Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений

Лефортово

Н
емного дальше, в глубь Лефортова, находится «уголок погибших дворцов». Он начинается с громадного здания Высшего технического училища (ул. Коровий брод, 5), построенного на месте знаменитого некогда Слободского дворца. На этом участке был построен в 1753 году загородный дом канцлера А. П. Бестужева-Рюмина, повторявший петербургский бестужевский дом. В 1787 году, по смерти этого богача, постоянно жаловавшегося, что у него нет денег, Екатерина купила дом у наследников и подарила его графу Безбородко [257]. Бестужевский дом был перестроен знаменитым Кваренги и украшен внутри с исключительною роскошью. Бывалый европеец - польский король Станислав-Август Понятовский, посетивший дворец в 1797 году, считал его по великолепию чуть не первым в Европе. Бронза, ковры, «китайская» мебель и уставленный серебром парадный буфет Безбородки вызывали особенное восхищение современников. Однако дом-дворец надоел богачу, и при восшествии на престол Павла I Безбородко подарил ему свой дом. Павел дар принял, но приказал уплатить Безбородке больше полумиллиона рублей и отвести место для нового дома. Безбородко снова обратился к Кваренги, был создан проект нового, еще более роскошного дворца, которым Безбородко, по собственным словам, хотел показать потомству, что «в наш век и в нашей земле знали вкус». Дворец был заложен, но Безбородко вскоре умер, и от его мечты остались только кваренгиевские проекты. Павел поручил Казакову заново перестроить «подаренный» дом под дворец, получивший название Слободского. По капризу Павла перестройка велась с особенною быстротой, днем и ночью. В 1812 году в стенах этого дворца Александр I объявил о войне, и здесь дворяне соперничали с купцами в щедрости пожертвований. Осенью того же года дворец сильно обгорел во время пожара и в двадцатых годах был перестроен Жилярди приблизительно в современном виде.

При перестройке Жилярди удержал в общих чертах «физиономию» здания; осталась его высота, сохранились в переработанном виде, но на своих местах большие казаковские полукруглые окна. Как и в здании Провиантских магазинов на Остоженке, Жилярди здесь строг и лаконичен, хочет поражать глаз величавою простотою, удаляя пышный казаковский портик с широкою, подлинно дворцовою лестницей у главного входа. Только в одном месте, именно над главным входом, допустил Жилярди скульптуру: превосходную декоративную группу работы Витали [258] с богинею мудрости Минервою в центре - «быть может, лучшее, что сделано в России за все столетие» в области скульптуры, как говорит Н. И. Врангель.

Сохранились от времен Жилярди строгие каменные ворота с прекрасными львами на них и беспощадно залепленная краской решетка на улицу с непонятными латинскими надписями в литых из чугуна украшениях.

Рядом с бывшим Слободским дворцом - загадочное здание так называемого Лефортовского дворца (ныне Лефортовский архив Центрархива) [259]. По преданию, это странное и довольно грубое по формам здание выстроено на месте дома знаменитого Лефорта [260], но кем именно и для какой цели - остается неизвестным. Во всяком случае, ничего дворцового, по понятиям XVIII века, прекрасно знавшего, что такое дворец, в этом здании нет. Возможно, что его строил «палатного дела мастер» Петровской эпохи - итальянец Марио Фонтана, быть может, для Меншикова. Но как бы там ни было, выходящая на улицу мощная арка въезда во «дворец», а в особенности его курьезные своим провинциализмом пилястры ярко говорят об интересной эпохе, когда русским зодчим пришлось расставаться с допетровским багажом и становиться европейцами. При перестройке Казаковым Слободского дворца к нему предполагалось присоединить и Лефортовский, но этот проект был оставлен, и «дворец» на время обратился в простые казармы.

За этими двумя дворцами, через Яузу, до сих пор целы остатки дворцового сада, примыкавшего к третьему дворцу в этой местности - Екатерининскому, впоследствии зданию кадетских корпусов.

В XVIII столетии в этой местности стоял дом Головина [261], около которого в 1731 году императрица Анна построила деревянный одноэтажный дворец - Летний Аннингоф. За дворцом был разбит сад, а впереди его Аннингофская роща, остатки которой погибли во время московского урагана 1908 года. Аннингоф сгорел в 1746 году, и вместе с ним погибло в огне 4000 платьев императрицы Елизаветы, как она сама рассказывала. Евлашев выстроил, по проекту Растрелли, новый деревянный дворец, получивший название Головинского. Позднее был выстроен второй деревянный дворцовый дом, оперный театр и службы. Когда же в 1771 году большая часть дворцовых построек сгорела, было приступлено к постройке каменного Головинского дворца, законченной в 1776 году при участии Кампорези и Кваренги, которому принадлежит существующая поныне красивая колоннада здания.

Сад Головинского дворца считался в свое время одною из московских достопримечательностей. Здесь был и «храм Аннингофской» (красивая беседка), и мосты, и гроты, и статуи, и «сфинксы золоченые»; близость Яузы дала возможность устроить каналы и девять прудов с проточною водой. Для Аннингофского сада были выписаны деревья даже из Персии, по они померзли в дороге. В саду были, однако, деревья, посаженные Петром, и скамейка с надписью: «ее памятник места отдохновения Петра Великого». Головинский сад переходил на другой берег Яузы и тянулся до самого Слободского дворца.

В аннингофском оперном доме играла придворная итальянская труппа саксонского короля, в которой была актриса Казанова - мать известного своими похождениями авантюриста [262], и замечательный комик Педрилло, перешедший на царскую службу в качестве придворного шута.

Красивые ворота, выстроенные Еготовым, приводили из этого сада к зданию Военного госпиталя на Госпитальной улице, построенному тем же Еготовым [263] в 1798 году на месте петровского «генерального гофъшпиталя». Здание госпиталя впоследствии перестраивалось и расширялось, по средняя его часть и поныне хранит величавый павловский вид с портиком из восьми сдвоенных колонн, скульптурными фризами и статуями в нишах у главного входа [264].

Обратный путь из Лефортова к Садовой пересекает улицу Баумана (бывш. Немецкая). На доме № 10 этой улицы прибита мраморная доска, указывающая, что в этом доме родился Пушкин. Впрочем, историки Москвы еще спорят о подлинном месте рождения Пушкина, и по этому вопросу существует специальная литература.

<<< 257. Безбородко Александр Андреевич (1747- 1799) -государственный деятель и дипломат, светлейший князь, канцлер.

<<< 258. Витали Иван Петрович (1794-1855) -скульптор, приверженец классицизма.

<<< 259. Ныне в Лефортовском дворце размещается Центральный государственный военно-исторический архив.

<<< 260. Лефорт Франц Яковлевич (1655-1699)- выходец из Швейцарии, адмирал, сподвижник Петра I.

<<< 261. Головин Федор Алексеевич (1650-1706)- граф, ближайший сподвижник Петра I, генерал-адмирал и генерал- фельдмаршал.

<<< 262. Казанова Джованни Джакомо (1725-1798)- итальянский авантюрист, автор мемуаров.

<<< 263. Еготов Иван Васильевич (1756-1814) -архитектор, представитель классицизма.

<<< 264. Споры о месте рождения Л. С. Пушкина не утихают и в наше время. Недавно С. К. Романюком была выдвинута убедительяая версия о том, что дом чиновника Скворцова, в котором родился великий поэт, находился по адресу: Малая Почтовая, дом №4.

 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу