Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений
®

ТУВА. Что есть что

Горловое пение

Природа одарила кочевников центра Азии исключительным даром - умением одновременно воспроизводить мелодию двух тонов: основного (речевого или певческого) и наложенного на него второго, мелодического, тона (низкого или высокого), что дает эффект особого "горлового" пения. О популярности горлового пения в Туве говорит тот факт, что оно существует здесь в пяти основных жанровых формах: хоомей, сыгыт, каргыраа, борбаннадыр, эзенгилээр, с многочисленны ми подвидами при множестве индивидуальных манер исполнения. Говорят, что если художественную культуру тувинского народа образно сравнить с национальной шапкой "оваадай", то горловое пение видится как ее красная коралловая верхушка "чинзе": красиво по виду, высоко по положению, дорого по содержанию. У всех, кто впервые слушает горловое пение, возникает восторг, удивление и непременный вопрос к певцам - как это им удается.

В 1934 г. фирмой "Мелодия" были сделаны качественные записи выдающихся мастеров горлового пения. В 1958 г. Максим Дакпай стал лауреатом золотой медали Всемирного фестиваля молодежи в Москве, положив этим начало мировому признанию. Сегодня на любом празднике, на любом концерте, даже на веселой пирушке аратов звучит хоомей. Его изучают маститые музыканты, без него не обходится ни один видовой фильм о Туве.

Хоомей стал одним из стержней национальной культуры тувинского народа. Говорят, что каждый пятый тувинец владеет горловым пением. 13 человек имеют самое высокое звание - народный хоомейжи Республики Тува.

Наиболее известным хоомейжи был Ооржак Хунаштар-оол Сурун-оолович (1932-1991) - чабан из Сут-Хольского кожууна. В первый раз выйдя на сцену в возрасте 33 лет, он показал миру всю красоту тувинского хоомея. "Такой хоомейжи рождается раз в сто лет", - говорили о нем. Из современных исполнителей наиболее популярен народный хоомейжи Ондар Конгар-оол и коллектив ансамбля "Хун-хурту" (руководитель Саян Бапаа, художественный руководитель Ховалыг Кайгал-оол). В Кызыле действует международный центр "Хоо-мей" (Щетинкина - Кравченко, 46. Тел. (39422) 3 34 24).

Наадым.

Ежегодный национальный праздник тувинского народа, отмечаемый в августе. В программе соревнований: национальная борьба хуреш, скачки, стрельба из лука, современные виды спорта: волейбол, баскетбол, футбол, легкая атлетика и др.

Наскальные рисунки

(Петроглифы, писаницы). Древние изображения на открытых скальных поверхностях, на стенах пещер и отдельных камнях. Известны во многих местах Тувы и относятся к разным эпохам, начиная с эпохи бронзы и заканчивая нашим временем. Наскальные рисунки занимают особое место среди огромного разнообразия и богатства памятников древности Тувы. Это живописный рассказ прошлых по колений о самих себе. Наиболее известные наскальные ри сунки находятся в Саянском каньоне и в урочищах Алды-Мозага, Мугур-Саргол, Ортаа-Саргол, на горе Бижиктиг-Хая на левом берегу реки Коп-Кежик, близ современного поселка Кызыл-Мажа-лык. Здесь выбиты многочисленные рогатые личины, лучники с грибовидными головами, колесницы, запряженные парой лошадей, иногда с колесничим, быки, навьюченные огромными тюками. Более 300 наскальных рисунков на горе Сыын-Чурек, в Центральной Туве.

Оленные камни.

Название камней с высеченными на них древними изображениями, встречающихся в центральных, южных и западных районах Тувы. Это - четырехгранные или округлые в сечении, хорошо обтесанные монументальные каменные стелы. На них часто выбиты силуэты животных, чрезвычайно характерные для скифского звериного стиля: олени, маралы, лоси, кабаны и лошади, а также оружие, в том числе кинжалы и чеканы, луки в горитах, поясные украшения и другие предметы. Особенно интересны чрезвычайно эффектные изображения оленей: с ветвистыми рогами, летящие в галопе; их общая трактовка почти не отличается от традиционных скифских изображений. А вот изображения, найденные на плитах в юго-восточных районах, совсем другие: эти олени с "клювом птицы" нередко напоминают затейливые узоры или пышные орнаменты.

Изображения на оленных камнях имели, по-видимому, магический характер. Вопрос об их назначении остается пока нерешенным, но наиболее вероятно, что они были связаны с заупокойным культом, а возможно, выполняли и охранительные функции.

Тувинские марки.

Одни из самых редких в мире. Особыми раритетами являются марки, выпущенные в период существования Тувинской Народной Республики. Марки выпускались оригинальной формы (треугольники углом вверх и вниз, большие квадраты, ромбы). Первая марка появилась в 1926 г. На ней было изображено "колесо жизни", или "колесо счастья", - ламаистская эмблема, символизирующая вечный круговорот жизни в природе. Все надписи на первых марках даны уйгурским (старомонгольским) алфавитом. Позднее употреблялся и русский, и латинский алфавит. Изготовлялись все марки Тувы в Москве, на фабрике "Гознак". Художники-графики О. Амосова и В. Завьялов с поразительной точностью изобразили на марках сцены традиционной охоты, в том числе соколиной и с рогатиной на медведя, рыбалки; жизнь скотоводов и народные промыслы. Есть марки и с национальными видами спорта: борьба, скачки, стрельба из лука. На некоторых миниатюрах - пейзажи и карта республики. Многие марки изображают новые тогда для тувинцев занятия, а также достижения технического прогресса - тракторы, самолеты, дирижабли. В 1936 г. была выпущена марка с портретом Председателя Совета Министров ТНР Чурмет Дажы (через 2 года его расстреляли как контрреволюционера, а еще через 23 года - реабилитировали).

С 1926-го по 1943 г. в ТНР было 20 выпусков знаков почтовой оплаты - всего 140 разновидностей. Марки издавались тиражами от 800 штук до 100 тыс. экземпляров. Сегодня средняя рыночная цена этих объектов филателистической охоты - не менее 800 долларов. Почтовые же конверты ТНР с ее марками и штемпелями стоят свыше 1000 долларов за один экземпляр.

Тувинские шахматы.

Шахматы попали к тувинцам из Китая. Однако фигуры тувинских шахмат отличаются от китайских. Кстати, фигурки, виртуозно выполненные тувинскими резчиками по камню, одинаково высоко ценятся любителями искусства и любителями шахматной игры. Слона у тувинцев заменяет верблюд, вместо воинов-пешек - фигурки зайцев, гусей или сидящих парней в халатах, вместо ферзя - собака, вместо ладьи - телега (терге). Король называется нойон (князь), а конь такой же, как и в обычных шахматах. Правила игры в тувинских шахматах несколько отличаются от общепринятых в настоящее время. Так, нельзя противнику ставить мат конем (конь у тувинца - лучший друг). Помимо обычных, классических шахмат, у тувинцев бытовали и другие разновидности этой игры: бычьи шахматы (буга-шыдыраа), шахматы-чирги, китайские шахматы (кыдат-шыдыраа).

Урянхайский край (Сойотия).

Так в XVIII - начале XX в. называлась территория современной Тувы. "Урянхай" в переводе с монгольского значит "край оборванцев"; вот почему коренные жители никогда не называют себя урянхами. ХУРЕШ. Вид национальной борьбы, не менее популярной в народе, чем горловое пение хоомей. Вместе с конными скачками и стрельбой из лука непременный атрибут всех празднеств, в том числе и буддийских. Правила борьбы очень простые - проиграл тот, кто коснется земли чем-либо, кроме ног. Борьба ведется парами, участвуют только мужчины. Перед схваткой они надевают борцовские костюмы содак-шудак, а после победы исполняют небольшую мимико-танцевальную сценку, изображая орла. Выступления знаменитых борцов собирают полные стадионы. О любимых борцах народ слагает легенды, приписывая им сверхчеловеческие качества.

Чалама.

Ленточки из цветной материи, развешанные на оваа и в других священных местах. Западные и центральные тувинцы называют их чалама, а южные - яндаа. Означают жертвоприношение духу.

 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу