Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений
®

Передвижение. УПРАВЛЕНИЕ ПЛОТОМ

Управление плотом из-за его небольшой собственной скорости относительно потока сильно отличается от управления лодкой. Оно заключается в перемещении плота (поскольку он движется в основном вместе с окружающей массой воды) в ту часть потока, где поверхностные слои проходят нужный путь. Для такого перемещения необходимо сообщить судну дополнительную скорость. Однако нельзя пренебрегать собственной скоростью плота, так как это может привести к неожиданным перемещениям судна при прохождении порогов, где собственная скорость его резко возрастает. Кроме того, разумно используя собственную скорость судна, можно существенно экономить усилия экипажа, идущие на управление им.

На мелкой реке плотом управляют, отталкиваясь шестами о дно реки, на глубокой отгребаясь в поперечном потоку направлении. Греби - более совершенное средство управления, потому что эффективность работы ими не зависит от глубины и скорости потока. Вместе с тем при наличии на каждой греби нескольких человек плот можно передвигать с гораздо большей скоростью, чем шестами.

Работа гребью должна быть ритмичной и состоять из четырех тактов (рис. 31) - При первом такте, нажимая на рукоятку греби, поднимают лопасть над водой. При втором - гребь поворачивают вокруг опоры в горизонтальной плоскости в нужную сторону (для движения плота влево лопасть отводят влево по его ходу, а рукоятку - вправо; для смещения вправо - наоборот). При третьем - погружают лопасть в воду. Для этого, расслабив руки, дают лопасти свободно упасть и погрузиться под действием силы тяжести. При правильной балансировке греби почти вся лопасть уходит в воду. При четвертом, рабочем, такте гребь переводят в противоположное крайнее положение, держа лопасть погруженной.

рис. 31Понятно, что первые два такта требуют малых усилий, при третьем мышцы полностью отдыхают и только при четвертом, рабочем, руки, туловище и ноги работают с полной нагрузкой. Орудуют гребью энергичными короткими гребками без рынков и слишком широких замахов. Рукоятка ходит обычно немногим больше чем на длину вытянутой руки. Лопасть греби должна изгибаться, как хвост у рыбы. Чем сильнее гребок, тем большая часть греби включается в работу.

Команды, употребляемые на плотах, немногочисленны. Они должны быть раз и навсегда установлены, смысл их должен быть ясен для членов экипажа. Командует только лоцман. Его указания относятся в основном к работающим на передней греби, поскольку задней обычно он управляет сам, а его напарник только помогает ему.

Можно применять следующие команды:
"Нос вправо!" - работая передней гребью, сместить нос плота вправо от линии движения.
"Нос влево" то же самое, но левой гребью.
"Ош!" (от слова "хорош") - прекратить греблю.
"Гребь на плот!" - вытащить гребь на плот до шейки лопасти и закрепить специальными веревками.
"Сушить гребь!" - поднять гребь до горизонтального положения и закрепить петлей за рукоятку (походное положение на длинных плесах).
"Пошел!" - спрыгнуть с плота при швартовке.

При движении плота в прямом потоке его продольная ось должна совпадать с направлением течения. Это основное положение судна надо все время сохранять, так как при нем плот имеет наибольшую скорость, готов для поворота и смещения в любую сторону и легче избегает ударов о камни и мели.

Любое перемещение поперек потока начинают поворотом носа плота в нужную сторону на 20 - 30° Когда нос отошел, сдвигают в том же направлении и корму, сохраняя постоянным угол между продольной осью плота и направлением потока. Такое требование выполнить проще, если задняя гребь перегребает переднюю; тогда лоцман без лишних команд может поддерживать плот в нужном положении. Для этого заднюю гребь делают немного длиннее, а лопасть - шире. Работать кормовой гребью тяжелее (корма сидит в воде глубже), и к ней надо ставить более сильных физически гребцов. На больших многоставных плотах, если позволяет время, работу носовой и кормовой греби чередуют.

Перемещать плот поперек потока на длинном плесе в безветренную погоду или при попутном ветре целесообразно за счет собственной скорости судна. Для этого достаточно повернуть нос плота в нужную сторону на 20 - 30°. При таком положении плота и достаточном уклоне появляется усилие, сдвигающее судно в требуемом направлении, за счет давления встречного потока воды на многочисленные кили, которые образуются бревнами, связанными в став. Диаграмма действующих в данном случае сил показана на рис. 32.

рис. 32На больших, быстрых реках вход в главную струю и выход из нее сопряжен иногда с некоторыми трудностями. Часто быстрый поток образует резкую границу с прибрежной малоподвижной водой. Выходя из главной струи, плот должен преодолевать эту границу под малыми углами. Нос целиком окажется в мало подвижной воде, а корма еще будет находиться в потоке, то плот неожиданно для экипажа развернет поперек течения, что, в свою очередь, может привести к аварии, если вблизи есть камни, затопленные деревья или другие препятствия. Поэтому, как только нос судна начал выходить из струи, надо выводить из нее и корму, энергично работая кормовой гребью.

При входе в главную струю могут быть свои трудности. Например, на горных сибирских реках обычные суводи" (противотоки, которые образуются за резкими выступами берегов) достигают большой силы и размеров. Не щепки и мусор, а вековые деревья часами Крутятся в этих "уловах" как их очень точно называют таежники. Вывести плот из "улова" часто удается только после многократных попыток. Судно ведут по внешнему краю противотока у самого берега, стремясь подняться к вершине "улова" (рис. 33). Здесь плот, как только он начнет выходить из-за выступа берега под удар основного потока, переводят в основную струю, усиленно работая гребями. Полезно в основной поток забросить "водя ной якорь" - ведро, привязанное крепким шнуром к носу плота, или специальный мешок из плотной материи на деревянных распорках, применяемых на яхтах.

рис. 33Швартуется плот прочной веревкой, привязанной к стреле и подгребице на корме. Чтобы отчалить от берега на быстром течении, необходимо сначала отвести от берега нос судна при помощи передней греби, потом отпустить швартовый конец и, активно работая вправо обеими гребями, продолжать отводить плот в основную струю. Члены экипажа, не занятые на гребях, обычно помогают, отталкиваясь шестами. Если позволяет берег, можно швартовый конец снять и убрать на плот сразу, а неподвижное судно удерживать у берега, держась за ветки кустов. Это особенно удобно, когда в команде нет пятого человека для швартовки, а впереди в непосредственной близости - сложный участок реки.

Чтобы причалить, нос плота поворачивают в нужную сторону на 20-30° и, работая гребями, подводят его к берегу (рис. 34). Когда до берега остается 1,5-2 м, работу носовой гребью прекращают и наваливают на берег корму. Плот тормозится, цепляясь бревнами става за прибрежное дно, В это время с кормы спрыгивает на берег турист, держа в руках швартовый конец. После того как плот потерял скорость, его прижимают к берегу всем бортом и закрепляют конец веревки на берегу. Если судно не удалось затормозить о берег, то конец нужно сначала травить через дерево или бревно, а потом уже закрепить узлом. Надо всегда помнить, что плот обладает большой инерцией и даже при средней скорости движения может рвануть веревку с большой силой.

рис. 34Существует и другой способ швартовки, называемый в некоторых местностях причаливанием "тыром". При нем конец веревки закрепляют заранее не на корме, а на носу. При швартовке "тыром" плот наваливают на берег не кормой, а носом. После того как нос уткнулся в берег, поток начинает разворачивать корму вниз по течению до тех пор, пока плот вновь не окажется параллельным берегу. В период, пока нос плота остается не подвижным, турист должен соскочить на берег и надеж но закрепить конец веревки.

Отчаливание "тыром" протекает в обратном порядке. Отвязывают нос и отталкивают его от берега. Поток начинает вращать плот вокруг кормы. Когда нос пойдет по течению, отгребают сначала передней, а потом и задней гребью к середине реки. Применять этот способ швартовки можно только там, где у берега достаточная глубина, нет камней и других препятствий, на которые может сесть плот.

При подготовке раздела использованы материалы из книги
Ю.Б.Пржиемского "Плот в туристском путешествии"

 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу