Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений

ОТГРОХОТАВШАЯ ИСТОРИЯ

Очерк Гросса и Мака Рисунки И.Королева

Об отгрохотавшей в кровавых битвах человеческой истории повествует приютившийся под сводами старого кронверка «Артиллерийский Исторический Музей» — единственный в мире по богатству и разнообразию коллекций.

В этом неуютном придатке Петропавловской крепости, в огромных и тяжелых строениях собраны десятки тысяч артиллерийских орудий — от первых армад и до современных осадных орудий и... деревянных пушек красных партизан. Здесь найдете богатейшие коллекции охотничьего оружия, от луков и арбалетов до скорострельных автоматов. Здесь собраны все виды боевого, охотничьего, почетного и парадного оружия всех времен и народов — от зубастых китайских мечей, змеевидных кинжалов Индии, до японских мечей, ударных весел Океании, отравленных индо-персидских копий и... «селедки» отечественных фараонов.

В этих же комнатах покоятся четыре тысячи отшелестевших знамён, развевавшихся над храбрыми рабами Рима, сражавшимися под главенством Спартака, воинами Кромвеля, полками Наполеона, армиями русских царей и армиями всех их врагов. И первые знамена Красной гвардии. В темных казематах коридоров высятся манекены в формах русских артиллеристов, начиная от рослых пушкарей допетровской России и кончая командиром Красной армии. Здесь хранятся ключи взятых крепостей, огромные шкафы уставлены головными уборами артиллеристов всех времен — целый шкаф занимает чудовищной величины «ведра» — кивера, вышиной вместе с султаном чуть ли не в метр, которые носили артиллеристы императора Павла. От тяжести книг и архивов, таящих сотни сюрпризов для историков, ломятся книжные полки библиотеки.

А в небольшой комнате, напоминающей кабинет средневекового историка, в простой шкатулке хранятся ордена всех русских царей. Вот Андреевская цепь Елизаветы. Этот сложный орден носили только члены царской фамилии. Но веселая царица наградила этим орденом злейшего врага России — французского интригана и полномочного министра де-ла Шетарди. Этот господин с лицом павиана и жестокой презрительной улыбкой в интересах Франции субсидировал дворцовый переворот и, «сместив» Анну Леопольдовну, помог возвести на престол Елизавету. Этот кавалер ордена русских царей был сослан в замок самим Людовиком XV за неслыханно вызывающее для посла поведение в России... А из простенькой шкатулки валятся один за другим мальтийские кресты Павла, и целый звездный поток различнейших орденов, очень почетных, но дешевеньких, мишурных, которыми засыпали Александра I европейские дворы, благодарные за укрощение Наполеона. Здесь же вещают о «славе» медали Александра III «за тридцать лет беспорочной службы»,

В одной из комнат — уйма портретов шефов гвардейской артиллерии, мундиры царей, картины парадов, на которых с тщательностью выписаны сотни портретов господ офицеров и августейших шефов. В стороне — у пирамиды чугунных ядер времен покорения Крыма и под большим полотном «Полтавская битва» — заводной барабанщик, деревянный манекен, по преданию захваченный в Полтавской битве у Карла XII.

Тут же коллекция шпор. Романтика малинового звона и паркетной храбрости. Императору Николаю I принадлежит честь введения «бальных» шпор. Эта великая реформа была осуществлена по «величайшему повелению» после печального случая на каком-то при дворном балу, когда одна из дам, зацепившись шлейфом за острую шпору своего кавалера, упала на пол.

Но все эти побрякушки играют лишь второстепенную роль в этом музее, наполненном трагическим пафосом убийства.

«Здесь вы имеете, в сущности, главные вехи развития техники».

Совершенно верно. Здесь развивается подлинная трагедия человеческой истории: когда люди во все века только размышляли над тем, как улучшить взаимоистребление.

Человек научился шлифовать камень, потому что шлифованным камнем удобнее убивать. Человек научившись великому искусству литья, стал упорно думать над вопросом улучшения метания ядер. Человек пришел к идее использования взрывчатой энергии только для надобностей убийства.

Изобретение пороха, как и все другие военные нововведения, были встречены волной возмущения среди некоторых социальных группировок. То возмущение, которым встретил мир в двадцатом столетии изобретение химических способов нападения — повторение подобной же встречи, оказанной пушке.

Во всяком случае, артиллерия долго считалась «незаконным» орудием борьбы. Французы, потерпевшие поражение от испанцев при Павли, приписывали свое поражение действию испанской артиллерии, «нарушающей военные правила и производящей смятение и беспорядок». О бесчестности огнестрельного оружия писал и Шекспир в «Короле Генрихе IV»:

...очень жаль, конечно, жаль,
Что выкопали гнусную селитру
Из глубины кишек земли невинной
И ею уничтожили немало
Высоких, бравых молодцов так подло.

Узнав об, изобретении пороха,.в необычайное негодование пришли рыцари, тяжелые латы которых стали ненужными и смешными. Стрелы с трудом пробивали рыцарский доспех и рыцарь, сбитый с лошади в бою, отделывался только несколькими синяками. В рыцарских битвах погибали поэтому только слуги и представители «подлого» народа. Историк ружья В. Гринер рассказывает: «В битве при Фурнуэ многие из итальянских рыцарей, ссаженные с коней, могли быть убиты только тогда, когда броня их была разбита топорами дровосеков». Рыцарство пыталось бороться с огнестрельным орудием усиливая броню. Но это не помогло: такие рыцари-тяжеловесы падали с коней при первой же схватке и гибли под тяжестью собственных лат. Рыцарство — оплот средневекового феодализма — умерло с проклятием по адресу прогресса. Впрочем, и первые «негодяи и трусы», применившие огнестрельное оружие, страдали часто не меньше противника. Первые пищали больше вреда причиняли самим артиллеристам, чем врагу. И когда вы ощупываете первые пушки, привезенные на Русь новгородскими купцами из Ганзы, вы чувствуете, как мало удовольствия доставлял первым артиллеристам каждый выстрел. Пушка отчаянно отдавала. Но самое главное — газы прорывались сквозь щели в теле орудия, которые незадачливые новгородцы пытались замазывать, но безуспешно. Летопись называет 1389 год годом основания русской артиллерии: «В лето 6897 вывезли из немец арматы на Русь и огненную стрельбы от того часы уразу мели из них стреляти». Три орудия конца XIV столетия, имеющихся в музее, повествуют о первой отечественной артиллерии.

В XV веке мы уж начали догонять Европу и кузнецы нашей Новгородской Устюжны-Железопольской стали отличными мастерами своего дела. Большого мастерства в художественной отделке пушек достигли тульские мастера. , Над техническим усовершенствованием артиллерии работали без устали все народы. Авторство теории нарезов оспаривают друг у друга три просвещенных народа: немцы, англичане и русские.

Любопытно, что клиновый замок, которым так гордится Крупп, впервые разработал Андрей Чехов, автор «Царя-пушки». «По словам Н. Е. Бранденбурга, известный германский владелец заводов Крупп, посетивший Россию в начале « 80-х годов прошлого столетия, оставался у этого орудия более часа времени, удивляясь предвосхищению, еще в XVII столетии, мысли о клиновой системе пушечного затвора, принятой в орудиях его завода в первой половине XIX столетия.» (Указатель).

Одним из замечательных экспонатов музея можно считать огромную медную мортиру, спроектированную тем же мастером-художником Андреем Чеховым и вылитую Проней Федоровым. Это орудие — второе по величине калибра после «Царя-Пушки» (21 дм,). Эта мортира замечательна и тем, что в год основания Питерсбурха на ней высечена надпись: «Великий государь по имянному указу своему сего мортира переливать не указал». Следовательно, ее можно считать первым экспонатом музея.

Прелюбопытны предшественники пулемета, неуклюжие батареи с бесчисленным количеством трубок-стволов. Некоторые похожи на шкафчики, а некоторые на ручные мельницы. Впервые столетия своего сущесп50вания артиллерия была бесконечно медлительна: некоторые орудия могли в течение боевого дня дать всего несколько выстрелов. Необходимо было добиться усовершенствований. Первая скорострельная пушка (XVIII ст.) предвосхитила за 200 лет идею револьвера с барабаном, притом самой совершенной системы — Ногана. Но в скорострельные орудия, несмотря на большие достижения и весьма остроумные приспособления, долго не верили. Лишь в 1882 году нашелся благодетель, который осчастливил человечество изобретением пулемета: — «Максим»...

К исключительно интересным по художественной ценности экспонатам принадлежит артиллерийская колесница, построенная в XVIII веке на средства генерал-фельдцейхмейстера Шувалова «из-за радения к представительности артиллерии». В этой колеснице на парадах возилось артиллерийское белое знамя, введенное Петром с выразительной надписью — «Защищает и устрашает». Колесница вся деревянная, резная и исполнена русскими мастерами по проекту Б. Расстрелли. Кузов ее обильно вызолоченный, украшен спереди резной артиллерийской арматурой, а над верхом парит в облаках богиня Минерва. Любопытна судьба колесницы. На одном из парадов Павел нашел прекрасное художественное творение неуместным и приказал его прямо с парада свезти в арсенал. Но этой выходке умалишенного самодержца мы обязаны сохранностью этого прекрасного памятника декоративного искусства XVIII в.

Основная коллекция музея состоит из бесчисленного количества орудий XIX и начала XX в. Здесь мы можем шаг за шагом проследить развитие и эволюцию пушки в «век артиллерии». Петровские пушки, перелитые из колоколов, шуваловские «единороги», Аракчеевская гладкоствольная артиллерия, с которой русская армия прошлась два раза по всей Европе, затем артиллерия «системы 1838 г.» — арсенальная — все это пушки «первобытного типа, заряжаемые c дула». Но в середине XIX века «нарезная»-артиллерия завоевывает прочное положение. Работы Маевского и Тадолина помогают нам сделать большой скачок вперед, установить в общих чертах все принципы, по которым строится современная артиллерия.

Начиная со второй половины века, почти монополистом в деле снабжения русской армии орудиями становится Крупп.

Наступает период серьезного роста артиллерийской техники. Обухов начинает догонять Круппа и конструирует в шестидесятых годах первую в мире стельную пушку, выдержавшую четыре тысячи выстрелов. Эта пушка тоже здесь.

Скорострельность, настильность, баллистика, унитарный патрон, подвижность — все эти основные вопросы артиллерийского дела показаны в их постепенном развитии. Тут и тяжелые гаубицы и полевые мортиры — отцы русской тяжелой полевой артиллерии Энгельдарта и крепостная морская артиллерия. Махины, пробивающие полуметровые плиты современных броненосных судов. И, наконец, современная артиллерия — та, которой вооружена Красная армия.

И от этих современных чудовищ переходим в доисторический отдел. Здесь из многочисленных экспонатов особенно поражают скифско-сарматские памятники из курганов на Дону и Кубани. Скифское вооружение состояло из копья, ножа, кинжала, меча, топора, дротика, лука, щита, но история иронична. Вооружение красных партизан во многом напоминает скифские копья, существовавшие за семьсот лет до х. э. Вспоминаются слова Блока: «Да, скифы мы, да, азиаты мы»... .- И опять огромные залы с тысячами экспонатов иностранной артиллерии или выставка моделей русских пушек: модели в четверть настоящей величины, из которых можно стрелять. Вновь бесчисленные коллекции ручного огнестрельного и холодного оружия.

Первые ружья были художественными произведениями. И — за необычайной красотой полупудовых мушкетов не чувствуешь мучительности процедуры стрельбы из этакой махины, дуло которой клалось на подставку. Теперь понятно, почему мушкетеры так редко оправдывали свое название, прибегали чаще всего к шпагам. Чтобы выстрелить из мушкета того времени надо было проделывать девяносто операций. Стрелять можно было только в хорошую погоду. Об обязанностях стрелка начала семнадцатого века можно судить по таким строкам в сочинении «Военные фейерверки», изданном в 1619 году:

«Много пользы можно получить от пороха и фитиля. Солдат должен всегда покупать порох острый на вкус, хорошо пропитанный селитрою и не слишком загрязненный. Хорошо приучить его сушить порох на солнце, спрыскивая его водою или крепким красным вином. Он должен уметь смешивать свой затравочный порох, хорошо просеянный с плайном, который можно достать у аптекарей и пороходелов. А фитиль он должен выварить в щелоке с порохом, чтобы он хорошо горел, и чтобы уголь его не отваливался, если его тронуть пальцем». Затем идут такие же «советы молодым хозяйкам», как обращаться с пулей пыжом и т. д.

В то время или несколько позже солдаты по команде скусывали бумажную оболочку патрона и принимались насыпать порох в дулю.

При таких условиях неудивительно, что во время восьмичасового боя при Кюйсингене (1638) войска съумели дать всего по семь выстрелов: больше часа на выстрел... .

При музее организован теперь тир, который открыт для всех. И вы осмотрев пушки Андрея Чехова, или посмеявшись над Александром Ш, испытавшим у себя в Аничковом дворце первый в России пулемет и оставившем об этом на пулемете важную надпись, — идете в тир пострелять из петровских фузей, из кавказских кременевых ружей или из старинного мушкета. Музейные фонды этого учреждения неисчерпаемы, них хватит оружия, что б вооружить по хорошему полку любой эпохи. Хотя наше горячее бурное время проделывает такие фокусы без особых церемоний. Оно само в недавнем прошлом вооружило вот этими деревянными пушками и горными орудиями пугачевских времен сибирских партизан, боровшихся с Колчаком.

История — злая, насмешливая старуха. И вот у блестящего гвардейского гусара, в полной парадной форме, восседающего на коне-манекене на меховой пышной шапке горит пятиконечная красная звезда.

В чем же дело?..

Представьте парад 1920 г. Люди в кепках и рваных кожанках, полные сурового огня смертельной схватка гражданской войны, принимают парад своих полубосых и голодных красноармейцев. По площади Урицкого шагают питерские пролетарии, отправляющиеся на фронт. Вдруг из-под россиевской арки Главного Штаба появились на замызганных лошаденках гусарские, уланские, кирасирские, гвардейские полки в полных парадных формах. Что это, анекдот? Навождение, маскарад? — спрашивали демонстранты.

Ни то, ни другое, ни третье. Это были красноармейцы. Но за нехваткой обмундирования пустили в оборот склады отличного парадного обмундирования гвардейских кавалерийских полков. И вот он, красный курсант на коне в гусарской форме...

Таких неожиданностей здесь много.

В январе подписчикам «Вокруг Света» будет разослана в качестве приложения первая книга альманаха революционной романтики, приключений и научной фантастики

Вокруг Света

«БОРЬВА МИРОВ»

СОДЕРЖАНИЕ:

Б. Чухновский — «ЗА МАЛЬМГРЕНОМ» отрывок из книжки Б.Чухновского о его полете во время экспедиции Красина, написанной им для издания в Америке.

М. Зуев-Ордынец — «СОЛЕНЫЕ РУБАХИ» Рассказ

Д. Лондон — «ВЕЛИКИЙ ВОПРОС». Один из посмертныхрассказов Д.Лондона

Магог — «ПОБЕДИТЕЛИ ОКЕАНОВ». Научно-фантастический роман

Вольф Эрлих — «ВОРЫ» Рассказ из египетской жизни

Вудхауз — «НЕСРАВНЕННЫЙ ДЖИВС» Рассказ

Колин Росс — „СОВРЕМЕННАЯ АМЕРИКА".Очерки САСШ

ЧИТАЙТЕ АЛЬМАНАХ „БОРЬБА МИРОВ".

Издатель: «Красная Газета».
РЕДКОЛЛЕГИЯ: С. Гисин, М. Раппепорт, Г. Ржанов, П. Чагин
Ленинградский Областлит №22702.
Типография „Красной Газеты" им. Володарского, Ленинград, Фонтанка, 57.
Заказ №4808 Тираж 178 000

 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу