Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений

Тамур

Фрагмент книги "White Waters of Nepal"
перевод Ани Самаровой
"White water Nepal. A guidebook for Rafting and Kayaking. by
Peter Knowles and Dave Allardace. Rivers Publishing U.K.Menasha

Ridge press U.S.A.

Начало: Добхан (высота над ур.моря 630 м)

Окончание: Шатра (высота над ур.моря 115 м)

Протяженность: 120 км (75 миль)

Время сплава: 4-6 дней

Заброска от Катманду: 3-4 дня, или самолетом

Сложность в ноябре: категория 4 (5-)

Средний уклон: 0.4% (20 футов/милю)

Максимальный уклон: 1.0%

Расход в ноябре: 150 кубометров

Лучшие месяцы для сплава: октябрь-декабрь, февраль-апрель.

Краткое содержание.

Великолепный водный поход, один из лучших в мире. Около 130 порогов на 120 км реки. Тамур протекает через красивую незаселенную долину, а путешествие к началу сплава является одним из самых живописных в Непале.

Очень рекомендуем как спортивный и развлекательный поход на рафтах или каяках. Река стоит того, чтобы проделать весь длинный путь из Катманду.

Река.

Тамур и его притоки берут начало в снегах Канченджанги, третьей по высоте вершине мира. Река, шестая по величине в Непале, производит впечатление мощного потока, сжимаемого тесной долиной.

Выше Добхана Тамур и его притоки имеют большой уклон и представляют интерес, вероятно, только для спортивных экспедиций на каяках. Ниже Добхана по течению уклон меньше; однако, что необычно, он опять возрастает на последних 40 км перед слиянием с Сун-Коси. Река Кабелли увеличивает расход Тамура примерно на четверть, но ниже по течению значительных притоков нет.

Долина реки очень красива и расположена в малонаселенной местности; в немногочисленных деревнях земледелие практически неразвито. Склоны долины покрыты лесом, есть хорошие места для стоянок с прекрасными видами дикой природы. Река производит впечатление настоящего "дикого уголка" по сравнению с остальными, более популярными сплавными реками Непала.

Местное население - это обворожительное разнообразие всевозможных племен и каст (один из авторов насчитывает 27 раличных языков и диалектов в данном районе). Местные жители встречали мало европейцев и всегда очень приветливы, настойчиво предлагая вам попробовать замечательный напиток "тунгба", который готовят, заливая горячей водой перебродившее просо.

Сплав на рафтах.

Тамур относится к тем рекам, о которых побывавшие там почти ничего не рассказывают. "Да, хорошая река, - говорят они в ответ на расспросы, - правда, далеко от Катманду", - и меняют тему. Что касается меня, В октябре 1991 года я специально съездил в Непал, чтобы сходить на эту реку, и не жалел об этом ни минуты! Теперь я понимаю, почему побывавшие там так немногословны - кажется, что река слишком хороша для того, чтобы рассказывать о ней в путеводителе, - она предназначена для избранных!

Во время сплава мы насчитали около 130 порогов на 120 км реки. Возможно, Тамур является наиболее интересной для рафтов рекой в Непале, и одной из лучших в мире. Первый участок реки ниже Добхана представляет собой практически непрерывный порожистый участок, но почти все пороги можно идти без просмотра. Средняя часть реки отличается более отчетливо выраженными порогами, разделенными плесами и уловами. Пороги здесь мощные, часто с валами и иногда с серьезными водоворотами и сливами, но все легко просматриваются. Во время этого активного сплава вам, промокнув вначале, придется "не просыхать" до конца!

Кэм Мак-Лей, один из лучших рафтеров в мире, говорит об этой реке как о "выдающемся, фантастическом сплаве для хорошей команды". В его словах, кстати есть и предупреждение - мы надеемся что вы будете максимально внимательны в подборе опытного экипажа.

Большинство сплавов на рафтах начинаются в Добхане; оттуда до Шатры путешествие занимает от 4 до 6 дней. Хотя возможна заброска на вертолете в Тэплджунг, мы рекомендуем идти пешком от Базантапура. Путь проходит вдоль 3000-метрового хребта, через красивейшие леса и луга, с прекрасными видами Канченджанги, Макалу и массива Эвереста вдалеке. Один из гидов-проводников описал этот маршрут как "самый живописный в Непале", и с этим трудно не согласиться - чудесное начало водного путешествия! Особо отмечаем для ленивых (как известно, все водники ужасные лентяи!), что пешая заброска не слишком утомительна, так как после пути вдоль хребта надо только спуститься к реке.

Самый лучший участок реки - это последние 40 км перед слиянием с Сун-Коси. Желающие сплавиться по хорошей реке 1-2 дня "напоследок" (возможно, после сплава по Сун-Коси?) могут начать от Мулгата, где к реке подходит дорога.

Сплав на каяках.

Мы были на этой реке в автономном походе на каяках в октябре 1991 года, по высокой воде, с командой опытных каякеров из Великобритании, Айдахо, Калифорнии, Вашингтона, Колорадо и Новой Зеландии. Почти единодушное мнение было - "это лучшая река из всех, на которые я ходил!" Другие отзывы: "сильно","убойная река", "полно мест, где можно перевернуться", "похожа на Лохса в большую воду, и так - 70 миль".

В октябре это была очень мощная река с большим расходом, с напряженным сплавом категории 4+, где просмотр был возможен в основном с верхушек валов, но, если вы неверно выбирали путь, последствия были поистине УЖАСНЫМИ. Техническая сложность прохождения, а также часто возникавшя необходимость "вставать" на каяке приводили к тому, что к концу дня мы абсолютно выбивались из сил.

В ноябре, когда расход воды намного меньше, мы полагаем, что река не бывает столь выматывающей; однако люди, которые были там в это время, утверждают, что река такая же сложная; пороги круче и технически сложнее, не говоря уже о мерзких воронках и нескольких очень неприятных сливах. В малую воду пороги лучше отделены друг от друга плесами, и у вас есть время перевести дыхание - а также больше возможностей "поймать" какое-то неожиданное препятствие!

Как уже было сказано, на этой реке есть, где "киляться", поэтому лучше это делать при поддержке рафтов и наличии запасных каяков. Однако, река имеет как раз подходящую длину для автономного сплава и оставляет замечательное ощущение "дикого уголка природы", которое можно особенно оценить в l`kem|jni автономной группе. Мы "прогнали" реку за 3 дня, но гораздо приятнее идти ее за 4.

Тамур выше Добхана проходила на каяках группа из Клуба Каякеров Альпина в 1984 году. Они начинали из Хеллока и описали этот участок как серьезный сплав категории 5+, с тремя мостами, по которым можно попасть с одного берега на другой. Перепад на этом отрезке - 4%(около 40 м на км). Сейчас когда я пишу это, мне принесли письмо от Гудмунда Хоста из Норвегии, где он пишет, что они тоже частично прошли этот участок (от Митлунга). Он говорит: "Непрерывно идущие пороги на отрезке реки выше Добхана делают его довольно серьезным; где-то в его середине у нас произошел "оверкиль", чуть не закончившийся фатально. Часть ниже Добхана прекрасно подходит для сплава на рафтах и тому подобных "пошлостей"!"

Мы не можем не напомнить, что последние 30 км реки после Мулгата представляют собой чудесный маршрут на 1-2 дня. Судите сами - 5-6 часов сплава и около 45 порогов.

Заброска и расходы.

Добхан, обычное место начала сплава по Тамуру, находится всего в двух часах ходьбы от посадочной площадки в Тэплджунге, так что теоретически возможно быть на реке в день выезда из Катманду.

Однако, перелет стоит дорого, и, кроме того, вы пропустите незабываемую пешую часть похода.

Ночной переезд на автобусе до Дхарана занял 16 часов и стоил нам около $4. После завтрака мы наняли за $50 грузовик с крытым кузовом, который во второй половине дня привез нашу группу из шести человек в Базантапур. Базантапур - это прелестный город, расположенный на вершине холма с процветающей торговлей: здесь вы можете купить все, что забыли взять с собой. Город является важной базой, откуда ведут пути в Восточный Непал, так что нанять носильщиков не составляет труда. Мы договорились о цене: по $7 каждому носильщику; $1 - вперед, $2 - в Гуфа Покхари и оставшиеся $4 - по прибытии в Добхан. Мы также дали понять, что каждый получит "бонус", если мы доберемся в Добхан быстро и без проблем (и в самом деле заплатили еще по $2 каждому). Система "бонусов" сработала прекрасно: наши носильщики, несмотря на неудобную ношу - каяки - казалось, обогнали всех, кто шел впереди; мы бежали сзади, пытаясь угнаться за ними (какая-то группа очень "крутых" с виду альпинистов была явно расстроена, когда их обогнали легкомысленные люди в шортах и сандалиях!) Мы дошли за два с половиной дня, но, вероятно, три дня - более разумный срок.

Как уже говорилось раньше, путь по хребту необычайно живописен - тропа вьется по склону, среди древних, покрытых мхом деревьев и освещенных солнцем лугов. Из-за пушистых облаков ненадолго показывалась манящая и величественная Канченджанга. Гуфа Покхари - священное озеро и излюбленное место ночевок, расположенное прямо на хребте. Вскоре тропа круто спускается вниз среди волнистых террас, на которых выращивают рис, и разбросанных по склону "игрушечных" домиков. На всем протяжении этого необыкновенно красивого маршрута расположено множество хижин и чайных домиков, в которых можно остановиться, так как это - основной путь к подножию Канченджанги.

Мы думаем, что на прохождение реки лучше всего планировать 4 дня (на каяках) или 6 дней (на рафтах). По берегам много хороших стоянок и достаточно плавника для костров. В Мулгате можно, если потребуется, пополнить запасы самого необходимого. Фидим - возможная точка аварийного схода с маршрута, но желательно заранее узнать о состоянии дороги из Фидима в Илам (ее планировали продолжить до Тэплджунга; в этом случае появится еще один вариант заброски).

Место окончания сплава - Шатра; это около 10 км ниже слияния с Сун-Коси; после слияния река носит название Сапта-Коси. Держитесь ближе к левому берегу после выхода реки на равнину, приставать лучше сразу после впадения в ирригационный канал. Здесь можно нанять доисторический "лендровер", на котором за $15 можно вернуться обратно в Дхаран. Лучшие карты реки - это H.M.G. Central Cervice Maps, районы Тэплджунг и Дханкута, масштаб 1:125000. Также было бы неплохо иметь с собой более общую топографическую карту на весь Восточный Непал; хотя бы для того, чтобы попытаться узнать видимые далекие вершины, включая Макалу и Канченджангу.

Описание.

Добхан - Кабелли Кхола (11 км) - Мулгат (77 км) - Сун- Коси (22 км) - Шатра (10 км).

Гудмунд Хост, который прошел реку в 1987 году, описывает участок выше Добхана как "значительно более серьезный, с непрерывно идущими порогами. В Милтунге за сложным порогом класса 5/6 следует довольно неприятный водопад, и после более спокойного участка (1 км) чуть выше подвесного моста в Тумма идут еще три порога классов 5 и 6, один из которых, вероятно, непроходим. От Тумма до Добхана идет очень продолжительный участок категории 4+; ближе к Добхану уклон реки постепенно уменьшается". (Гудмунд оценил пороги ниже Добхана как категорию 4).

Добхан - это небольшая деревня с процветающим базаром, расположенная в месте впадения Сива Кхола в Тамур. Практически без "разминки" вы попадаете в пороги 4 категории; и следующие несколько часов без передышки продолжается сплав 3-4 категории.

В 5 км от Добхана идут два более крупных порога. В 7 км реку пересекает мост, а еще через 4 км слева впадает приток - Кабелли, который увеличивает расход примерно на 1/4. Второй порог после слияния (1 км ниже по течению) находится на левом повороте. Он имеет категорию 4+ и может представлять сложность для рафтов.

Через два порога на протяжении 3 км расположен мост, еще через 7 порогов и 7 км - еще один мост, не обозначенный на официальных картах. В трех километрах ниже находится длинный порог с крупными валунами в начале и валами, напоминающими о серфинге. Далее пороги продолжаются с частотой примерно один на километр, но уклон реки падает на следующих нескольких км, до Хинван Кхола.

Долина немного расширяется, по берегам появляется лес, песчаные пляжи и деревни. Река имеет характерную особенность: после очередного поворота русло расширяется, и стоит вам подумать: "Ну, кажется, можно немного расслабиться", - и тут за следующим поворотом вы влетаете в хороший порог 4 категории. Вскоре после Нава Кхола идет длинный мощный порог класса 4, за ним - несколько более мелких порогов; затем уклон падает на следующих 5 км; здесь, на гладкой воде, желающих перевозят с одного берега на другой на долбленой лодке. Спокойный участок продолжается и после впадения притока Телия Кхола справа и Чхарува Кхола - слева. ( Отметим, что все эти притоки имеют дождевое питание и в сухое время года практически пересыхают). В этом месте долина имеет ширину около 1 км; в русле реки встречаются галечные отмели, а по берегам на заливных лугах пасется скот.

Сразу после слияния идет мощный, но несложный порог 4 категории. В 2 км ниже по течению находится еще одна переправа; а еще через 1 км слева по течению появляется скальный отвес, "прижимающий" реку к правой стороне долины. Начиная с этого места, уклон реки опять увеличивается, и пороги становятся более сложными и продолжительными.

На протяжении следующих 7 км расположены около 9 порогов с валами и бурунами. Затем слева впадает небольшой приток (Ками Кхола), а справа видны следы значительного оползня. Это означает, что следующим идет порог пол названием "Дон МакКекни", категории 5-, который мы рекомендуем идти после просмотра. Далее следуют еще три больших порога, за которыми виден подвесной мост в Мулгате. Будьте внимательны: вскоре предстоит еще один сложный порог, который мы назвали "Дикая Собака", с замечательным водоворотом в конце, который ожидает желающих им насладиться.

Дальше идут многочисленные несложные пороги класса 4, один за другим, за автомобильным мостом и следующие 9 км до подвесного моста в Чимраха - всего около 25 порогов - мы сбились со счета! После всего этого мы почувствовали, что нам необходим отдых, и нашли прекрасную тихую стоянку на правом берегу в 1-2 км после моста.

Мы были рады, что остановились именно там, потому что первым делом на следующее утро нам пришлось преодолеть два больших порога класса 4+, а за ними шла непрерывная "чехарда" порогов - около десяти на следующих 3 км. Последние два из них были не сложнее 3 категории, что совпадало с расширением долины и выходом реки на равнину. Однако, пейзаж оказался обманчивым: следующий порог выглядел несложным, хотя и мощным; но за невинными на вид валами пряталась жуткая воронка на выходе, которая вполне "тянула" на категорию 4+ (наш друг Билл попробовал ее на себе и имел интересный "самосплав"; он согласился с нашей оценкой категории и добавил полезную информацию - этот порог 34-й по счету после автомобильного моста). Следующий километр отмечен шестью более простыми порогами класса 4; за ними идут 4 порога 3+. На крутом левом повороте расположен порог класса 5- "Удар Ниже Пояса", который мы благополучно преодолели после просмотра. За ним следует короткое, но внушительное узкое ущелье с отвесными скальными стенками - живописное завершение прекрасной реки. В конце ущелья расположен подвесной мост, затем - слияние с Сун-Коси и тропа до Трибени. Если вы не торопитесь, можете сделать небольшую остановку и пройти десять минут вверх по течению - там, у слияния с рекой Арун, находится храм. Кроме того, это одно из немногих мест в мире, где сливаются три крупные реки.

Образованная тремя реками Сапта Коси, питаемая еще семью притоками, течет по Индийской Равнине, впадая в конце концов в Ганг. Здесь все еще сильное течение и несколько небольших порогов; в 5-ти км, в месте слияния с Кохала Кхола находится большой комплекс храмовых строений. Еще через несколько км ущелье кончаетя, и перед вами открывается Великая долина Ганга - завораживающе плоская равнина. Держитесь левого берега; окончание сплава - сразу после впадения реки в ирригационный канал в Шатре.




 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу