Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений
®

ТУВА. Протекторат России (1911-1917 гг.)

В 1911-1913 гг. в Китае произошла Синьхайская революция, приведшая к свержению маньчжурской династии Цин и провозглашению республики. Вслед за этими событиями в Туве развернулось национально-освободительное движение. Вооруженные отряды восставших тувинцев действовали одновременно во многих кожуунах. Они громили китайские торговые фактории, отбирали имущество у китайских торговцев, изгоняя тех за пределы страны. Летом 1912 г. большой отряд тувинцев отправился в Северо-Западную Монголию, где были сосредоточены маньчжуро-китайские войска. В боях против них, в содружестве с монгольскими бойцами под командованием Максаржава и Дамдинсурэна, принимали участие свыше тысячи тувинцев. В ходе этих сражений пал оплот маньчжуров в Северо-Западной Монголии и Туве - крепость Кобдо.

В январе 1912 г. состоялся съезд руководителей кожуунов, на котором было принято решение объявить Урянхай (монгольское название Тувы) "независимым" и находящимся "под покровительством и защитой Российского государства". 15 февраля 1912 г. было составлено обращение к правительству России. Однако царское правительство, исходя из международной обстановки на Дальнем Востоке, оставило без внимания просьбу тувинцев о принятии их в состав России. Более того, когда в начале 1912 г. тувинский амбын-нойон Комбу-Доржу направил в Петербург делегацию во главе со своим сыном для переговоров по тому же вопросу, то делегация эта добралась только до русского пограничного пункта у с. Усинского, дальше их просто не пустили.

В 1913 г. в Туве появились два новых российских чиновника - заведующий пограничными делами Усинского округа А. Цецерин и заведующий устройством русских переселенцев в Урянхайском крае В. Габаев. Однако положение здесь постепенно осложнялось. Выжидательная тактика России привела к тому, что некоторые представители богатых слоев тувинского населения, поощряемые монгольской стороной, стали, вместе со своими кожуунами и сумо-нами, переходить в подданство Монголии. Еще в мае 1912 г. тоджинский нойон Тонмит и салчакский правитель Балчыймаа (Балджийма) обратились к ху-тукте (духовному правителю Монголии) с просьбой принять их кожууны в качестве данников в состав Монголии. В июне того же года с такой просьбой обратился правитель хемчикского Даа-кожууна Буян-Бадыргы (Буян-Бадорху). В марте 1913 г. хутукта принял решение включить Тоджинский и Салчакский кожууны в состав Монголии, а в мае того же года было удовлетворено желание Буян-Бадыргы. Бээзи-кожуун был включен в состав Монголии на основании его прежней административной принадлежности к Сайн-Нойоновскому аймаку.

Население тувинских кожуунов, перешедших в 1912-1913 гг. в монгольское подданство, очень скоро ощутило тяжесть нового ига. Монгольские князья беззастенчиво грабили тувинцев, собирали с них большой албан, заставляли отбывать воинскую повинность, чинили насилие и произвол. Это вызвало возмущение тувинских аратов и усиливало их стремление войти в состав России. Тувинские феодалы, учитывая новую политическую обстановку во второй половине 1913 г. и стремясь сохранить свою власть, стали один за другим просить о принятии в русское подданство. С такой просьбой обратился 23 сентября 1913 г. влиятельный хемчикский кам-бы-лама Ондар Чамзы, а 26 октября того же года - нойон Буян-Бадорху, а затем и другие нойоны. 29 марта 1914 г. в связи с этими прошениями министр иностранных дел С.Д. Сазонов обратился к царю Николаю II с докладной запиской: "Во исполнение таковой высочайшей воли приемлю смелость испрашивать, не благоугодно ли будет Вашему Императорскому Величеству повелеть объявить через командированного в Урянхайский край чиновника управления Иркутского генерал-губернатора населению пяти кожуунов, на которые разделяется этот край, что отныне оно принято под покровительство российского правительства..."

Николай II собственноручно начертал резолюцию на этой докладной записке: "Согласен. Ливадия, 4 апреля 1914 года".

4 июля 1914 г. амбын-нойон Комбу-Доржу вместе с чиновниками трех кожуунов в Самагалтайском хурээ совершил молебен по случаю объявления русского покровительства, поклялся не иметь никаких самостоятельных непосредственных сношений с Монголией и прочими иностранными государствами, все споры и недоразумения, которые могли возникнуть между отдельными урянхайскими кожуунами, повергать на решение проживающего в Урянхае представителя российского правительства.

17 июля 1914 г. тушээ-гун Буян-Бадыргы от имени Даа-кожууна представил заведующему пограничными делами Усинского округа А. Цецерину следующее ручательство:

"С получением письменного объявления через Заведующего пограничными делами Усинского округа о воспоследовавшем Всемилостивейшем соизволении его Императорского Величества Государя Императора Самодержца Всероссийского о принятии моих десяти сумонов под покровительство Государя Императора, я, гун Буян-Бадыргы, с чувством радости и благоговения совершил молебен в 9 монастырях, "Цандхадаши чоймбол гэлун" и "Тойшамарабжагалун" и других, вознеся божеству Цаган-Дара молитвы, прочитанные 10 тыс. раз о здравии и благоденствии Его Императорского Величества, и, преклонившись по направлению трона, дал уверение в том, что отныне не буду иметь никаких самостоятельных, непосредственных сношений с Монголией и прочими иностранными государствами.

Если таковые сношения потребуются, то буду доносить Вам. Все споры и недоразумения, могущие возникнуть между отдельными урянхайскими хошунами, буду повергать на Ваше решение как представителя Великого Российского Государства, или лица, заменяющего Вас.

Обязуюсь быть верным и преданным".

В условиях протектората власти отменили повинности (албан, сузун, уртель-ную и караульную службы) и взимание долгов и процентов, накапливавшихся китайскими фирмами в течение целого десятилетия. Была отменена круговая хошунная порука в старых торговых обязательствах перед русскими торговыми фирмами и установлен налог с каждого аратского двора в размере 75 коп. За прежними правителями урянхайских кожуунов сохранялись власть и привилегии в пределах их владений; сохранялся также прежний статус буддийской религии и право на соблюдение традиций народа.

В 1914 г. в местечке Хем-Белдир был основан Белоцарск, нынешний Кызыл. Далекий изолированный край стал постепенно втягиваться в орбиту российского рынка. Укрепление связей с Россией сыграло прогрессивную роль в развитии государственности Тувы: сохранилась целостность тувинского этноса, росло национальное самосознание народа. Политика Николая II в отношении Урянхайского края носила покровительственный характер: сохранялись язык, буддийская религия, шаманизм, обряды и обычаи народа; краем руководили местные кадры, тувинские воины не призывались для участия в Первой мировой войне.

 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу