®
КАМЧАТКА. Затянувшийся каменный век
Если известные сегодня находки палеолита на полуострове Камчатка единичны и все сосредоточены практически в одном месте - на УШКОВСКОМ озере в долине реки Камчатки, то неолитические памятники считаются уже десятками. Академик Н.И. Диков, полвека посвятивший исследованиям древностей этого сурового края, приводит сведения о 130 таких памятниках Камчатки. Среди них остатки поселений, стоянок, захоронений, а также и укрепленных городищ на островах, приустьевых мысах и прочих труднодоступных местах. Большинство неолитических памятников расположено на побережьях, а больше всего на юго-востоке, от мыса Лопатка до Кроноцкого полуострова, по берегам Авачинской бухты и реке Авача, в низовье реки Камчатки - от ее устья, до поселка Козыревского.
Самая характерная черта камчатского, да и вообще "берингийского" неолита - это его "пережиточность". Дело здесь вот в чем.
По всей Земле вслед за неолитом рано или поздно наступила эпоха металла - меди, бронзы, железа. Где-то до этих новшеств додумывались самостоятельно, где-то еще в древности позаимствовали у соседей. А вот на северо-востоке Азии, в том числе и на Камчатке, новый каменный век в должное время, 5-6 тысяч лет назад, сменил древний каменный, да так и остался до самого последнего времени. И хотя сюда время от времени различными путями и попадали извне самые разнообразные "плоды прогресса" в виде бронзовых, железных, стеклянных изделий, тканей и одежды из них, в конце концов даже огнестрельного оружия, жизнь камчатских аборигенов от этого изменялась мало. Они по мере возможности пользовались этими диковинками, но упорно продолжали жить по-своему. По-прежнему, как сотни и тысячи лет до того, искусно делали орудия труда, оружие, украшения из камня, кости, и дерева; шили одежду из шкур, строили жилища из жердей, бересты и шкур по "проектам" неолита.
Внедрение внешних влияний привело даже к некоторому регрессу, отступлению в техническом развитии. На каком-то этапе жизни жители Камчатки утратили искусство изготовления керамической посуды, которым овладели в самом начале новокаменного века. В последующие времена керамическую посуду здесь, правда, как и почти во всей лесной и тундровой Сибири, заменили емкости из дерева, бересты, специально обработанных шкур (все это наряду с "импортными" бронзовыми и медными котлами).
Интересно, что на Камчатке удалось установить даже сам "момент" этой утраты. Это произошло в очень короткий промежуток времени, всего в каких-то 40 лет, между посещениями Камчатки В.В. Атласовым в 1699 году и С.П. Крашеннинниковым в 1737-м. Атласов в своих записках -"скасках" упоминает о "глиняных горшках" и самом гончарном искусстве ительменов. Причем даже уточняет, что они, для прочности и связности, замешивают в глиняное тесто... рубленные соболиные хвосты. А С.П. Крашенинников в своем фундаментальном труде "Описание земли Камчатки" не упоминает об этом ни словом. Но при этом описывает деревянную посуду.
Самыми крупными материальными достижениями камчатского неолита стали освоение оленеводства и охоты на морского зверя.
Вот в таком состоянии жители Камчатки и встретили в XVII веке русских землепроходцев. После чего весь уклад жизни камчатских народов стал необратимо меняться. И только это время - XVIII и даже XIX век - может считаться здесь завершением этого "пережиточного" неолита.
|