Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений
журнал "Вокруг света" №19-1929

НА ЗЕМЛЕ ФРАНЦА-ИОСИФА

Очерк М. А. Дьяконова Рисунки худ. А. Пржецлавского


I

Завоевание Севера. — Англичане у Ивана Грозного. — Трагедия Баренца. — Экспедиция Пайера. — Благополучное падение.— Со скоростью километра в месяц.

В середине июля этого года из Архангельска вышел в полярную экспедицию ледокол «Георгий Седов», названный так в честь известного исследователя Георгия Яковлевича Седова, погибшего в 1914 году во время безумной попытки пройти к Северному полюсу с Земли Франца-Иосифа. Во главе нынешней экспедиции стоит т. Шмидт, а непосредственное участие в ней принимают т. Самойлович, начальник главкой экспедиции «Красина», и тов. Визе, начальник экспедиции «Малыгина» и один из ближайших сотрудников Г. Я. Седова во время похода «Св. Фоки». О продвижении «Георгия Седова» мы ежедневно читали телеграммы в советской прессе корреспондентов—участников экспедиции. Только что в газетах промелькнуло известие, что «Седов» был у мыса Флора, где в памятнике погибшим итальянским матросам были найдены письма всех бывших ранее на Земле Франца -Иосифа путешественников. Нам хотелось бы пояснить это известке нашим читателям и вместе с тем поделиться некоторыми сведениями о полярных островах, лежащих к се-веру от европейской части РСФСР. Мы коснемся здесь не только Новой Земли и Земли Франца - Иосифа, расположенных в географическом секторе, который считается принадлежащим СССР, но и Шпицбергена, или, как его теперь называют норвежцы, Свальбарда, лежащего несколько к западу от меридиана, проходящего через западную границу Союза.

РИСУНОК. Ледокол «Георгий Седов», совершивший нынешним летом поход на Землю Франца - Иосифа.

Первое знакомство с северными областями интересующего нас сектора восходит к очень отдаленным временам. Почти одновременно с появлением в Сибири отрядов казачьей вольницы отдельные промысловые суда китобоев начинают проникать на север до Шпицбергена и склоняются все больше и больше на восток. В 1553 году Англия снарядила три корабля, задачей которых было пройти в Белое море и достигнуть таким образом русских берегов. Два из этих кораблей погибли, пройдя Нордкап, но третий под начальством Чанселлора прошел Белым морем до устья Северной Двины, откуда Чанселлор проехал в Москву, где был очень радушно принят царем Иваном Грозным. В результате этой поездки Чанселлора была организована Московская торговая компания и основан город Архангельск.

Открытке Чанселлора имело огромнейшее значение. Оно показало, что существует северный путь для сношений с Россией, и опровергло легенду о непроходимости Белого моря. Был организован ряд новых экспедиций, которые дали блестящие результаты, знаменуя расцвет эпохи полярных исследований. В этот период были открыты значительные полярные архипелаги—Шпицберген, Земля Франца-Иосифа, Новая Земля. Однако до нас не дошло никаких точных данных об этих открытиях.

Первая научная экспедиция на Шпицберген относится к 1773 году, когда острова были обследованы Джоном Фиппсом, позднее известным под именем лорда Мюлгрева. В начале XIX столетия известные путешественники Скоресби, отец с сыном, совершают около семнадцати экспедиций к берегам Шпицбергена. Вслед затем на Шпицберген направляется целый ряд экспедиций, особенно шведских.

В конце XVI века Новая Земля послужила ареной для полярной трагедии. Экспедиция голландцев Рейпа и Баренца была остановлена массами сплошного льда и вынуждена вер-нуться от берегов северного Шпицбергена к Медвежьему острову. Здесь между обоими вождями экспедиции произошел конфликт. Рейп хотел плыть снова к востоку от вновь открытых островов, Баренц же настаивал на плавании к берегам Новой Земли. В результате Рейп отправился на север, где снова попал во льды и вынужден был вернуться домой. Баренц же дошел до Новой Земли и обогнул ее вдоль западного побережья до северо-восточной оконечности, где экспедицию затерло сплошными льдами. Пришлось остаться на зимовку. Голландцы построили избушку из плавника, в изобилии валявшегося на берегу, и провели восемь месяцев в чрезвычайно тяжелых условиях. За это время корабль их так пострадал от напора льдов, что в обратный путь пришлось пуститься на лодках.

Участники экспедиции Баренца были спасены через шесть недель после отплытия двумя русскими промысловыми судами, снабдившими голландцев продовольствием и лекарствами. Из семнадцати человек, отплывших вместе с Баренцом, в Голландию вернулись двенадцать, остальные, в том числе сам Баренц, погибли oт голода, болезней и переутомления.

Позднее целый ряд различных экспедиций, главным образом русских, занялись изучением Новой Земли, при чем изучение это не закончил еще и поныне.

Третья большая группа островов— Земля Франца-Иосифа, наиболее нас интересующая в настоящее время,— состоит из двадцати с лишним островов и лежит между 40° и 65° восточной долготы и 80° и 83° северной широты. Так как архипелаг этот еще не изучен в точности, то географические координаты приводятся нами здесь лишь весьма приблизительно.

РИСУНОК. Проф. Визе, участвовавший в походе ледокола «Седов» на Землю Франца-Иосифа.

Земля Франца-Иосифа была впервые подробно обследована австрийской экспедицией Карла Вейпрехта и Юлиуса Пайера. Пайер принимал участие в так называемой Второй немецкой экспедиции к восточным берегам Гренландии. По возвращении домой он предложил известному исследователю Петерману 2000 талеров для организации экспедиции на норвежском судне в воды, окружающие Шпицберген. Несколько богатых людей, заинтересованных в успехах науки, оказали Пайеру значительную денежную поддержку, и на собранные деньги удалось организовать прекрасно оборудованную экспедицию. Австрийцы хотели сделать попытку пройти между Шпицбергеном и Новой Землей в северо-восточном направлении, то-есть как раз там, где за 270 лет перед тем плавал голландец Рейп. Географ Петерман выдвигал гипотезу, что выше северо-восточных берегов Новой Земли и за о. Врангеля существует открытое полярное море. Пробное плавание показало, что состояние льдов довольно благоприятно. В распоряжение экспедиции было предоставлено судно в 184 тонны с паровой машиной, развивавшей скорость в 5 узлов (около 8 километров) в час. Задачей экспедиции было исследование водных пространств к северу от берегов Сибири и — в случае удачи — возвращение домой через Берингов пролив, то-есть непрерывное плавание Северо-Восточным проходом.

13 июня 1872 года Пайер и Вайпрехт вышли из Бремена на судне «Тегеттхоф». 1 июля судно находилось на 75° северной широты, несколько к западу от Новой Земли; состояние льдов и температура воздуха оказались гораздо хуже, чем ожидали. Судно то попадало во льды, то снова от них освобождалось. В августе «Тегеттхоф» пошел к северу в сплошном тумане. Вскоре судно затерло льдами, из объятий которых ему больше не суждено было выбраться, несмотря на все принятые меры.

Зимовка прошла в чрезвычайно тяжелых условиях: судно с трудом выдерживало страшный напор льдов и уцелело только потому, что его выперло льдом. В продовольствии особенной нужды не было, потому что за зиму было убито 67 медведей. Однако не удалось избежать цынги.

Начальники экспедиции надеялись, что им удастся выйти изо льдов на следующее лето, но их ожидания были напрасны. Южные ветры гнали судно все дальше и дальше во льды, и настроение стало быстро падать у участников экспедиции, как вдруг 31 августа 1873 года с палубы была замечена какая-то земля. Вайпрехт вызвал всех наверх. Был поднят флаг, и начальник экспедиции, произнеся соответствующую речь, пригласил сотоварищей прокричать «ура» в честь австрийского императора, именем которого — Земля Франца-Иосифа — и был назван открытый архипелаг.

Но лишь через два месяца удалось произвести высадку на берег вновь открытой земли. Все это время судно беспомощно дрейфовало во льдах. Наконец «Тегеттхоф» причалил к берегу, и началась вторая зимняя ночь, длившаяся сто двадцать пять суток. За все это время участниками экспедиции было сделано множество различных наблюдений. На охоту ходили довольно часто, и потому недостаток провизии начал сказываться лишь на третью зиму. После медицинского освидетельствования всех участников экспедиции решено было предоставить судно его собственной участи и итти в обратный путь пешком.

За время долгих стоянок Пайер совершил несколько санных экспедиций, что нужно признать прямо подвигом. Температура опускалась до — 50°, и большинство собак пало. Приходилось тащить на себе тяжелые сани. Во время одной из таких поездок едва не произошла катастрофа. При переходе через ледник провалился снежный мост через трещину,— люди, собаки и сани исчезли в глубине. Сам Пайер остался на одной стороне трещины, а один из участников экспедиции — на другой, Пайер кинулся ничком в снег, и уцелевший сотоварищ перебросил ему нож, которым Пайер и перерезал ремни, соединявшие его с остальными товарищами. Заглянув в трещину, начальник экспедиции стал окликать своих спутников и вскоре убедился, что все они целы и невредимы. Посоветовав им не падать духом, Пайер пустился бежать к месту своей стоянки, до которой было 11 километров. Последний участок пути Пайер бежал в одних чулках. Через три с половиной часа все были спасены.

Однако опасности не путали смелых исследователей, и они продолжали свой путь, пока не дошли до мыса Флигли, на самой северной широте из достигнутых кем-либо до этих пор: 82°5'. Огромные полыньи помешали пройти дальше, но с высокой скалы Пайер и его спутники могли обозреть широко открывавшееся перед ними пространство и установить, что открытый ими архипелаг по размерам не менее Шпицбергена и состоит из множества островов. Вдали — на севере — виднелись очертания еще какой-то земли, которую Пайер назвал Землей Петермана. Но существование ее до сих пор не подтверждено.

20 мая судно было покинуто; перед уходом австрийский флаг был прибит гвоздями к вершине мачты. По глубокому снегу двинулись участники экспедиции на юг, таща за собой сани, на которые были поставлены лодки. Люди выбивались из сил. Иногда приходилось по восемь раз проделывать один и тот же путь, так как нельзя было провезти всего сразу. Лед находился в непрестанном движении, направление которого нельзя было предусмотреть. Прошлогодняя трагедия «Италии» и судьба группы Мальмгрена уже ознакомили нашего читателя с непостоянством полярных льдов. Два месяца спустя путешественники находились всего лишь в двух с половиной километрах расстояния от покинутого ими судна. Наконец начал задувать северный ветер. Льды быстро двинулись на юг. Экспедиция дошла до открытой воды и поплыла дальше на лодках по направлению к Новой Земле, берега которой открылись 16 августа. 24 августа экспедиция была спасена русскими рыбаками и затем вернулась в Австрию.

II

Дом «Эйры».— Нансен в беде. — Встреча с Джексоном. — Комфортабельная зимовка.— Медведи-бандиты. — Титулованный предшественник Нобиле.

Англичанин Лей-Смит открыл ту часть Земли Франца-Иосифа, которая называется Землей Александры. Во время второй экспедиции на судне «Эйра» в 1881 году Лей-Смит должен был остаться на зимовку у мыса Флора, так как судно его было раздавлено льдами. Весной следующего года участники экспедиции отправились на шлюпках к Новой Земле, где и были спасены русскими промышленниками. Хижина Лей-Смита была построена из обломков судна на островке Бэлль. Художник Пинегин, участник полярной экспедиции Седова, так описывает дом «Эйры», посещенный им в 1914 году:

«Дом отыскать нелегко: помещен он в лощине низкого берега, снизу виден один флагшток. Постройка прекрасно сохранилась, доски сохранили еще желтоватый цвет; казалось — дом выстроен два три года назад. Одно окно без рамы. Внутри пусто. В углу — небольшая кучка консервов в жестянках, в другом — остатки угля. На стенах несколько записок — ценные документы. Одна наскоро написана на заглавном листе какого-то английского романа: обращение Джексона к экипажу нансеновского «Фрама»; на стене против окон в жестяной коробочке — собственноручное письмо Лей-Смита о гибели «Эйры» и о намерении его плыть на Новую Землю в лодке. На стене много надписей карандашом.

Фредерик Джексон отправился в 1894 году из Англии, предполагая дойти до Северного полюса через Землю Франца-Иосифа. План его основывался на ошибочном предположении Пайера, видевшего с мыса Флигли отдаленную землю, так называемую Землю Петермана. Джексон привез с собой низкорослых манчжурских лошадей и провел на Земле Франца-Иосифа три года, подробно изучая южную и западную часть архипелага. По пути к северу Джексон устроил несколько складов и поставил ряд отличительных знаков. Он поддерживал связь с Англией при помощи парохода «Уиндворд». Встреча его с Нансеном произошла при следующих обстоятельствах.

Нансен с Иогансеном оставили «Фрам» 14 марта 1895 года на 83° 59' северной широты. Снаряжение смелых путешественников состояло из провианта на сто дней для людей и на 30 дней для 28 собак. Всего было трое саней и два брезентовых каяка на тот случай, если встретится открытая вода. Путешествие протекало в чрезвычайно тяжелых условиях. Лед все время относило к югу, и 7 апреля Нансен нашел, что дальнейший путь крайне опасен, и решил возвращаться. Астрономические наблюдения показали, что экспедицией достигнута широта в 86° 14', то-есть самая северная точка из достигнутых до тех пор.

Экпедиция направилась к Земле Франца-Иосифа. К сожалению через несколько дней остановился хронометр, и дальнейшее определение положения стало невозможным. Провиант начал быстро истощаться, снежный покров стал почти непроходимым из-за таяния; собаки выбивались из сил. Вскоре пришлось убивать их одну за другой для пропитания как обоих исследователей, так и оставшихся собак. Потом посчастливилось убить одного тюленя и трех медведей и таким образом запастись провиантом на долгое время. У путешественников оставалось всего две собаки, а земли все еще не было видно.

Наконец 6 августа экспедиция подошла к трем небольшим, покрытым снегом островам, которые Нансен назвал Белой Землей. Нансен и Иогансен отправились дальше в каяках, подвергаясь беспрестанным нападениям моржей. Лишь 26 августа они достигли берега на 81°12' северной широты и 56° восточной долготы и решили здесь перезимовать. Они не знали, где находятся. В действительности они вышли на Землю Франца-Иосифа. Там они и перезимовали, построив себе хижину из камня. В хижине был сложен очаг. Питаться пришлось моржовым и медвежьим мясом. В этих условиях они прожили до 19 мая 1896 года.

23 мая путешественники вышли к открытой воде и направились на юг, оставив к западу какую-то неизвестную землю. Они решили достигнуть на каяке Шпицбергена. 17 июня увидели берег какого-то острова, где и высадились. Это был мыс Флора. Нансен занялся приготовлением обеда, а Иогансен лег отдохнуть. Вдруг послышался собачий лай. Нансен надел лыжи и отправился в направлении лая. Вскоре перед ним появилась собака, а за ней фигура человека. Нансен сразу узнал Джексона, так как не раз встречался с ним. Но Джексон конечно не мог признать Нансена в стоявшем перед ним невероятно грязном человеке, заросшем бородой, и в одежде, пропитанной ворванью и перепачканной сажей. Некоторое время оба молча созерцали один другого, а затем пожали друг другу руки, обменявшись сердечным приветствием. Джексон не мог догадаться, кого он видят перед собой. На всякий случай он сказал:

— Я страшно рад нашей встрече.

— Благодарю вас. Я тоже рад. — А ваше судно здесь, с вами? — Нет, моего судна здесь нет.

— А сколько вас здесь народу?

— Со мной всего один товарищ. Тогда Джексон воскликнул:

— Да вы не Нансен ли?

— Он самый.

— Я страшно счастлив, что нашел вас!

25 июля на мыс Флора пришел «Уиндворд» и забрал обоих норвежцев. Славный поход Нансена был закончен.

РИСУНОК. Полярный путешественник Г. Я. Седов, погибший в Северном Полярном коре.

Домик Джексона был устроен чрезвычайно уютно и удобно. Комната была обтянута сукном, всюду были фотографии и рисунки, на полках книги. Джексон ни в чем не нуждался, и его жилище представляло собою комфортабельное помещение европейца. Но спустя двадцать лет экспедиция Седова застала домик в чрезвычайно запущенном состоянии. «Двери открыты, окна повыломаны медведями, внутри оледенение. Мы изрядно потрудились, протискиваюсь б узкий проход оледенелых сеней и осматривая хижину с высоты слоя льда, лежавшего на полу, толщиной около метра. За дверным косяком, зелено-бархатным от плесени, прилеплено гнездышко. Торчит изо льда прогоревшая печка,— труба ее рассыпалась при первом же прикосновении кого-то из наших. Вдоль стен в два яруса нары. На них и к стенам примерзли спальные мешки, посуда, медикаменты и провизия. И по равнине перед домом разбросаны и вмерзли в снег самые разнообразные предметы снаряжения: ящики с консервами, обломки мебели, куски одежды и мехов». («В ледяных просторах»— Пинегина.)

Судя по этому описанию, едва ли правильно предположение т. Громова, участника нынешней экспедиции на Землю Франца-Иосифа, что продовольственный и вещевой склад, оставленный в 1914 году русским судном, расхищен. Скорее всего это поработали медведи. Такое предположение подтверждается' сообщением о «большом количестве рассыпанного по земле кофе и чаю». Едва ли промышленники отказались бы от этих богатств. Самый склад припасов, оставленный б 1914 году «Св. Фокой», был невелик, и его можно было увезти в один прием, не прибегая к разгрому.

После Джексона ряд новых экспедиций посетил Землю Франца-Иоси-., а. Наиболее известной была итальянская экспедиция под начальством герцога Луиджи Абруццкого. Один из его офицеров, капитан Каньи, достиг после чрезвычайно трудной санной экспедиции 86° 33' 55" северной широты. Нансен не дошел 418 километров до полюса, Каньи — 383. Это произошло 24 апреля 1900 года. Итальянская экспедиция закончилась трагически. Несколько отдельных партий были отправлены с собачьими запряжками с разными заданиями, и одна из них, состоявшая из трех человек под начальством лейтенанта графа Кверини, без вести пропала. Судно экспедиции, «Стелла Поляре», сильно пострадало от пребывания во льдах и дало течь. Герцог Абруццкий отморозил себе два пальца на руке и после починки судна отдал приказ к возвращению в Норвегию. Отсюда он отправился сухим путем в Италию, «сытый по горло своими полярными приключениями».

РИСУНОК. Больной Седов на пути к Северному полюсу.

На Земле Франца-Иосифа был оставлен склад провианта на тот случай, если пропавшие без вести вернутся к месту зимовки. Образ действий герцога Абруццкого вызвал резкую критику в Норвегии, так как начальник экспедиции не проявил должной энергии при розысках пропавших, и кроме того слишком рано покинул берега архипелага. Спустя 28 лет экспедиция Нобиле тоже потеряла часть своих участников, при чем первые вести, дошедшие до цивилизованного мира, были таким образом средактированы, что все спасательные экспедиции оказались введенными в заблуждение относительно судьбы, шести человек, оставшихся в корпусе дирижабля. Одни и те же настроения, одни и те же честолюбивые планы приводят к одинаковым результатам...

III

«Полярный универмаг».— Злополучная «Анна».— Партия Альбанова. — Безумная попытка.

В 1903 году архипелаг посетила экспедиция Циглера и Фиала, прекрасно оборудованная и щедро снабженная всем необходимым. Судно этой экспедиции, «Америка», зимовало у северных островов архипелага и было унесено ураганом в море. Большей частью участники экспедиции ранней весной 1904 года вышли к мысу Флора, где и прожили до июля следующего года. В 1905 году судно «Терра Нова» подобрало всех участников экспедиции и благополучно доставило их в Америку. Штурман Альбанов, посетивший место стоянки экспедиции Циглера, пишет: «Остатки снаряжения этой экспедиции и свалка около домов были неиссякаемым источником всяких сокровищ— нечто вроде универсального магазина. Когда нам была нужна та или иная вещь для хозяйства, то мы смело шли на свалку и всегда находили нужную вещь. «Надо сходить к Циглеру, не найдется ли там ложек»,— и мы находили. «Александр, не поищешь ли ты у Циглера ситечка для протирания овса»?— и Александр шел и находил. Таким образом мы у Циглера «купили» кофейную мельницу, хорошую лампу, ножи столовые и вилки, различные инструменты и всевозможную посуду».

Теперь остановимся на судьбе экспедиции Брусилова на судне «Св. Анна». У берегов Земли Франц -Иосифа разыгралась одна из величайших полярных трагедий, стоившая жизни девяти человекам. Где погибла сама «Св. Анна» с оставшимися на ней тринадцатью участниками экспедиции — неизвестно, да и вряд ли когда будет известно, если только полярные льды не откроют этой тайны, как было с несчастной «Жанеттой» американского исследователя Де-Лонга.

«Св. Анна» вышла из Петербурга 28 июля 1912 года и с 16 октября на 71° 47' северной широты начала дрейфовать во льдах. Этот дрейф с того времени не прекращался. В плавание пошло 24 человека, в том числе молодая женщина Ерминия Александровна Жданко. В конце февраля 1913 года начинает наблюдаться постепенное склонение дрейфа на запад, которое достигает такой силы, что 30 сентября того же года «Св. Анна» оказывается после пересечения 80-й параллели вблизи Земли Франца-Иосифа. 14 апреля 1914 года часть участников экспедиции под начальством штурмана Альбанова покидает «Св. Анну», которая находилась в этот день на 83°18' северной широты и 60° восточной долготы. На судне осталось 13 человек с запасом провианта на один год. Топливо к тому времени было уже израсходовано, и судно отапливали его же собственными частями. «Св. Анна» могла кое-как продержаться до осени 1915 года, а затем ее экипаж должен был спасаться на шлюпках, если бы к тому времени судно вышло изо льдов.

РИСУНОК. На Земле Франца-Иосифа.

1. Карта Земли Франца-Иосифа и Новой Земли. 2. Корабль Баренца по льдах у Новой Земли. 3. Избушка, л которой зимовала (экспедиция Баренца на Новой Земле. 4 и 6. Юлий Пайер и Карл Вайпрехт, австрийские исследователи, открывшие Землю Франца - Иосифа. 5. Судно австрийской экспедиции «Тегеттхоф», затертое льдами у Земли Франца - Иосифа. 7. Падение в трещину санной экспедиции Пайсра. 8. Хижина Лей-Смита па острове Бэлль. 9. Встреча Джексона с Нансеном на мысе Флора.

РИСУНОК. «Св. Фока» — судно, па котором Г. Я. Седов пытался про биться к Северному полюсу.

Так или иначе экспедицию Брусилова нужно считать погибшей, после того как она разделилась. С Альбановым отправились 11 человек, из которых только двоим суждено было спастись. Запасов провизии имелось всего на два месяца, при чем, как пишет т. Брейтфус, «ни снаряжение ни снабжение продовольствием и пр. не соответствовали тем нормам и требованиям, какие обыкновенно применяются к полярным санным партиям. Без охоты партия не могла бы существовать двух месяцев. Самым слабым местом снаряжения была однако навигационная часть, а именно — отсутствие хотя бы сколько - нибудь сносной карты Земли Франца - Иосифа и прилегающих к ней частей океана. Единственное чем в этом отношении обладал Альбанов была небольшая карта Земли Франца-Иосифа, приложенная к сокращенному русскому изданию описания путешествия Нансена».

РИСУНОК. Могила Г. И. Седова, (по зарисовке матроса Пустотного).

Однако Альбанову удалось дойти со своей партией до архипелага в 76 дней, потеряв всего одного человека и пройдя за это время по льду 380 километров. При переходе вдоль берега Земли Александры экспедиция потеряла еще двух человек, умерших от истощения. Затем четыре человека пропали без вести на переходе берегом между мысом Ниль и мысом Гранта. Наконец, двое были унесены штормом на каяке в море. Оставшись вдвоем с матросом Кондратом, Альбанов благополучно вышел к мысу Флора 11 июля 1914 года. Через девять дней сюда же подошел «Святой Фока», сам находившийся в весьма плачевном состоянии и за неимением топлива жегший стеньгу бизань-мачты и часть фальшборта. «Св. Фока» рассчитывал воспользоваться углем, оставленным на мысе Флора адмиралом Макаровым во время плавания в полярных областях ледокола «Ермак».

«Св. Фока» зимовал в бухте Тихая на острове Хукера, откуда Г. Я. Седов предпринял санную экспедицию к Северному полюсу. Седов вышел с двумя матросами 2 февраля 1914 года, при чем состояние его здоровья было настолько плохо, что мысль совершить путешествие в две тысячи километров нужно было считать безумной. Сотоварищи Седова предполагали, что у него цынга, но сам Седов считал, что это лишь обострение ревматизма. В том и другом случае нечего было рассчитывать на благополучный исход путешествия, связанного с величайшими трудностями.

6 марта двое из партии Седова вернулись. Это были Линник и Пустотный, Седова с ними не было. Он умер 20 февраля. Вот что рассказывали его спутники:

«Дорога по тонкому молодому льду сменялась непроходимыми торосами. Режущий ветер сжег дочерна лица. Матросы еле справлялись с тремя нартами. Седов лежал на средней, одетый в эскимосский костюм, в спальном мешке, крепко привязанном сверху качающихся нарт. Больной часто впадал в забытье; как неживая склонялась голова, а тeло безвольно следовало движениям нарт и толчкам по торосам. Очнувшись, Седов первым делом сверял курс с компасом и не выпускал его во все время сознания. Матросы замечали: больной подолгу осматривался, словно стараясь опознать острова, лежащие на пути. Спутникам иногда казалось, что Седова мучила мысль, как бы они самовольно или обманом не повернули, не увезли на судно, не сменили бы северного курса.(«В ледяных просторах».)

Последние дни Седов не ел и не пил, дыхание его становилось все более затрудненным. Его приходилось поддерживать в сидячем положении, так как иначе он не мог дышать. Во втором часу дня 20 февраля ' он стал внезапно задыхаться и со словами: «Боже мой, боже мой... Линник, поддержи...» умер. Матросы похоронили его на мысе Бророк Земли Кронпринца Рудольфа. Они оба очень плохо разбирались в карте с английскими надписями, и потому местонахождение могилы Седова можно определить только предположительно.

Мы знаем, что экспедиция «Седова» строит дом у мыса Флора, где остаются зимовать несколько ученых. Благодаря чудесам современной техники они не будут оторваны от мира. Но все же тяжела и трагична жизнь людей, заброшенных далеко на север, во мрак полярной ночи. Пожелаем же им полной удачи, бодрости духа, здоровья и сил.

 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу