Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |

OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений
®

Домбай. Теберда. Архыз.. В долину реки Дукки и через перевал Айюлю

Поселок Архыз - река Дукка - Дуккинские озера перевал Айюлю (2890м, 1А) - река Белая - река Псыш - поселок Архыз. Протяженность - 55км, продолжительность - 3 - 4 дня.

Описанием этого маршрута можно воспользоваться и при организации отдельных экскурсий, например к Дуккинским озерам или в каньон реки Белой.

Путь до входа в ущелье реки Дукки описан ранее. На 18 - м км от Архыза в открывшееся слева по ходу ущелье ответвляется дорога к молочной ферме. На склонах ущелья растут редкие сосны, а внизу, у реки, теснятся рощицы ольхи, берез, цветут высокие травы.

В трех километрах от устья Дукки долина разветвляется. Направо ведет ответвление в верховье Малой Дукки (там есть красивые озера). Прямо по долине вдоль реки уходит старинная тропа к перевалу Дукка.

Все более открывается верхняя часть долины, замкнутая скалами горы Дукка - Баши. Кажется, нет прохода. Но за выступом правого по ходу борта ущелья обнаруживаются довольно пологий склон (осыпи, снежник) и серпантин тропы, ведущей к перевалу. Путь к верховьям реки Дукки преграждает завал из обломков скал, принесенных еще в древности ледником. Тут все поросло кустами рододендрона, до начала августа они покрыты белыми цветами.

Подниматься по камням проще слева от бурного потока, где меньше зарослей рододендрона. За моренным валом, у подножия горы Дукка - Баши есть озеро, глубина которого - не менее 10 м, а ширина - около 200м. Долинные ветры вызывают на озере рябь, а условия освещенности таковы, что поверхность воды при этом расцвечивается радужными бликами. Туристы из Московского Дома ученых, одними из первых (в 50 - х гг.) освоивших маршрут к озеру, назвали его Семицветным. На его берегу имеются удобные места для ночлега, отдыха перед переходом к перевалу Айюлю.

Дальше подъем осуществляется по ступеням огромной "лестницы", сработанной древними ледниками. Труднопроходимые завалы из каменных глыб надо обойти.

С левого по ходу травянистого склона сбегает ручей. Вдоль него несложно подняться на следующую ступень "лестницы". Там обнаруживаем два небольших озерка. За ними, завернув влево, можно взобраться на третью ступень к краю бугристой ^террасы, ширина которой не менее 1 км. К подножию следующей высокой ступени удобнее идти верхом размытого моренного вала, мимо гигантских обломков скал.

И вот обширное плато (2 850 м), где среди осыпей, снежников и сглаженных скал - цепочка больших и малых озер.

На востоке над плато едва возвышается широкая седловина перевала Айюлю. От Семицветного озера до него около 3 часов хода.

С перевала открывается великолепная панорама: у ног - заснеженный цирк с большим овальным озером, дальше - подернутые дымкой, лесистые отроги глубоких ущелий, а над ними - вершины Главного Кавказского и Софийского хребтов. В центре композиции устремленная ввысь пирамида с пилообразной вершиной - гора Пшиш.

К Овальному озеру (2700м) спускаться приходится по россыпи камней и снегу. Обойдя озеро, надо пойти влево на травянистый склон, затем сойти на дно просторной котловины. Впереди на водоразделе двух ущелий выделяется травянистый холм.

Нужно попасть в левую долину, на тропу вдоль ручья. На границе леса тропа прерывается. Оставив ручей, следует продвигаться дальше вдоль склона через криволесье и высокотравье, пока внизу не откроется долина реки Белой. Теперь - прямо вниз к заболоченному лугу, отмеченному несколькими крупными камнями. За лугом в криволесье нужно найти начало тропы, ведущей вверх к пихтам. Дальше эта тропа ведет вдоль крутого склона, потом вниз в открытую долину с ручьем и хорошей тропой. На Псышскую долину открывается вид словно из кабины самолета. Отчетливо видны леса, поляны вдоль реки, ледник Буша и ближние горы Токмак и Псыш.

Продолжая путь, за ручьем попадаешь в сумрачный пихтовый лес. Тропа верхом обходит скальную теснину реки Белой, спускается к ней и дальше ведет по правому берегу (до реки Псыш остается 0,5 км).

Стоит остановиться для экскурсии (1 - 1,5 часа) в каньон, куда через хвойный лес по замшелым скалам ведет тропка. Навстречу из теснины по наклонному желобу с шумом вырывается белый пенистый поток. Поднявшись повыше, можно видеть каскад мощных водопадов.

Ближе к Псышу есть уютные лесные поляны, где хорошо отдохнуть после перевального перехода, а на следующий день не торопясь возвратиться в Архыз.

Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу