® Познакомься с девушкой здесь avroramodels
Пустыни. Особенности передвижения и организации быта в пустынях
Экстремальные ситуации в пустыне
- авария транспортного средства: мотоцикла или автомобиля;
- аварийная или вынужденная посадка вертолета, самолета, воздушного шара;
- группа туристов, геологов, нефтяников и т. п. заблудилась средибарханов или на большом такыре (солончаке) и потеряла направление.
В самом начале каждая из перечисленных ситуаций экстремальной может и не являться. Скорее, она аварийная с элементами катастрофической. Но последующее развитие событий может привести к ситуации экстремальной.
Факторы, приводящие аварийную ситуацию к экстремальной
- травмы людей во время аварии и невозможность оказать квалифицированную помощь (нет человека, умеющего эту помощь оказать, или отсутствие необходимых медикаментов);
- невозможность транспортировки пострадавших;
- отсутствие средств ориентирования и неумение ориентироватьсябез карты и компаса в незнакомой местности;
- сложные погодные условия: песчаная буря или мороз и ветер зимой в пустынях умеренного пояса;
- отсутствие источника воды, незнание, где и как ее искать, нетзапаса воды или он сильно ограничен;
- отсутствие единого руководителя (лидера), что влечет за собой возникновение конфликтных ситуаций и принятие неправильных решений о дальнейших действиях.
Поэтому при аварии или катастрофе транспортного средства категорически нельзя уходить от места аварии. Связано это с тем, что:
- возле даже разрушенного транспортного средства (если оно не взорвалось) всегда легче укрыться от непогоды, сильной жары и хищных зверей;
- транспортное средство легче увидеть спасателям (как с воздуха,так и с земли), так как вас обязательно будут искать;
- в транспортном средстве всегда есть аптечка, некоторый запас водыи пищи, необходимые инструменты.
Практика показала, что все потерпевшие аварию в пустыне погибали от жажды из-за того, что уходили от транспортного средства в неизвестном для спасателей направлении.
Но если все же принято решение выходить к людям самостоятельно, то необходимо помнить следующее:
1. Дороги в пустыне - это сложное переплетение широких и узкихтроп и тропинок, веками протоптанных караванами кочевников.Тропы эти иногда теряются среди барханов, постоянно дующиеветры заметают их песком, но все же они хорошо видны с самолета и даже угадываются с высокого бархана. С земли их можнообнаружить и по верблюжьему помету, который скапливается впонижениях между песчаными барханами. Другое дело такыры исолончаки. Здесь любая колея или верблюжья тропа сохраняетсянесколько лет. Но каждый водитель автомашины, в отличие отлошади или верблюда, выбирает свою дорогу. И поэтому такиедороги представляют хитроумное переплетение следов. Бывает, чтоширина такой "дороги" может достигать до 2 км.
2. И в пустынях Северной Африки, и в пустынях Азии места соединения дорог обозначаются какими-либо знаками:
- в Алжирской Сахаре - это деревянные столбы с указанием расстояний от одного оазиса до другого;
- в азиатских пустынях - это воткнутые в песок или такыр крупные стволы саксаула или песчаной акации с повязанными на нихяркими кусками материи;
- в каменистых пустынях, например в Гоби, это груды камней ввиде пирамиды высотой в 2-3 м с палкой в верхней части. Устраивают такие пирамиды на возвышенных участках пустыни, чтобыих можно было увидеть издалека.
3. Как правило, все тропы и дороги в пустыне соединяют между собойколодцы, оазисы, поселения пастухов. Однако расстояния междуколодцами разные - 25-65 км на больших караванных путях и до150 км в сухих пустынях Африки, Азии и Южной Америки таких,как Руб-эль-Хали, Ливийская, Намиб, Такла-Макан, Атакама.
4. Переход по пустыне в дневное время крайне затруднен из-за высокой температуры, приводящей к высоким физическим нагрузкам и, следовательно, к обезвоживанию организма. Кроме того, высокая солнечная радиация создает угрозу быстрого перегрева организма и может привести к тепловому или солнечному удару. Поэтому движение по пустыне в летнее время лучше всего производить рано утром или поздно вечером. Выходить надо с утренней зарей и двигаться до 10 ч утра, затем отдыхать в импровизированном укрытии (о нем будет сказано ниже) примерно до 6 ч вечера, пока не спадет дневная жара. При особой необходимости можно двигаться и ночью, ориентируясь по звездам.
Следует учесть, что принимать решение о переходе в поисках воды и населенного пункта (оазиса) можно лишь в том случае, когда:
- есть абсолютная уверенность в возможности такого перехода, хорошо продуман маршрут; имеется карта, компас и местность немного знакома;
- знакомы особенности ориентирования в пустыне;
- дневной переход не превышает 10-20 км, и это расстояние группаили один человек в состоянии пройти за 4-6 ч;
- запас воды составляет норму из расчета не менее 8 л на человека в день;
- одежда (особенно головной убор и обувь) соответствует условиям.Головной убор можно изготовить из белого куска материи (например, майки или рубашки). Такой головной убор напоминаетбедуинский бурнус. Глаза необходимо защитить темными очкамиили кусками материи с узкими прорезями, как показано на рисунке. Рот и нос лучше всего завязать платком, а на ботинках иликроссовках соорудить бахилы из любой плотной ткани. Это необходимо, чтобы внутрь обуви не попадал песок;
- никогда не пытаться загорать в пустыне, закатывать рукава рубашки, идти в шортах. Солнечная радиация настолько велика, чтоожог кожи тела наступает уже через 10-20 минут.
При переходах по песчаным пустыням лучше всего придерживаться межбарханных понижений. Здесь более плотный песок и в случае необходимости легче добыть воду. Но ориентироваться в таких условиях достаточно сложно, так как нет возможности выдерживать нужное направление движения и совершенно нет ориентиров. Такое движение возможно только при наличии компаса.
Одной из серьезных опасностей во время перехода по песчаной пустыне - это возможность быть застигнутым песчаной бурей. В различных пустынях она имеет свои названия, но наиболее знакомое для всех -это самум. Предвестник песчаной бури в любой пустыне мира - звенящая в ушах тишина. Ветра нет совсем, появляется ощущение невероятной духоты, нехватки кислорода. На горизонте возникает темное, почти черное, облако, которое быстро приближается и вскоре закрывает все небо. Внезапно возникает странный звенящий металлический звон.
Это начало песчаной бури. Песок вдруг взвивается гигантским вращающимся столбом и начинает метаться по пустыне, поднимаясь на высоту нескольких километров. Возникшие одновременно с этим порывы ветра достигают скорости 50-80 м/с. Раскаленный песок обжигает лицо, забивает рот, глаза, уши, проникает внутрь одежды, превращает стекла часов и очков в непрозрачную матовую поверхность...
При малейшем намеке на приближение песчаной бури нужно немедленно лечь с подветренной стороны любого укрытия или хотя бы понижения, положить рядом с собой флягу с водой и по возможности плотно закутаться с головой в какую-либо ткань или куртку. Рот и нос обязательно закрыть платком.
Песчаные бури могут продолжаться и несколько суток, но чаще они кратковременны.
По глинистым и каменистым пустыням идти не менее сложно, чем по песчаным. И хотя местность достаточно ровная и просматривается иногда на большое расстояние, существует реальная возможность отклониться от намеченного маршрута из-за отсутствия четких ориентиров. Кроме того, движение по ровному, как стол, и твердому, как бетон, такыру отрицательно воздействует на ступни ног, а переход по соляной или солончаковой пустыне быстро приводит обувь в полную негодность из-за острых граней соляных корок, по которым приходится постоянно идти.
Довольно часто в пустынях возникают миражи, что тоже является проблемой для обессиленных людей. Как же велика бывает горечь разочарования от того, что возникшие на горизонте озеро, город, пальмы оказались лишь призраком и растаяли так же быстро, как и появились!
При подготовке данного раздела использованы материалы книги И.В.Черныша "Энциклопедия выживания"
|