ПОХОРОННАЯ ТЕЛЕГРАММА
Утром в понедельник мы, как и обычно, поехали электричкой из Экибастуза на Экибастузскую ГРЭС-1. Я рассчитывал пробыть там до обеда, а
вечером должен был сесть себе спокойно в поезд и возвращаться домой.
Но! Едва я появился на станции, как меня нашли мужики из ЦТАИ ГРЭС и
нашего филиала и сказали, что меня по служебным телефонам Минэнерго
усиленно разыскивает моя матушка. Побежал звонить и тут же узнал, что в
Кировограде умер дед (отцовский отец), моему отцу стало совсем плохо и
на эти похороны нужно лететь мне - дома в Алма-Ате уже лежит та самая
похоронная телеграмма и билет на самолёт, улетающий из Алма-Аты в Киев
31 июля в 10 утра. Вот что хочешь, то и делай - лето ведь, билетов нет!
На всякий случай занял у мужиков 25 рублей и на какой-то попутке
помчался в город. Прибежал в нашу общагу, собрал сумку и бегом на автовокзал. Ближайший автобус в Караганду уходил в 12.30 - билетик на него
мне достался просто чудом. До отправления оставался почти час и я побежал на расположенный рядом ж. д. вокзал, чтобы сдать билет на вечерний
поезд.
Билет был ещё не компьютерный, а "бланковый комбинированный",
оформляемый вручную, с фигурным вырезанием денежной сетки. Номер поезда
в таком билете кассир проставляла на обратной его стороне вручную. И
кассирша, когда выписывала мне билет, ошиблась: написала сначала "73",
потом зачеркнула эту цифру и написала рядом "625". При возврате билета
нужно было получить подпись дежурной по вокзалу, а та, едва посмотрев
бланк, вдруг начала вопить, что это я сам перечёркал номер поезда и теперь пытаюсь его сдать!!! И наотрез отказалась делать мне возврат. Этой
стерве повезло, что у меня не было времени с ней воевать - я только
сказал ей: "Какая же ты, нахрен, дежурная по станции, если не знаешь, с
какими поездами у тебя прицепные вагоны идут?!!" Кстати: этот билет номер КГ-325939 стоимостью 21 рубль 50 копеек СССР, действительный для
проезда 30 июля 1990 года в купейном вагоне от станции Экибастуз-1 до
станции Алма-Ата-2, до сих пор валяется где-то у меня дома, служа немым
укором всей Целинной железной дороге...
До отправления автобуса оставалось меньше пятнадцати минут и мне
пришлось бежать обратно на автовокзал. Красный "Икарус" на Темиртау
пришёл вовремя, где-то в самом хвосте нашлось свободное кресло и я, наконец, поехал. Водилы тянули свою обычную резину, плетясь кое-как по
трассе и останавливаясь, где надо и где не надо, лишь бы не приехать
раньше, чем написано в каком-то дурацком расписании.
Автобус почему-то не остановился у старого аэропорта Караганды и
пришлось ехать до железнодорожного вокзала, там кое-как влезть в жутко
переполненный сороковой автобус на Майкудук и возвращаться почти через
весь город обратно. У окошка кассы старого аэропорта толпилось, надеясь
на "подсад", с полсотни человек. Надвигалась ночь, до того рейса, на
который я должен был успеть в Алма-Ате, оставалось всего ничего и я
всеми правдами и неправдами прогрызался всё ближе и ближе к заветному
окошку.
Вильнюсский рейс никого не взял. На местный карагандинский "Ан-24"
пара человек пролезла. Потом три человека попали в ещё какой-то проходящий "Як-40". И вот осталась моя последняя надежда - львовский 4226,
потому что следующий за ним рейс в Алма-Ату шёл уже где-то в восемь утра и я на киевский самолёт уже не успел бы. На такой транзитный большой
самолёт "подсадных" мест дали, как обычно, много - десятка два. Очередь
у окошка заметно продвинулась и тут передо мной остался всего один мужик, который как-то странно мялся у кассы. Я не выдержал: "Что, билеты
уже кончились?!!" - "Да нет, там остался только один билет, а мне надо
три..." - отпихнув мужика от окошка, я выхватил этот последний билет и
побежал к автобусу. Все свободные места оказались в самом хвосте. Я
проскользнул к окошку и, когда взлетели, ещё долго видел со своей стороны огонёчки самой Караганды и всех её пригородов.
В пятом часу утра я умудрился сравнительно недорого, за трояк, подсесть четвёртым в какое-то такси и примчался домой. До начала регистра-
ции на киевский рейс оставалось часа три и поспать мне не удалось. Помылся, переоделся и пошёл в аэровокзал. Отцу со вчерашнего дня стало
плохо, он попал на больничный, но нашёл в себе силы проводить меня до
самолёта. Через 5 часов 40 минут после прилёта в Алма-Ату я уже вылетал
из неё на другом самолёте - этот рекорд не побит...
Вскоре после взлёта киевского рейса замкнулись первые сутки моего
путешествия. Сидя в кресле "Ил-86", которое намного комфортабельнее,
чем в других самолётах, я попытался хоть немного поспать. Вроде бы уснул, но где-то через полчаса проснулся от дикой боли в шее и до самых
Минеральных Вод крутил башкой во все стороны, пока мне не стало хоть
чуть-чуть полегче...
В "Борисполе" меня встретил дядя Лёня Быховский, которому отец успел дозвониться, пока я летел. Тот отправил свою жену достать мне биле-
тик на кировоградский поезд, а сам примчался за мной. Отстояв огромную
очередь, мы кое-как влезли в автобус "Полёт" и доехали до уже знакомой
мне Площади Победы. Время до поезда ещё было и мы немного прошлись по
центру Киева - в любом магазине свободно продавалась "Русская" водка и
варёная колбаса... Экзотика!!! Я зашёл в местное агентство Аэрофлота и
попросил себе по этой же телеграмме обратный билет в Алма-Ату, но мне
его не дали - сказали: "Приходи к рейсу в аэропорт, там тебя, может
быть, и отправят." Скоты...
На вокзале нас ждала супруга дяди Лёни, которая сумела взять мне
плацкартный билет на кировоградский паровоз. Хорошо хоть, что не верхний и не боковой - мне уже дважды пришлось стать свидетелем, как калечатся люди, когда во сне падают с верхних боковых полок: рука или челюсть ломается запросто - на такое место я бы просто не лёг спать! Даже
после двух бессонных ночей!!! Вагон забился на все сто: основной контингент составляли вчерашние школьники, поступившие и не поступившие в
разные институты. Гвалт стоял жуткий, играло с десяток гитар и почти
полсотни юных лужёных глоток орало всякие песни. Но мне это уже не помешало намертво отрубиться во время длинной стоянки в Гребёнке.
Проснулся я только перед самым Кировоградом - песен и гитар к утру
не стало меньше - хорошо людям, когда им не на похороны... Когда я вышел из поезда, стукнуло ровно двое суток моего непрерывного путешествия.
Деда похоронили в тот же день, в обед...
На работе мне выписали на всю эту неделю отпуск без содержания и я
догостил у своей родни до её конца. Хороший знакомый моей тёти имел немалый вес и в местном аэропорту, и в агентстве Аэрофлота. Поскольку из
Киева в Алма-Ату ходил только один рейс, я решил лететь обратно через
Москву - там-то два ежедневных прямых "Ил-86", а ещё сколько рейсов с
посадками по дороге. Дядя Валентин отправил по служебному телетайпу телеграмму в Москву с заявкой на бронь Москва - Алма-Ата за подписью за-
местителя командира кировоградского авиаотряда! Несмотря на то, что в
этом телетайпе был указан номер похоронной телеграммы, Москва ему отказала!!! "Ну ладно, - сказал он мне, - там будешь разбираться сам, а
здесь выбирай себе рейс, какой хочешь". Я и выбрал - на субботу, не
слишком рано и не слишком поздно. Дядя Валентин зашёл к начальнику
агентства и через пять минут вынес мне билет.
В обед следующего дня я улетал. Проходя досмотр, я чем-то не понравился посадчицам, потому что одна из них посмотрела на меня с крайним
презрением и сказала своей напарнице: "Катя, хочешь посмотреть на самую
крутую блатоту? У него билет на Москву, выписанный вчерашним числом!"
Эту бабу, конечно, можно было просто послать куда-нибудь подальше, но я
этого делать не стал, а достал из кармана и сунул ей в рыло телеграмму.
"Извините!" - "Да ничего..."
Пока мы, в ожидании посадки, стояли у своего самолётика, светило
солнышко, но едва расселись по местам и трап с воем закрылся, в окна
хлестнул "грибной" дождик! Дождь в дорогу - это же самая классная примета и я понял, что до понедельника домой всё же доберусь. В Быково я
первым делом понёсся к кассам. Посмотрев мою телеграмму, пожилая, но
очень симпатичная кассирша вдарила со всего размаха по кнопкам компьютера, но минут через пятнадцать, облазив все тайные анналы "Сирены" и
дважды позвонив куда-то по телефону, сказала: "Сынок, езжай в Домодедово - здесь я тебе ничем не смогу помочь..."
Автобуса в другой аэропорт долго ждать не пришлось - народу ездило
много и "Икарусы" уходили по мере заполнения. Я пристроился в хвост
домодедовской очереди и успел влезть в первый же автобус. Кондукторши
сами с автобусами не ездили - тётенька продала билеты нам и сразу же
пошла в следующий автобус. А мы поехали. Сначала прокатились по московской кольцевой автодороге, в те времена (1990 год) ещё узкой - по две
полосы в каждую сторону, ещё без фонарей и бордюра посредине, на месте
которого тогда зеленела травка. Да и столько машин на ней в те времена
ещё не было. Потом свернули на трассу к аэропорту "Домодедово", часть
которой уже тогда была переделана немецкой дорожной машиной так, что,
когда наш "Икарус" попал на этот участок, он в лёгкую побежал больше
сотни без всякой тряски в салоне...
В Домодедово я первым делом побежал к кассам. Работало около десят-
ка окошек, хвосты в каждое тянулись почти на полкилометра. Часа через
полтора, когда я оказался почти у кассы, какой-то мужик, явно нерус-
ский, попытался просквозить к окошку без очереди - стоявшие передо мною
две здоровые тётки начали его пинать, тот в ответ попытался надавать им
по мордам, и тут же появился наряд местных ментов и забрал всех троих.
Я оказался у окошка. Кассирша посмотрела мою телеграммку, отпечатала
мне билет без номера рейса и места, после чего велела идти к диспетче-
рам по транзиту.
Там давка оказалась ещё хлеще. Очередь не соблюдалась. Лишь к исходу третьего часа мне удалось, наконец-то, записаться в заветный журнал.
Уже стемнело, когда я выбрался из здания аэропорта на улицу. Рядом со
зданием аэропорта нашлось кафе, которое кормило всех желающих телятиной
с картошкой, сделанной в горшочке. Три с половиной рубля - дорого, конечно - но один такой горшок я всё же съел. Народ массово отдыхал на
травке косогора, спускавшегося сразу за этим кафе к забору лётного поля. Но там я вскоре замёрз и пошёл искать другое место. Как раз в этот
момент пришла последняя электричка с Павелецкого - машинисты отключили
её от проводов и оставили двери открытыми. Народ тут же побежал устраиваться в ней на ночлег.
Часа три я пролежал, скрючившись на короткой лавочке, уснуть так и
не смог - холодно! - в пятом часу утра по составу прошёл машинист, стуча огромным реверсным ключом по ботинкам лежавших: "В Москву не едешь?
Тогда выходи!" Начиналась регистрация на "Ил-86", шедший в Алма-Ату через Актюбинск и я снова побежал к окошкам транзита. 15 человек получили
места, но до меня очередь ещё не дошла. Свободных мест в залах ожидания
по-прежнему не было и я опять выбрался на улицу.
Десяток - полтора скамеек стояли на улице недалеко от железнодорожной платформы. Все места тоже были заняты, но тут десантники, занимавшие одну из них, вдруг куда-то умчались. Я тут же застолбил себе местечко на краю этой лавки и уже, было, уснул, как эти орлы появились обратно. Их было пятеро, все нетрезвые, но двое из них - особенно, и как
раз один из этих попытался меня прогнать с лавки. Я его тут же послал.
Два десантника двинулись на меня, засучивая рукава и приготовившись меня убивать. Я попытался достать из кармашка сумки свой складной ножик,
но не успел: у здания железнодорожных касс вдруг тормознул с визгом
ментовской "УАЗик" - "бобон", оттуда выскочило четверо человек, но почему-то в гражданском, с пистолетами и наручниками и махом уложили
мордами в асфальт троих из пятерых десантников. Следом подкатил "ПАЗик"
- ППМ, троих орлов усадили туда, а двое других побежали следом за ментами, пытаясь их на что-то уговорить. Как я понял, десантные орёлики
ещё где-то накосячили и их уже пасли!
Я снова остался на этой лавочке один, но чуть позже компанию мне
составили три мужика - таджика. Не прошло и часа, как появилась армада
дворников, начала подметать улицу и подняла такую пылищу, что с этих
лавочек разбежались абсолютно все.
Долго ли, коротко ли, а при регистрации к часу дня на 503-й, диспетчерша по транзиту назвала с десяток фамилий, никого из них в этот
момент у окошка не оказалось и первым заветное место получил я. Назвали
мою фамилию, я передал поверх толкучки свой билет - подойти к самому
окошку было невозможно - билетик вскоре тем же путём вернулся обратно с
внесённым местом "7 А". Я в числе первых проскочил в самолёт и занял
своё место у окошка. Как оказалось, не зря - вскоре появился мужик с
"иностранным" билетом Аэрофлота (в виде книжечки), купленным где-то в
Германии, где тоже стояло "7 А"! Прибежала бригадирша стюардесс и увела
мужика на первый ряд. Когда взлетели и нас начали кормить, уж и не
знаю, чем я так понравился стюардессе, но она дала мне не один, а два
куска курицы!
Когда я, наконец-то, добрался до дома - уже и не верилось! - оказалось, что "лежбище" в холодной электричке не прошло мне даром - я свалился с жесточайшей простудой...
Уткин Михаил, алма-атинец в Астане:
"Пригородные поезда Казахстана" - http://pechnik.narod.ru/;
"Особенности национальной командировки" - http://ezdok.narod.ru/
|