Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений
®

Красноярский край. Обь-Енисейский канал

В Енисейскую протоку близ деревни Нижнешадрино, напротив острова Касовского впадает левый приток Енисея река Кае. Первый шаг прокладки канала, соединившего в XIX в. притоки Оби и Енисея, сделал в 1872 г. енисейский купец П.Е. Фунтусов, снарядивший на свои средства небольшую изыскательскую партию с целью определить наиболее выгодное направление для соединения притоков Оби и Енисея. Это привлекло внимание властей, которые в 1875-м и 1878 гг. отправили сюда экспедиции Министерства путей сообщения. Они и разработали проект, который предусматривал сооружение соединительного пути с тремя десятками шлюзов. Канал был задуман как дешевый способ доставки грузов. Из Енисея на баржах можно было добраться до Оби, а там хоть в Барнаул, хоть в Томск или по всей Сибири. К началу его строительства Транссиба и в помине не было. Самым распространенным транспортом был водный.

Руководил работами начальник Томского округа путей сообщения барон Б.А. Аминов. Соединительный путь был проложен по правому притоку Оби - реке Кети, правому притоку Кети - реке Озерной (16 км), по левому притоку Озерной - реке Ломоватой (39 км), по левому притоку Ломоватой - реке Язевае (35 км), озеру Большому (Водораздельное, 5 км), по прокопанному каналу (7,8 км), рекам Малый (70 км) и Большой Кае (197 км). Канал превосходит по длине знаменитый Суэцкий канал (161 км) и при другой организации дела, а самое главное - ином экономическом развитии Сибири мог бы стать крупнейшим гидротехническим сооружением России.

Всего было построено 14 шлюзов - поровну на обской и енисейской сторонах. В целях экономии правительство урезало смету и определило параметры канала лишь для хода малых судов. В результате маломерные суда требовали длительной и трудоемкой перегрузки, поэтому заказчики, избегая мороки, предпочитали отправлять свои грузы по только что построенной Транссибирской магистрали. Газета "Сибирский вестник" писала: "Обь-Енисейский водный путь - мертворожденное дитя: неизвестно, как его зачали, во время беременности исковеркали, изломали, а когда оно появилось на свет, то увидели, что не для мира сего оно сотворено". Так канал стал заброшенным памятником инженерной мысли. Монументально стоят стены шлюзов из плотно подогнанных друг к другу многометровых лиственниц, мимо которых с бешеным напором мчится темная вода. Скрепляющие их кованные вручную болты до сих пор не проржавели.

Со стороны Енисея посещение канала не так популярно, как со стороны Томска, откуда ежегодно любители экстремальных путешествий проходят по каналу. О судьбе Обь-Енисейского канала Томская телерадиокомпания сняла фильм "В списках памятников не значится", который завоевал специальный приз на Евразийском телефоруме. Красноярцам же с большим трудом приходится добираться сначала до села Ярцево, затем до деревни Нижнешадрино, а потом еще 267 км по извилистым Большому и Малому Касу. Но если кто доберется - то впечатление останется на всю жизнь.

На территории Красноярского края расположены 7 шлюзов: Александровский, Георгиевский, Безымянный, Налимный, Мокряки, Марьин и Касовский. На Ка-совском шлюзе живет несколько семей старообрядцев.

В поселке Александровский Шлюз сохранился дом, где жили инженерно-технические работники, руководившие строительством канала. В том числе начальник строительства Аминов, инженеры Бобьенский, Ченцов и др. Он находится в 200 м на юго-запад от шлюза.




по материалам путеводителя Ле Пти Фюте "Красноярский край" 2004г.
 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу