Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений
Вокруг Света

ЭЛЕКТРОМУЗЫКА

Изобретатель электромузыки, этой удивительной отрасли радиотехники, молодой русский физик Л. С. Термен, недавно демонстрировал свое детище в Германии — в Берлине, Мюнхене, Дрездене, а затем в Америке, всюду вызывая восторг даже среди строгих ценителей музыки. Иностранные специалисты в большинстве знакомы были с радиомузыкой лишь по описаниям в научных журналах и были изумлены поразительными достижениями нового музыкального инструмента.

В чем же сущность этого интересного и многообещающего изобретения? Наш рисунок изображает внешний вид электромузыкального инструмента. Вы видите нечто в роде низкого пюпитра, возле которого стоит изобретатель, исполняющий музыкальную пьесу. На пюпитре — невысокий металлический стержень (антенна), сбоку — металлическая петля. Двигая одной рукой возле антенны (не касаясь ее), а другой — близ петли, артист заставляет громкоговоритель (изображенный на рисунке) наполнять залу музыкальными звуками, сходными с игрою то скрипки, то рояля, то флейты или гобоя.

Каково же устройство этого нового, совершенно своеобразного музыкального инструмента? Два источника тока помощью двух катодных ламп обычного, употребительного в радиотехнике типа обслуживают два колебательных контура, излучающие электрические волны различной частоты. Один излучает, например, волны с частотою 500.000 в секунду, другой — с частотою 480.000 в секунду. Легко понять, что от их взаимодействия должны возникнуть «биения» с частотою, равной разности обеих первоначальных частот: 500.000 — 480.000 = 20.000. Если электрический переменный ток такой частоты заставить вибрировать, например, перепонку телефона или громкоговорителя, то в воздухе порождаются волны с частотой 20.000 колебаний в секунду, т.-е. той, какая попадает в слышимый интервал звуковых волн: мы слышим тон.

Все искусство музыкального исполнителя должно состоять в данном случае в уменьи надлежащим образом регулировать эти изменения движениями рук. Л. С. Термен владеет этим искусством виртуозно: движением руки близ антенны он изменяет высоту тона, а манипулируя близ петли — варьирует силу звука. Характер движений рук обусловливает тембр звука: приближение или удаление руки медленное и плавное — порождает звук смычковых инструментов; при более резком движении слышится «стаккато» рояля. Движения иного характера обусловливают звук трубы или органа. Сходным образом регулируется и сила звука: поднятием руки над антенной он усиливается, опусканием — ослабляется до желаемой степени. Вибрирующие движения руки порождают вибрирующий звук.

Так, буквально мановением руки, изобретатель, словно волшебник, наполняет зал музыкой различных инструментов оркестра. Надо прибавить, что Л. С. Термен — к тому же превосходный музыкант, артистически исполняющий трудные музыкальные пьесы.

Я. Перельман.



 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу