Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений
Вокруг Света

ТВОРЕЦ НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКИ

(К 100-летию со дня рождения Жюль-Верна).

В ФЕВРАЛЕ 1828 года во Франции родился будущий писатель, который сумел в своих романах соединить необычайную увлекательность приключений с даром изумительного технического предвидения.

Автор замечательных по своей живой интриге романов, Жюль-Верн заставлял, да и теперь еще заставляет молодых читателей просиживать над своими произведениями дни и ночи. Но из современников никто не относился серьезно к техническим пророчествам этого автора, к его предвидениям будущих изобретений; ведь писал он о воздушных кораблях, о подводных лодках, свободно двигающихся в морской глубине, о самодвижущихся экипажах и т. д. Все эти вещи обычны в наши дни, ко Жюль-Верн писал в те дни, когда люди пользовались керосиновыми лампами, путешествовали на лошадях и серьезно думали над тем, насколько безопасно ездить по железным дорогам.

Все предвидения Жюль-Верна сочтены были его современниками за любопытную выдумку еще и потому, что механические изобретения неразрывно были связаны у него с яркими приключениями его героев. Возьмем хотя бы его «Путешествие к центру земли» где один немецкий профессор, в сопровождении двух лиц, спускается глубоко в землю через кратер одного потухшего вулкана в Исландии. Они находят там огромное море, по которому и едут в течение нескольких дней; им приходится наблюдать битву между чудо» вищной морской змеей и огромным морским ящером, когда-то жившим и на земле; в конце-концов, после ряда необычайных приключений, они попадают в горячий поток воды и лавы и выбрасываются на поверхность земли вулканическим извержением Этны.

В другом своем романе Жюль-Верн описывает путешествие на луну. Огромная пушка устанавливается во Флориде. Заряжается она пустым, коническим ядром, в котором помещаются отважные путешественники, две собаки и полдюжины цыплят. В благоприятный для полета на луну момент из пушки стреляют, но ядро уклоняется от своего прямого пути встретившимся метеоритом. В итоге происходит путешествие не на луну, а вокруг луны; ядро снова попадает в орбиту притяжения земли и раскаленным падает в Тихий океан.

КОГДА же Жюль-Верн создавал произведения с глубоким научным предвидением будущих технических достижений, его читатели попрежнему относились к ним, как к забавным и остроумным выдумкам. В своем наиболее знаменитом романе «Двадцать тысяч верст под водою» он помещает своих героев на борт подводной лодки, чрезвычайно похожей ' на теперешние модели. Однако, его современники взглянули на это подводное судно как на занятную выдумку, хотя сам автор ко многим своим проектам относился вполне серьезно. Это видно из телеграммы, посланной им в 1898 г. в одну нью-йоркскую газету по случаю удачного прохождения подводной лодкой С. Лейка около 1.500 километров. «Хотя моя книжка «Двадцать тысяч верст под водой», — телеграфировал он, — является фантастическим произведением, я убежден, однако, что все сказанное мной со временем сбудется».

Рисунок. Жюль-Верн в возрасте 76 лет.

В наше время любопытно взглянуть на технические достижения и убедиться, что в основном Жюль-Верн был прав. Люди летают по воздуху, опускаются на морское дно, катаются на всевозможных самодвижущихся экипажах. Выдающиеся ученые серьезно обсуждают вопрос о полете в ракете на луну. Правда, внутреннее устройство этих изобретений далеко не всегда совпадает с теми предположениями, которые делал Жюль-Верн. Возьмем, напр., наиболее точную догадку Жюль-Верна о техническом устройстве подводной лодки. Современная лодка погружается в глубину океана, развивает огромную быстроту, покрывает большие расстояния, не показываясь на поверхности — словом, все как у нашего романиста. Точно так же, как и герои «Наутилуса», экипаж современных подводных лодок покидает свое судно, пользуясь водолазными костюмами, кислородными аппаратами, электрическим светом; и мало того, путешествие по морскому дну теперь обставлено еще большими удобствами, чем это представлял себе Жюль-Верн. И все же он резко разошелся с действительностью в одном существенном пункте. Его подводная лодка приводится в действие одним только электричеством, которое доставлялось батареями чудовищной силы. Ошибка извинительная! Как мог наш автор разгадать огромную движущую силу, скрытую в бензине. И он обошел молчанием героя современной техники — двигатель или мотор внутреннего сгорания.

ЗАВОЕВАНИЕ воздуха — одна из постоянных тем Жюль-Верна. Уже в 1863 г. он написал книгу «Пять недель на воздушном шаре», где увлекательно описывает полет через Африку. Шар мог держаться в воздухе несколько дней, поднимаясь или спускаясь в зависимости от желания пилотов. В новых запасах газа он долгое время не нуждался. Здесь опять-таки у Жюль-Верна блеснула остроумная догадка: шар поднимается и опускается не благодаря выбрасыванию балласта и выпусканию газа, а благодаря тому расширению или сжатию газа, которое зависит от температуры. Оболочка шара, при одном и том же количестве водорода, сильно расширялась, когда температура газа поднималась, а когда температура падала, оболочка смарщивалась и шар опускался. Вот почему наш автор и поместил в подвешенную к воздушному шару корзину особую батарею, которая разлагала воду на кислород и водород.

История не оправдала этой догадки: батарея оказалась бы чрезмерно тяжелой для воздушного шара. Автор и сам чувствовал этот технический пробел, указывая, что его батарея была сделана из «неведомого» по своей легкости, «секретного» металлического сплава.

Словом в отношении источников энергии Жюль-Верн не всегда умел разгадать ближайшего к нему технического развития. Так, напр., один из героев его романа «Таинственный остров», инженер Гардинг, заявляет, что пароходы будут со временем жечь вместо угля воду. «Да, воду, — продолжает он, — разложенную на ее первоначальные элементы; это разложение будет сделано, конечно, электричеством, которое станет самой могучей силой! Да, друзья мои, я верю, что воду станут со временем употреблять как горючее, что составляющие ее водород и кислород, примененные порознь или совместно, явятся неиссякаемым источником тепла и света такой силы, создать которую уголь совершенно не может; настанет время, когда угольные ямы пароходов и тендеры паровозов будут нагружены не углем, а двумя сгущенными газами... Вода — уголь будущего!»...

Ясно, что Жюль-Верн впал здесь в ту же ошибку, что изобретатели машин с вечным движением. Он не учел, что разложение воды на два составляющих ее газа потребовало бы такой же и даже большей энергии, чем та, которую могли бы развить эти газы.

В СВОЕМ позднейшем произведении «Робур Завоеватель», написанном в 1886 г., Жюль-Верн разбирает сравнительные достоинства воздушных машин легче и тяжелее воздуха, решительно становясь на сторону последних. Но, в связи с блестящим воздушным кораблем «Альбатросом», наш автор снова ошибается, рассматривая природу силы, сущность энергии. У него была, очевидно, мысль о возможном открытии таких веществ, которые путем скрытой в них химической энергии развивали бы почти неиссякаемый поток электричества. Воздушный корабль нашего автора можно сравнить по существу с электрическим автомобилем, у которого только батарея никогда не нуждается в новых зарядах. К сожалению, такой машины все еще не существует.

Рисунок. Четыре иллюстрации из произведений Жюль-Верна: два маленьких рисунка (вверху и внизу) иллюстрируют его книгу «20.000 верст под водой»: путешествие по морскому дну и капитана Нэмо на своей подводной лодке Наутилусе. Налево рисунок из путешествия на Луну, а направо — «Ужас»: удивительное соединение подводной лодки, автомобиля и самолета („Владыка мира").

Жюль-Верн умер в 1905 г., успев выпустить в этом же году своего «Владыку мира». Здесь он описывает машину, которая не только летает по воздуху, но также плавает на воде и под водой, развивая на суше скорость до 180 килом. в час. Словом, эта машина, названная автором «Ужа», является сочетанием подводной лодки, автомобиля и самолета. В наше время уже не приходится смеяться над этой технической догадкой так громогласно, как это делали читатели романа в год его появления. Гидроплан уже давно изобретен, а соединение автомобиля с самолетом — вопрос уже не лет, а только месяцев.

А что сулит нам техника ближайшего будущего? Здесь речь идет об электронах, энергии радия сродстве между электрической энергией и строением отдельного атома. Ученые говорят нам теперь, что сам по себе атом содержит в себе такую энергию, которая превосходит самую необузданную фантазию французского романиста. И тогда Жюль-Верн, быть может, окажется прав и в странных для нас взглядах на источники электрической энергии.

Смешно было бы требовать от Жюль-Верна точного технического решения тех новых конструкций, которые изобретала его изумительная фантазия. Он был писателем, а не инженером - конструктором. Но надо было быть исключительно одаренным человеком, с чрезвычайно широким культурным кругозором, надо было обладать громадной силой предвидения, чтобы на основании разрозненных и зачаточных открытий дать такие необычайные технические обобщения, как «Ужас», «Наутилус» и т. д. И роль Жюль-Верна, разумеется, гораздо больше, чем роль писателя для легкого чтения: своими романами он будил фантазию будущих инженеров, он ставил перед конструкторами изумительно увлекательные технические задачи. В известном смысле можно сказать, что почти вся история технических открытий второй половины XIX века и начала XX носит на себе отпечаток влияния фантастических идей Жюль-Верна. Было бы ошибкой сказать, что творчество великого фантаста относится сейчас только к прошлому. Многие из технических идей Жюль-Верна еще ждут своего разрешения.

 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу