Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений
®

КАМЧАТКА. Российские Колумбы

Камчатские мишки не такие уж страшные

В какой-то мере следствием похода Атласова надо считать и знаменитые Камчатские экспедиции. Петр, и став императором, не забыл "скасок" "камчатского Ермака". Петр вернулся к этому делу, как только позволили обстоятельства. Но прежде всего он решил наладить регулярное морское сообщение с Камчаткой. Для этого было решено использовать уже существующий порт Охотск на западном берегу Охотского моря. С одной стороны он был относительно недалек от берегов Камчатки, а с другой - связан с тогдашней сибирской "столицей" - Якутском достаточно надежным, давно освоенным и свободным от "немирных инородцев" "Охотским трактом".

Первые самостоятельные попытки якутских воевод исполнить это царское повеление были неудачны. Тогда Петр направил в Якутск опытнейших судостроителей и мореходов, главным образом архангельских поморов. Почти два года прошло, пока эта экспедиция со всем снаряжением переправилась наконец из Якутска в Охотск и построила там морское судно по типу поморской лодьи. Весной 1716 года первое на Тихом океане русское морское судно, лодья "Восток" (как наш первый, гагаринский, космический корабль) было спущено на воду. Возглавлял все это предприятие казачий полусотник К. Соколов. Вели судно кормщик Я. Невейцын, мореходы И. Треска и А. Буш. Всего в отряде было 26 человек. С приключениями они достигли Камчатского берега в устье реки Тигиль. Прямой морской путь на Камчатку был открыт. И ее освоение получило новый сильный толчок.

Следующим важнейшим шагом в изучении и освоении Камчатки и всего северного сектора Тихого океана стали знаменитые Камчатские экспедиции, организованные правительством России. "Наказ", то есть инструкцию для первой из них составил лично Петр I:

"Пункт 1. Надлежит на Камчатке, или в другом там месте, сделать один или два бота с палубами.

Пункт 2. На оных ботах плыть возле земли, которая идет на норд, по чаянию (понеже оной не знают) кажется, что та земля - часть Америки.

Пункт 3. И для того искать, где оная сошлась с Америкой, и чтоб доехать до какого города европейских владений; и ежели увидят какой корабль европейский, проведать от него, как оный берег называют, и взять на письме и самим побывать на берегу и взять подлинную ведомость и, поставя на карту, приезжать сюды. Более сего пунктов не имеется".

Коротко и ясно. Но исполнение этих петровских "пунктов" заняло в общей сложности более 16 лет. Причем Первая Камчатская экспедиция длилась 5 лет. Из них само плавание продолжалось всего полтора... месяца.

Начальником экспедиции был назначен Витус Йонассен Беринг, опытнейший морской офицер, датчанин на русской службе, его заместителем - А.И. Чириков, из разночинцев, выпускник знаменитой Навигацкой школы.

Экспедиция начала свой путь из Санкт-Петербурга в феврале 1725 года, уже после кончины императора. В обозе везли все необходимое снаряжение, включая судовые пушки, якоря и паруса. Только в октябре 1726 года отряд из 44 человек добрался до Охотска. Здесь к экспедиции присоединились опытнейшие мореходы, прекрасно знавшие и Охотское и другие северные моря - Я. Невейцын, Н. Треска и было построено каботажное судно для плавания на Камчатку. Но время было упущено, море замерзло. Только весной следующего, 1727 года экспедиция высадилась на западном берегу Камчатки, у Большерецкого острога. Через горы, с огромными трудностями члены экспедиции партиями добирались до низовья реки Камчатки. В Нижнекамчатском остроге весь отряд собрался только осенью. Возле острога заложили морской палубный бот "Святой архангел Гавриил". 14 июля 1728 года "Святой Гавриил" вышел из устья реки Камчатки и взял курс "на норд". Погода не благоприятствовала путешествию - стояли непроглядные туманы. Тем не менее 29 июля прошли хорошо уже известное русским мореходам устье реки Анадырь, 11 августа обогнули "Чукотский Нос" и вышли в Чукотское море. Здесь мнения руководителей экспедиции разделились. Чириков предлагал идти до Нижнеколымского острога и зимовать там. Это сняло бы последние сомнения в существовании пролива, разделяющего Азию и Америку. Однако В. Беринг решил не рисковать и возвращаться на зимовку в Нижнекамчатск.

После зимовки 5 июня 1729 года бот снова вышел в море, на этот раз взяв курс на восток, на поиски островов, о которых участники экспедиции за зиму наслушались от аборигенов. И опять Берингу не повезло с погодой. В сильнейшем тумане бот прошел мимо острова (получившего впоследствии его имя), не заметив его, повернул на юг, через Первый Курильский пролив прошел в Болыперецкий острог и затем в Охотский порт. Отсюда Беринг, Чириков и еще несколько офицеров направились в Петербург, куда прибыли в начале 1730 года.

Результаты экспедиции, сами по себе значительные, все-таки не дали окончательного ответа на основной вопрос петровского "Наказа": соединяется ли Азия с Америкой сушей, или нет? Видимо, казацкие "скаски", в том числе и отчет С. Дежнева, казались ученым консультантам Сената, почти сплошь иностранцам, недостаточно надежными свидетельствами. Сам же Беринг доказательств существования пролива не представил. Что и предвидел А.И. Чириков, требуя продолжения плавания до устья Колымы. Не были также достигнуты и обследованы американские берега.

Но нет худа без добра. По результатам экспедиции Беринга Сенат принял решение об организации второй экспедиции с еще более обширными задачами. В апреле 1732 года императрица Анна Иоанновна подписала соответствующий указ.

Вторая или Великая Камчатская экспедиция во главе опять-таки с В. Берингом и А.И. Чириковым была действительно грандиозным предприятием. Огромными были ее последствия и для Камчатки.

Достаточно сказать, что именно в рамках подготовки этой экспедиции и был основан порт Петропавловск (по имени экспедиционных судов - "Св. Петр" и "Св. Павел"). Место для строительства порта на берегу Авачинской губы выбрал один из штурманов экспедиции - И.Ф. Елагин. В июне 1740 года здесь началось строительство портовых сооружений, а 6 (17) октября того же года в бухту уже вошли суда экспедиции. Эта дата и считается днем рождения города Петропавловска-Камчатского.

 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу