Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений
®

Домбай. Теберда. Архыз.. Река Кубань от истока до Черкесска

Протяженность сплава - около 140 км; продолжительность - 5 - 6 дней; III категория сложности; сезонность - апрель - октябрь; средства сплава - байдарки, надувные лодки, плоты, катамараны.

Сплав можно начинать от истока реки Кубани (49 - й.км шоссе Карачаевск - Учкулан, место слияния рек Уллу - Кам и Учкулан) у аула Учкулан, куда добираются на рейсовом автобусе из города Карачаевска или на попутной машине.

Ниже Учкулана Кубань течет быстрыми протоками в глубоком, узком, безлесном ущелье. Здесь много каменистых шивер - перекатов (обычно это наносное образование), подвесных мостов - некоторые из них низко нависают над водой.

От поселка Эльбрусский долина реки, еще более узкая и живописная, поросла смешанным лесом. Кубань здесь после слияния с правым притоком реки Худее собирается в одно русло, шиверы становятся мощными, появляются пороги - каменистые участки в русле, образованные выходом плотных горных пород или нагромождением моренных валунов (непременная принадлежность порога - крутой, часто ступенчатый перепад, возникающий в результате размыва мягких грунтов дна), прижимы или навал воды на крупные валуны, метровые валы. В русле и вдоль берегов встречаются камни с острыми гранями. Перед Красным мостом через реку выше устья левого притока реки Даут (26 - й километр шоссе Карачаевск - Учкулан) - сложный перекат. В двух километрах ниже, у висячего моста, находится порог, который обязательно следует разведать, особенно если сплав осуществляется на байдарках или надувных плотах.

В 14 км выше Карачаевска начинается 1,5 - километровый каньон Аман - Хит (Аман - Ныхыт) - самое серьезное препятствие по всему маршруту Кубани. Каньон отличается большим обилием крупных валунов и скальных обломков в русле, крутыми сливами, пенными ямами между камнями, высокими валами воды с запрокидывающейся вершиной.

Наиболее сложен для туристов - водников нижний участок каньона от километрового столба 36/13 шоссе Карачаевск - Учкулан, где река оставляет мало времени на маневрирование среди огромных глыб. Успех прохождения здесь во многом определяется правильным входом в порог, поэтому перед прохождением необходима предварительная тщательная разведка всего каньона.

Между каньоном и аулом Ка - менномостским - серия шивер, следующих почти непрерывно одна за другой. Шиверы насыщены камнями, некоторые из них имеют характер порогов - это круто падающие участки с надводными камнями, требующие четкого маневра. Валы в шиверах достигают высоты полутора метров.

Перед Каменномостским в сужении реки, образованном выходами скальных пород, находится порог, которому водники дали название "Верхний Каменно - мостский". Ориентиром служит здание с трубой на правом берегу Кубани в 500м выше порога, за которым необходимо причалить к берегу для разведки.

Порог представляет собой короткое (около 25 м) крутое падение русла с множеством подводных камней, вспенивающих поток. Сплав более надежен слева от огромного камня в центре реки.

В километре ниже по течению реки расположен порог Желоб, где Кубань, прорываясь сквозь узкий проход между скальными стенками коренных пород, на протяжении 70м почти равномерно падает на 6 м. Лишь в середине порога - крутой полутораметровый свал воды. Для байдарок порог непреодолим, на плотах и лодках - сплав вдоль левой стенки. Ниже Каменно - мостского река течет одним каменистым руслом в голой, безлесной долине, часто вздыбливаясь затяжными шиверами.

За Карачаевском, приняв слева реку Теберду, мощная полноводная Кубань образует несколько сильных прижимов под козырьки песчаника в крутых изгибах русла. Здесь туристы должны обратить серьезное внимание на прохождение опасных порогов искусственного происхождения: Бывшая плотина, Арматурный и Печка. Порог Бывшая плотина у поселка Правобережное опасен торчащими из воды рельсами. Оптимальная линия движения здесь меняется в зависимости от уровня воды, поэтому перед сплавом порог необходимо просмотреть. Порог Арматурный, который расположен примерно в 1 км выше станицы Красногорской, можно преодолевать вдоль левого берега, так как справа из воды торчат рельсы. В 2км ниже порог Печка - огромная снесенная водой печь в струе, от которой, учитывая большую скорость течения реки, нужно своевременно уходить.

Далее течение реки опасности не представляет, шиверы встречаются редко. У села Важное Кубань делится на несколько рукавов, забитых снесенными корневищами и деревьями, а затем, остановленная плотиной, разливается водохранилищем у города Усть - Джегута.

Около водохранилища ближе к осени в результате спада воды у берегов Кубани возникают илистые отмели, препятствующие выходу на твердый берег. Далее, до Черкесска, - протоки, мели, перекаты, быстрины. При сплаве на надувных лодках и надувных плотах понтонного типа маршрут по Кубани можно удлинить на 10км, пройдя в большую воду нижний участок основного истока Кубани - реки Уллу - Кам. Река здесь до устья правого притока - Уллу - Хурзука течет быстро и спокойно, препятствий, кроме перекатов, нет. В одном километре ниже устья Уллу - Хурзука начинается 6 - 7 - километровый порожистый участок с крутым (свыше 20 м) падением и множеством крупных камней в русле. Прохождение этого участка без разведки недопустимо.

 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу