим следам, и за той самой грядой стоит он, сиротинушка, жалестно воткнувшись жлыгой в землю. Подняли, посмотрели. Шаровый фаркоп (механизм сцепки) производства знаменитых рукоблудников города Юрги, порван на хрен! Металл за последние 40 лет эксплуатации истерся до фольги и также как лобовое стекло, не выдержал нашего экстрима. С помощью случайно взятого у меня в машине стального тросика и такой-то матери, приматываем фаркоп к машине и фиксируем конструкцию веревочкой. Решаем ехать так, на соплях, до ближайшей воды и вставать на ночь, на стоянку.

Дальше я крадусь на цыпочках с инвалидным прицепом, мужики на мотоциклах кружат около нас. Километров через 7 находим удобное место для стоянки, на берегу озера. Я на этом месте нахожу человеческий череп без нижней челюсти, обглоданную большую берцовую кость и один позвоночник. Судя по цвету, они валяются здесь уже лет пять. Серега говорит, что место нехорошее, мы отъезжаем метров на 30 в сторону и ставим лагерь.

За ужином, плеснув суспензии себе и местным духам, решаем, что утром Буданов открутит с прицепа фаркоп и метнется обратно в Кош-Агач его заварить.

Ставлю палатку, надуваю матрац до упора, расстилаю спальник, чтобы в критический момент без проблем отойти к Морфею. Национальное алтайское блюдо "лапша Доширак", чай, и капелька суспензии удачно скрашивают наш вечерний досуг. Иду спать. Залажу в палатку, что-то матрац мягковат. Ну, думаю, похолодало, высокогорье.… Надуваю опять до упора и укладываюсь. Через три минуты камушки утыкаются мне в поясницу. Всё понятно - проткнул матрац стеклом. Подстилаю на резину под поясницу пуховую куртку и пытаюсь найти наилучшее положение, положив под голову китайские кроссовки "Адидас".

Часа в 4 ночи чайный экстремизм выгоняет меня наружу. Последняя четверть луны прожектором заливает округу, можно читать. Облаков мало и они редкие. Тепло 6-7 градусов.

19.08.2003

Утром, будильник Буданов, вежливо, почти без мата, приглашает всех к чаю. Серега, живой после вчерашней ударной дозы аспирина. Уже хорошо, что ему не хуже. Вчера в бродах он падал редко, поэтому вымок только по пояс. Туристические ботинки ему помогли мало. Обуваем ему на 42 размер лукьяновские резиновые сапоги 47 размера и почти непромокаемые штаны. С прицепом решаем не терять день, а если он не оборвался на наших веревочках до стоянки, то и дальше сдюжит. Дай бог! До Джулукуля уже недалеко: видны снежники за ним, и гряда перед озером, на которую нам надо пробиться. Еду на 1 и 2 передачах. Орлы на моциках кружат рядом и поджидают, пока мы не подкрадемся с раненным прицепом на крузере. Начинаются верховые болота, прорезанные колеями ГАЗ-66 и заполненные жидким торфом и водой.

В ответственных местах я меняю баранку крузера на видеокамеру и предоставляю Буданову продемонстрировать для потомков своё высокое искусство прохождения непроходимого. Ощущение, что нормальные люди сюда ни в жизнь не сунутся, растет и крепнет с каждым новым болотом. Полный стабилизец нас встретил в виде 150 метров торфяника с колеей по колено и отсутствием мест, за которые можно зацепиться лебедкой. Буданов лихо съезжает с сухого берега вниз в колею и метров через пять садится намертво вместе с прицепом. Со слезами отвязываем, вынесшие все испытания наши путы на фаркопе и отодвигаем назад прицеп. Пытаемся толкать двухтонный крузер в разные места и хотя бы раскачать его, но он садится еще глубже и прочнее. Лопату брать гордый Буданов отказался (ему всё равно сидеть за рулем), поэтому жидкую грязь из-под колес выгребаем руками. Спасение пришло в виде двух железных штырей, воткнутых на берегу нашими предусмотрительными предшественниками. Забиваем их на метр в болото и камни под ним и с помощью лебедки, досок от порушенного постамента для моциков из прицепа и ненормативной лексики, вытаскиваем крузер. Что можем, забираем из прицепа, заправляем под пробочку мотоциклы, часть дров привязываем на передний бампер и, бросив в грязи нашего брата по оружию, продолжаем упорно карабкаться вперед.

Добрались до избушки на озере, пообедали и наши зайчатки, весело тарахтя и подпрыгивая, лихо ринулись на брошенный рыболовецкий участок ловить что попадется.

Меня удивляет, что уже 2 дня погода нас терпит и полощет дождем и снегом окрестные горы, а нас, грешных, не трогает. Вот и сейчас, над озером и нами, сверху дырка чистого неба, а вокруг творится жуткое безобразие. Но, судя по упругому северному ветру и подтянувшимся за ним черным тучам, балдеть нам осталось не долго.

Описывать чудеса природы сложно, поэтому стараюсь заснять их, по мере сил и возможности. С силами напряг. На этой высоте (2200) не устаешь только лежать. Голова болит и успокаиваешь себя, что это от Балантайна.

Пока я писал и снимал, Миха мухой (часов за пять) облетел близлежащие горки, метнулся за речку Чулышман и вернулся. Бараньи ребра и лытки в котелке дошли до состояния бизе. Ближе к вечеру и темноте, усталые и голодные, вернулись и наши рейнджеры с трофеями. Они разнузданными коршунами нежданно упали на заброшенный рыбацкий участок почти на другой стороне озера и накрыли там бригаду из 8 геодезистов, а у них 50 ускучей и 44 хариуса. Одних штрафов получится тысяч на 80. Да еще изъяли ружье и составили 6 протоколов. Короче, навели шороху. Трошки поужинали, втянули по 5 капель суспензии за погоду и легли впятером на нарах в домике спать.

От обжорства, жестких досок, духоты, храпа и пуканья (если не сказать громче), а также скрипа двери и нар, не выспался никто.

20.08.2003

С утра был великий туман. Озерцо в 30 метрах от домика уже не было видно. Но, постепенно распогодилось, туман всосался в озеро и лёг дивной росой на траву и паутину, и стало видно, что мы находимся в самой сердцевине благодати. С востока горки покрывались свежим снежком и были видны заряды снега, засыпающие верхушки. С юга и с запада такая же веселуха, только в виде дождя. Решили срочно выбираться и переезжать на озеро Блестящее. На обратной дороге благополучно миновали родное болото и забрали свой прицеп с дровами и бензином, и одну из палочек-выручалочек.

Крузер на 1 передаче очень просится на вторую, а на второй - прицеп грозится оторваться. Так и телепаемся с 1 на 2 и обратно. Скорость 2-5 км в час. Безлошадные велосипедисты оторвутся от нас, объедут ближние горки, потом лежат на пузе, задрав многострадальные зады, ждут и подначивают наш доблестный пролетарский экипаж. Высота ниже 2200 не опускается. Дождя нет, и это радует.

Доехали до островка, на котором ночевали в прошлом году. За речкой и горкой, невдалеке, оз. Блестящее, где харюза сами выпрыгивают к тебе на берег. Разве что не в тарелку. Ванин моцик уже на той стороне. Мишка с Серегой показывают нам как, откуда и куда мы должны бродить эту речку. Переползаем с прицепом по диагонали и ждем с видеокамерой наготове наших главных каскадеров. Серега переехал и у самого берега спрыгнул в воду с вертлявого мотоцикла, не уронив его. А сэнсей и гуру Буденный, на том же месте, сам завалился почти на спину и утопил мотоцикл. Кадры получились достойные.

За 15 минут разобрали японскую технику, перевернули, вылили из двигателя воду, собрали, завели и поехали дальше.

Блестящее - большое и красивое озеро, окруженное почти со всех сторон горами, находится в котловине. Через то, моя главная рыбалка и цель - поснимать закаты, здесь обречена на неудачу.

Чайки и утки корректно не лезли к нам, а любопытные бакланы охуевшими птеродактилями барражировали под самым нашим берегом, удивленно разглядывая "пятерых смелых" на куче вонючего железа.

От берега мель метров 15-20, поэтому первому повезло Буденному - он в болотных сапогах зашел на эти 20 метров в воду и вытащил приличного хариуса с красивыми радужными кляксами на здоровенном спином плавнике. К темну подтянулся Ваня с другого берега еще с двумя такими же красавцами. Я с фотоаппаратом и штативом залез на горку над лагерем и караулил закат. Солнце садилось за близкие горы очень бестолково и снимки получились так себе.

Ужин со свежей рыбкой и при свечах прошел очень хорошо. Доели две полусырые бараньи лопатки, отпили суспензии с балантайном, на десерт чай с пряниками и часов в 10 разбрелись по палаткам спать. Я поставил свою палатку на мягком мху и ягеле и спать было хотя и не ровно, но хорошо. Ночью вылез проверить природу. На небе в центре серп луны, на палатке звездочки замерзшей росы, а на озере поднялась и зависла испарина. Ближе к утру, сквозь сон, был слышен громкий мат птичьего семейства на озере, но это не помешало, а наоборот придало еще сил и проспал я до завтрака.

21.08.2003

Мишка вытащил мою, зацепившуюся еще вчера, блесну и сказал, что местным аборигенам она не войдет даже в рот. Выдал мне из своих запасов подходящий калибр. Я начал елозить им по мелководью. Слева Буданов, стоя в болотниках по самые помидоры, лихо, со свистом, метал и метал инструмент. Справа Серега, тоже зайдя метров на 10 в лукьяновских резиновых сапогах, пытался выдернуть зацеп.

Я понял, что у костра от меня больше толку и что потом возьму у Сереги сапоги и попробую побросать поглубже. Ваня с утра уже выловил дежурного хариуса и собирал снасти на дальнее озеро. С берега мы увидели, что Серега, с почти зажившим флюсом, в плавках и свитере залез в воду сначала по плавки, а потом уже и по грудь, добросовестно пытаясь отцепить блесну. Видимо флюс его уже не беспокоил. Через 10 минут он вернулся к костру и сообщил, что будет снимать ее с надувного матраца. Буданов испортил всю обедню, объяснив Сереге, что надо просто потянуть за леску, крючки тонкие и они разогнуться. Что и было сделано.

Но сапоги были полные воды и я понял, что моя глубоководная рыбалка отодвигается на неопределенное время.

Между тем, Миха, со своим рейдовым рюкзачком, упорол в неближний обход по своим заповедным делам. Буданов с Ваней оседлали японских коней и со спиннингами за спиной, как копьями у средневековых рыцарей, укатили искать удачу. Серега одел сухие теплые толстые носки, связанные чьей-то заботливой рукой, а сверху на них элегантные босоножки. Расстелил на земле солнечные батареи, примкнул к ним лэптоп и спутниковый телефон и получил 8 писем по электронной почте.

Я оказался самый занятой - запихал от дождя под прицеп коробки с харчами, прибрал на столе, поснимал какие-то синенькие колокольчики, поёрзал в фотоаппарате и стер десятка полтора неудачных снимков. А потом залез в палатку, чтобы осмыслить эту лабуду (которую и пишу). Обстоятельства и тяжелые жизненные условия складываются так, что я не удивлюсь если через несколько минут засну. Не взирая на запреты и проклятия Буданова. Прервусь на минутку и проверю.

Получилось!

Одна из основных заповедей джипера - на праворульной машине редукторы мостов располагаются прямо под твоей левой полужопицей. И по колее (или без оной) надо ехать так, чтобы не задеть о камни эти самые редукторы - самое низкое место автомобиля. Поэтому во всех кустиках и мшистых кочках, не говоря уже о торчащих каменюгах, видишь потенциального врага и корячишься на машине так, чтобы редукторы прошли над самым глубоким местом. Я это понял проехав не одну сотню километров за Мишкой, след в след, как ни сказал бы индеец Желябовский. А когда это не удается - смачный стук камнем по металлу заставляет втягивать обе свои полужопицы, а ненормативная лексика в свой адрес пытается хотя бы частично загладить свою вину перед машиной.

Почти порожний прицеп телепается сзади за машиной и уже наученный горьким опытом, косишься в боковое зеркало на его мелькание и, слава богу, присутствие.

К вечеру все собрались в лагере. Буданов и Ваня ловят себе потихоньку харюзков, Серега вытащил одного но очень крупного. Только мы с Михой бьёмся как рыба об лед! Я даже спиннинг кидаю регулярно. Миха, правда, не занимается такой ерундой, но рыба к нам идет только в ванином или мишкином кане. Так что, во взятой Мишкой 25-литровой фляге лежат пока только лук, "Доширак", чай и прочий провиант. А пойманная рыба тусуется между мисками, котелками да нашими желудками. За ужином поздравляем меня с совершеннолетием дочки и решаем завтра с утра перебираться на озеро Длинное, где хариус обгрызет все наши блесны и истреплет леску.

22.08.2003

Утром горячий чай, пряники, бутерброды. Одним словом, кто что найдет на столе от вчерашнего пиршества. Сборы. Пока упаковываемся и собираем шмотки в крузер и прицеп, пытаемся хоть чуть-чуть подсушить палатки от ночной росы. Сережиному моцику наши механики формулы 1 подкладывают под сиденье кусок полена, чтобы не проваливалось, и привязывают его к раме веревочкой, чтобы не отрывалось и не отлетало от мотоцикла вместе с Серегой.

Не царское это дело - возвращаться по своему проверенному следу. Поэтому при обратном броде наш Сусанин-Буданин, нашел след ГАЗ-66 и стал объяснять мне как надо газовать и что включать. Я предложил ему самому перегнать крузер через брод, но получил конкретный приказ: "Вперед!". Включил всё, что можно и на второй пониженной с блокировками обоих мостов, отважно бросился в атаку. Атака захлебнулась в песке и жидком торфе у противоположного берега. Крузер ткнулся бампером как в пристань, в откос. Сначала погазовал я, потом Мишка и когда колеса ушли в грязь по ступицы, а передний мост устало лёг на грунт, стало понятно, что приехали надолго.

Чтобы не мочить прекрасные новые китайские кроссовки, купленные мною на базаре в микрорайоне "Щ" за целых 600 рублей, пришлось их снять вместе с носками и часа полтора бродить вокруг крузера по ледяной водичке босиком, в закатанных по колено штанах. Размотали лебедку, а лебедиться-то и не за что! Достали из прицепа нашу палочку-выручалочку, забили ее в землю по самое нехочу и крузер без натуги выдернул ее из мягкого намывного грунта. Ближайший камень оказался градусов под 45 от направления машины. Забили железяку за камень, зацепили трос и попробовали еще раз. Трос порвался об острый край бампера. Крутя домкрат, сопя и матерясь, Мишка комментировал по ходу дела оператору Ване в видеокамеру, кто засадил его крутой автомобиль в эту красивую, но очень дикую природу. Досками и домкратом, подняли передок сначала с одной стороны, потом с другой, напихали под колеса в жидкий торф хороших камней, подложили эти же доски и маэстро Буданов под наши бурные овации и крики "Брависсимо!" (ну и еще кое-какие крики) выехал из западни.

Дальнейший наш путь до Длинного озера проходил без приключений, по изумительно красивым местам. В открытое окно влетал сладко-горький запах дорогого парфюма типа "Кашарель". "Типа" - да, но никакой, самый дорогой парфюм не мог сравниться с этим запахом! Мягкая горчинка была понятна - от полыни высотой сантиметров 5-6. А вот что было основным и самым приятным в этом запахе: уже засохшая трава, карликовая береза всех оттенков зеленого, желтого и бардового цвета, подсушенный сверху и сырой как губка внутри мох-ягель, убей меня - я не скажу. Не знаю. Ко всему этому добавлялся легкий ветерок вдоль долины, несущий свежесть снега с гор и от воды ручьев и речек. Такого запаха я прежде нигде не встречал и если может запах сниться, то он мне снится. Я никогда не нюхал фимиам, но уверен, что по сравнению с этим запахом гор, фимиам - навоз.

Куропатки выпархивали из-под колес крузера, заставляя меня вздрагивать, отвлекаться и вспоминать недобрым словом их маму. А один сосунок метров 15, не то чтобы бежал перед машиной по колее, а так, степенно шел (догнать-то мы его не могли - такая, блин, дорога!), пока ему не надоело и я не побибикал. Только тогда он встал на крыло и отлетел с дороги метров на 8.

Чтобы подъехать к самому озеру Длинному надо подняться на небольшой холмик, высотой метров 400 и спуститься с его обратной стороны. До сих пор этот участок мне особо памятен и дорог! По телевизору иногда показывают чемпионат по триалу, где на трассе выкладывают катушки от кабеля, железобетонные трубы, кубы и тому подобную хренотень. Ну что же они мучаются! Надо просто приехать к этому холмику всей этой гоп-компании и холмик сразу станет раза в два выше: от самой кумпании и от ее хваленой техники. Ребята, это не дорога и даже не направление - это полный стабилизец! Если бы в машине было хоть немножко молочка, то с обратной стороны холма мы уже были бы богаты великолепным свежайшим сливочным маслом. Машина потихоньку шкрябает себе вперед, но мой организм и всё нутро сжимается, как во время родов, (не знал и даже не догадывался, как это происходит и теперь вполне отчетливо себе представляю)! Если бы еще крузер мог раздвигать и сдвигать колеса и приподнимать их по одному, перешагивая через камни, это был бы великий автомобиль! А так, просто хорошая машина, которая едет себе тихонько по следам ГАЗ-66 со всеми удобствами, кондиционером, музычкой и только два чудака на букву "м" телепаются у нее в чреве, как розовое масло в проруби! Кстати, танк здесь тоже должен пройти. Может быть…

Наконец, всё позади, мы на берегу, в уютной котловине перед каскадом из трёх озер (остальные просто не видно). Умишко-то понимает, что обратной дороги, окромя той по какой мы приехали, нет. А душа просит: помолчи, дай выдохнуть и оглядеться! И я прислушиваюсь к душе.

Таборимся. То бишь ловко ставим лагерь. Кажется, что переехать вот так можно и через Гималаи, а уж лагерь мы будем ставить как скатерть-самобранку на "раз". Разбрасываем поверх кустов на солнышко спальники на просушку. Некоторые несознательные (а их у нас только двое) уже бегут к берегу со спиннингами. Стиснув зубы терпим, рыбки-то хочется! Легкий полдник и народ, как песок сквозь пальцы, ушел в даль светлую: Михе и моцика не надо, он пешком с биноклем сбегает раза два за горизонт и обратно, Ваньша набортовал рюкзачок, копье за спину и исчез, как вчерашний туман, только Мишка с Серегой окучивают ближние берега. Я тоже героически метнул несколько раз, потом проверил запоры и заставы, произвел развод часовых и дозорных и углубился в штабную палатку для разработки генерального плана дальнейших действий. Надо было сосредоточиться. Организм устал. Не привык он к такому количеству свежего воздуха и живой воды. Задрав и подвязав в палатке обе стороны, я устроился поверх пухового спальника. В распахнутые "двери" хозяином влетал свежий ветерок и открывался прекрасный вид на озеро сказочной голубизны и далекие горки за ним, висящие в дымке. Вняв зову долга, я стоически поработал с фотоаппаратом (минут 7) и пал героем на поле брани!

Разбудил как всегда Буданов вежливым, в его понятии, намеком, что некоторые, особо застоявшиеся, могли бы и почистить рыбу. А легко! Кто бы спорил. Я мухой вспорхнул (хотел написать "белым лебедем", но ведь не поверите и правильно сделаете. Где вы видели лебедя за центнер весом?) почистил и выпотрошил штук 10 разнокалиберных хариусов, пойманных Мишей и Серегой.

Уже совсем по темну вернулся из похода Ваня и припёр полкана рыбы. Рассказал, что на дальнем из каскада озере, харюза "плавятся" - т.е. выпрыгивают из воды или за мошками или чтобы унять свою неимоверную дурь. Рыба ждать не будет, поэтому под фонариками ее почистили и выпотрошили. Я сачканул под предлогом фотосъемки. И правда, получилось несколько неплохих кадров.

Посчитали по рассказам Вани - получилось, что он подмял километров 10. По его словам мотоциклы там не пройдут, а Ваня знает, что говорит и можно представить эту "дорогу". Засолили рыбку, поужинали и разбрелись спать.

23.8.2003

Утро, как всегда, удалось - Мишка тонко намекнул, что некоторым не нравятся слабые закаты, так они с горя и неслабые рассветы проспали. Намёк тонкий, но справедливый! Действительно, организм, в ответ на заботу, повышенные дозы солнечной радиации и чистого воздуха, здоровое питание и питьё, работает, как часы: только голову до подушки… и главное - не промазать, а то башку расшибешь. Согласен, рассвет я прокуковал. Но, то что от него осталось очень скрасило моё разочарование: на небе ни облачка, вода в озере - дивное зеркало, в котором отражаются противоположные горки, так что трудно найти границу между отражением и реальностью. И я это заснял. И теперь слабонервный народ, глядя на снимки вверх ногами, ахает и охает и кричит, что он хочет "туда"! Да за ради бога! Я вам даже на карте корявым пальцем это место покажу!

Но впереди нас ждал небольшой перевал на 2 800 м, а перед ним шишечка на 2 600. Серега на моцике уже вполне освоился. Флюс у него почти прошел. Наши рокеры отправили нас с Михой на штурм одних, договорившись, что встретимся на самом верху. А сами собрались заехать еще на одно озеро и проверить там клёв. Непоседы, ити их мать… Поехали!

Издали склон даже очень ровный и не так уж сильно крутой. По факту получаешь огромную стиральную доску, поставленную в ванну. Даже угол почти такой же. На таком склоне можно ехать только вперед: или вверх или вниз. Поворачивать вдоль склона, а тем более пытаться развернуться, не надо, не советую. Это практически невозможно. Я такие склоны видел и проходил по пути на водопад за Усть-Семой. Там по склону коровы протоптали себе тропинки. А здесь-то какие, к черту, коровы? Похоже, что ветерок поработал. Тем более, что травка если и есть, то небольшенька и так, местами.

Вообщем, крузер на первой пониженной, со скоростью бодрой черепахи, пыхтит и карабкается вверх. В машине очень удобно: лежишь на спине, задрав ноги кверху. Почти как на диване. Только назад оглядываться что-то очень не хочется. И думать: "а если…"!

Если что - мало не покажется и второго дубля в этой жизни уже не будет. Но побеждает азарт, мол, "я тебя сделаю". Тем более, что год назад я таки его сделал и не на мишкином К-700, а на своей ласточке, которая на такой высоте задыхалась, как старый астматик и отхаркивала солярку живьем непереваренную. Ну не хватало ей воздуху, чтобы сжечь ее и дать еще немного силы моему коню. А сейчас только свист компрессора и холодный ветер в открытое окно.

Издали и шишечка и перевал казались если не симпатишными, то уж не страшными, точно. В упор они и не страшные, вроде, но вот как-то так … не хочется, а объезда нет. Залезли на шишку, поснимали с нее панораму и озеро Длинное с его собратьями по каскаду. Облачка вдали если и не ниже нас, то уж точно и не выше. Как будто перевернув песочные часы, упершись коленками и носами, с такой же скоростью спускаемся с шишки к началу главной горы.

Та же стиральная доска, щебень, растительность, как на моей голове. Гудим, свистим, ползём. Прицеп на месте и нам не мешает, т.к. для Мишкиного крузака он как метла для паровоза. Забираемся на уровень шишки. Из щебня всё больше появляется булыжников, они растут и перед последним подъемом колея, по которой мы крадемся, разветвляется как расческа, на полтора десятка следов. Добрая половина этих следов помечена аккуратными и глубокими квадратами. Это следы от 4 колес ГАЗ-66, которыми он пытался вылезти из вырытых в камнях и щебне ям. По прошлому году помню, что левее было попроще. Выбираю влево по какому-то следу, крадусь, крадусь… всё! Приехали!

Вылазим из машины оглядеться. Вперед проблематично. Назад? Я никогда не ездил назад с прицепом не то что по сумасшедшему склону, а даже на ровном месте. Теоретически можно отвязать прицеп, но это вряд ли поможет. Ровняем с Михой под колесами камушки, врубаю обе блокировки и пробую выбраться еще раз. На склоне на 4 красивых ямки становится больше. На ручных, ножных и зубных тормозах начинаю пятиться вниз по склону. Помню, что с прицепом крутить надо как в зеркале. Видел неоднократно как это делает Мишка. Пока получается. Пару раз поддергиваю вверх, чтобы выровнять прицеп, но в результате без приключений, сползаю на ровное место.

Вылазим и ножками ищем дорогу. Левее очень вкусно и красиво: травка, ровно! Подходим - болото. Минут 20 шаримся по склону, ищем и находим. По краю, между каменной осыпью и болотом, вроде бы можно подняться. По ходу дела ищу варианты пути и оцениваю возможность сползти назад и не оторвать прицеп.

Миха идет впереди машины и растопырив пингвином руки показывает, где должны пройти колеса, что бы не задеть большие валуны. Всё! Уря! Вылезли. Встреча назначена у сложенной кучи камней. Находим эту кучу в бинокль, подъезжаем. Но что-то она не нравиться моему штурману. Оказывается куча не та. Отъезжаем с полкилометра влево по гриве и находим то, что надо. Сверху нашей кучи табличка "Алтайский государственный заповедник".

Чтобы не тратить время даром, я достаю из прицепа нашу палочку-выручалочку весом килограммов в 15 и с ее помощью добываю из-под ног красное золото - красный корень, он же радиола кроваво-красная. Миха, как старый таежник, роет палкой-копалкой.

А вот и наши мустангёры! Ставлю фотоаппарат на треноге на автомат и вот мы все пятеро на "крыше мира" на фоне мотоциклов! Ну если не мира, то всё равно очень высоко.

Переворачиваемся носом вниз и через полчаса видим крохотные точки далеко внизу, катящиеся по дороге. Миха показывает мне котловину из которой вытекает вторая после Чулышмана великая алтайская река Башкаус. Спуск не то чтобы ровный, но уже спокойный. Чуть пониже пошла травка, еще пониже карликовая березка. Добрались до верховых болот и озер на водоразделе. Вправо и назад уходит Башкаус, а впереди нас ждет речка Бугузун, вдоль которой мы и поедем. Сначала далеко в дымке, потом всё ближе и отчетливей, нас приветствуют две заснеженные красавицы Сайлюгем и Тапдуаир.

Под ними начинается лес, брод и хорошая дорога. Можно разогнаться до дикой скорости километров в 50.

Возвращаемся к моему крузеру. Всё в целости и сохранности. Спрашиваю старшого, как подарки? Бабы, говорит, расхватали в 5 минут! Рады, спасибо. Я спрашиваю, а как бы барашка прикупить. Дядя по имени Анчи, говорит: нету у меня барашков. Вон у тех пойди, спроси. И показывает на ребят, скирдующих сено. Одна из женщин спрашивает, а за сколько бы мы хотели купить. Наученный Лукьяновым, говорю: за 500 р. Ой! Отвечает, таких цен уже нет. 800 - еще туда-сюда. Я гордо заявляю, мол за 800 куплю лучше в Новосибирске. Потом уж очень хочется порадовать голодающую семью нежным мясом. Сажусь на машину, подъезжаю к ребятам. Разговоры, сенокос, погода… А нет ли барашка? Почему, нет? Есть, говорят. Почём? По 1200. Спасибо, говорю. Кушайте сами. На здоровье, скушаем - подумали, но не ответили осторожные алтайцы.

Тем временем, Буданов открутил с прицепа фаркоп и умчался вместе с Михой в Кокоря за сваркой. Я и Ваня расстелили и высушили палатки. Я уложил шмотки в крузер, Ваня и Серега поставили моцики в прицеп и привязали их. Серега принёс от алтайцев угощение - парное молоко 1,5 литровую бутыль. Мы ее оприходовали, запили соком из тетрапака и заели какими-то паштетами из жестянок. Желудок от такого коктейля Молотова не просто проснулся, а почти взорвался от радости. Я с большим интересом огляделся. Мы находились посереди долины шириной километров 5-6, поросшей негустой травой, в которой бы не спрятался и кролик. Ближайшие кустики были на расстоянии не менее 3 км. Однокомнатных заведений типа "М" и "Ж" не было в принципе. Из экологических размышлений на тему: "Как аборигены справляют свою нужду" меня не просто вывел, а я бы даже сказал, подтолкнул мой бедный желудок, блюзовыми интонациями умоляющий поспешить с выбором. Я метнулся туда-сюда и только благодаря своему неимоверному росту и нечеловеческой догадливости, увидел какой-то окопчик невдалеке. Я рванул к нему как при артобстреле. Окопчик всегда спасал русского человека. Я оказался тоже русским. Мои спина, плечи и, разумеется, голова в эту хорошую погоду виднелись в долине от перевала до поворота. За остальное я не ручаюсь, но по отсутствию реакции и аплодисментов понял, что я никого здесь не удивил. Надо будет не забыть и записать этот замечательный рецепт.

Под вечер вернулись Мишки. Прикрутили на место художественную сварку, подстраховали ее тем же тросиком (если на трассе прицеп на скорости в 120 км оторвется, то встречным машинам небо покажется с овчинку!) и погнали, что было сил в Кош-Агач. А сил было немеряно. Только у Мишки на машине датчик топлива показывал глубокое похмелье.

За неимением лобового стекла мы с Михой получили почетное право пылить впереди самого Буданова и пока не ввалились в долину Кош-Агача, мы гордо несли наш пиратский флаг. По всем законам уважаемого Мерфи, долго ожидаемое событие случилось именно тогда, когда на него не было времени. Дьявольский закат, рериховское освещение дальних гор остановили меня и я на ходу, с помощью Михи, успевал выскакивать, настраивать фотоаппарат и сделать несколько снимков, прежде чем Буданов догнал нас и любезно спросил, а не хотим ли мы поглотать пыль за его прицепом. Пираты бросались на абордаж гораздо медленнее, чем я заскакивал в машину и старался оторваться от Буданова, чтобы сделать еще пару кадров. А солнышко, тем временем, с иронической улыбкой наблюдая за нашей гонкой, потихоньку садилось.

Мы пролетели Кокоря на одном дыхании и на выезде, уже на асфальте, остановились в последнем месте где можно было снять кадры без телефонных и силовых опор. Мимо пронесся Буданов с высоко и гордо поднятым средним пальцем в окне. Но я успел таки сделать свой кадр. Это награда мне и моим друзьям за эту вечернюю гонку с погонялой.

На заправке к Кош-Агаче решили проскочить Курайскую степь дальше по трассе, сколько можно, доехать до леса и табориться на ночевку.

Никто из вас не ездил ночью в черных очках со скоростью под 100 км в час? Попробуйте. Масса впечатлений. Очки снять нельзя, т.к. на такой скорости любая мошка в незащищенную щеку вышибает соплю и слезу. А что будет если она попадет в глаз? Думать не хочется и еду в очках, ориентируясь на Мишкины красные габариты.

Уже совсем по темну, на 152 км, сворачиваем влево и ставим лагерь на берегу Чуи. Четко отлаженный порядок: дрова, костер, палатки, "Доширак", суспензия, чай! И вечернее блаженство под потрескивание костра, лепет речки, шелест листочков и бульканье из мишкиной бездонной канистры. Кто бы мог подумать, что за одну неделю мой тощий организм так адаптируется к половой жизни: без надувного матраца я засыпаю на "раз" и просыпаю до самого утра!

24.8.2003

А утро начинается как всегда: фельдфебель Буданов, нет, не знаю как называется тот мужик, который хлестал плетью рабов-гребцов на галерах, объявляет побудку. Кипяток готов, харчей навалом. На другом берегу молочной Чуи стоит сутулая черная птица на длинных красных, как ошпаренных, ногах. За неимением авторитетного орнитолога Юрия Петровича Лукьянова, после недолгих споров, выясняется, что это черный журавль из всех Красных книг (хотя Лукьянов определил его как черного аиста). За то он удостаивается быть запечатленным в разных позах на фото и видео и попозировав, спокойно удаляется.

Я, буксанув на прощанье по росистой траве, выбираюсь в 7-45 на трассу и прикрываю сзади прицеп Буданова, на котором выдернуты на хрен все провода и фонари не просто не горят, а даже и не подмаргивают.

В Яломане яблок уже нет, продают одни ранетки. Чикетаман, Онгудай, Семинский перевал с родными стеклами на обочине, Шебалино - перекресток имени Шарнина, Черга - первопрестольная столица Горного Алтая. На роднике Аржан-Суу дикое столпотворение, машин 100 если не больше! Я подумал - ярмарка! Но Миха говорит, что теперь от туриков на трассе по выходным всегда так. Трасса застраивается также быстро, как коммунальная квартира обрастает барахлом.

Высаживаем в Горном Миху, прощаемся с ним. Серега переодевается и едет с нами в Новосибирск. От его флюса не осталось даже следа. Если у вас будут проблемы с зубами, смело обращайтесь к Буданову или ко мне, обязательно поможем.

На постах ГАИ доблестные сотрудники зорко блюдут прицеп с мотоциклами, но мои эмоциональные приветствия сквозь несуществующее стекло сбивает их с толку и они ошалело улыбаются нам в ответ. Не остановили ни разу.

В Сростках едва не столкнулись с В.В. Путиным и едва успели их проскочить до того, как милиция, ФСБ, ОМОН, пожарные части быстрого реагирования и прочие лесники перекрыли федеральную трассу КАМАЗами с прицепами, полными взрывобезопасного щебня, в связи с его прилётом в Сростки на вертолете из Белокурихи. Бийск. Харчимся в Налобихе. Вовремя и неплохо.

За время пути дождик накрывал нас только три раза. В районе Онгудая, Черге-Монжероке, и около Барнаула. Надо придумать на мотоциклетные очки дворники. А так, нормально, не жарко. За Барнаулом мы уже почти дома. И в 8 вечера подъезжаем в КЮТ.

С благополучным возвращением, друзья мои! Жаль одного, что с нами не было нашего большого друга, корифея алтайских трасс и неба Желябовского Сергея Александровича. С ним бы эти путевые заметки оказались значительно интереснее и веселей. До новых встреч!

7 сентября 2003 г.

Виктор Шарнин




 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу