Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений
®

ТУВА. Праздники

Новый год (Шагаа). Празднование Нового года - одно из главных событий в календаре обрядов тувинского народа. Начало нового года у тувинцев не фиксировано, поскольку зависит от лунного календаря, и празднуют его в разное время - от начала января до конца февраля. Этот самый желанный праздник представляет собой целый комплекс обрядов, игр и развлечений. Шагаа приходится на время, когда сельскохозяйственные работы уходящего года уже завершены,' и начинается подготовка к работам будущего года. Время наступления Нового года воспринимается как особое, сакральное, когда проходит разрыв между прошлым и будущим, сопровождающийся борьбой между добром и злом в их космическом значении. Праздник утверждает великую "связь времен" и в жизни человека, и во Вселенной.

За несколько дней до наступления Шагаа на территории аала все нечистоты тщательно убирали. Жилища внутри и снаружи очищали от снега, грязи и пыли. Войлочные ковры, кожаные вьючные мешки, постель, одежду, обувь выносили и чистили на снегу, все старое выбрасывали или сжигали. Эти предновогодние домашние хлопоты по сути своей представляют древнейший обряд изгнания нечисти и скверны из дома. С распространением буддизма такие очистительные обряды проводились как в отдельных храмах, так и на всей территории монастыря. Они чаще всего заключались в сожжении старых предметов и мусора.

В домах и храмах особое внимание уделялось алтарю, на котором размещались статуэтки буддийских бурханов, перед Новым годом все чистили, мыли, натирали до блеска. Обязательно зажигали лампаду. .

Тувинцы встречали Новый год с восходом солнца. Чтобы не пропустить этот важный момент, взрослые не ложились спать. Существовало также поверье, что в новогоднюю ночь Будда объезжает на своей колеснице землю и, если ему попадаются спящие люди, он их принимает за мертвых и не благословляет.

Первый день Шагаа проходил во взаимных визитах и обмене подарками. У тувинцев в дни празднования Нового года очень почитался белый цвет (который вообще у многих тюрко-монгольских народов связывается с представлением о счастье). Особая, ритуальная роль в новогоднем празднике отводилась пище. Готовили ее в большом количестве. В новогодней трапезе преобладали вареная баранина, различные виды молочных продуктов, разнообразная выпечка. В 1987 г. традиция празднования Шагаа была возрождена.

Обряд освящения источника (Суг Дагылгазы). Непосредственно связанный с земледельческим хозяйством, обряд этот устраивался в два этапа: весной, перед началом сельскохозяйственных работ, и в середине лета, когда злаковые культуры только начинали созревать.

Обряд суг дагылгазы как отражение культа природы появился в Туве одновременно с земледелием. Ритуальная сторона его восходила к древним представлениям о необходимости передать весеннему полю жизненную силу, получив ее у духа - хозяина животворящего источника.

В редких случаях обряд освящения источника устраивали в честь больного, чья болезнь "происходила" от воды. В таких случаях он превращался в лечебное мероприятие.

Обряд освящения огня (От Дагылгазы). Обряд освящения домашнего огня, жертвоприношение. Устраивался ежегодно осенью, когда был собран урожай и завершены перекочевки. Группа родственных семей собиралась в доме самого старшего и устраивала жертвоприношения хозяйке домашнего очага. Для этого из стада выбирали козла и освящали его. Лама лепил из теста фигурку козла, ставил ее на специально приготовленную дощечку - серге дожээ - и читал над ней молитвы. Это символизировало переход, перевоплощение живого козла в его зооморфный образ.

Важной ритуальной частью обряда было также следующее действие: все присутствующие бросали в подол хозяина дома горстки ячменя и проса. Глава семьи собирал их все вместе и помещал в специальный мешочек - кежик хавы, где хранилась священная стрела - ыдык ок. Этот ритуал имел непосредственное отношение к продуцирующей магии и призван был обеспечить достаток в семье.

 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу