ДАЛЬНОБОЙЩИК
Алма-Атинская дирекция "Гранита" вдруг решила сменить директора на
кустанайском участке. Новый директор, Харисыч, человек уже пожилой, в
тонкостях нашего огнеупорного производства ещё ничего толком не понимал. И, когда поступил срочный заказ на наши огнеупорные смеси сразу с
двух устькаменогорских заводов - цементного и титано-магниевого, Габаев отправил меня в Кустанай, чтобы я лично проследил за тем, как этот
заказ сделают, погрузил на наш "КамАЗ" и выехал оттуда в Усть-Каменогорск вместе с грузом.
Я прилетел на участок на муторно-знакомом беспосадочном "Ан-24",
Харисыч встретил меня в аэропорту и привёз жить к себе домой. Он жил в
огромной четырёхкомнатной квартире недалеко от вокзала. Его супруга
работала на местном мясокомбинате и каждый вечер приносила домой свежайшую говядину, которую просто тушила кусочками, не добавляя туда ни
картошки, ни моркошки. Иногда, правда, она баловала Харисыча котлетами
или пельменями, но случалось это редко! И поэтому рацион нашего недельного питания состоял из этого мяса, хлеба, водки и чая. Но мне-то
ни разу до этого не приходилось питаться практически одним мясом! И на
третий день у меня начались проблемы с животом...
Груз тем временем был почти готов - паковались последние мешки, а
всего набралось на 16 тонн. Стало ясно, что наш старенький "КамАЗ"
столько не поднимет и поэтому Харисыч, помотавшись пару дней по Кустанаю, сумел совершенно официально взять напрокат в какой-то автоколонне
прицеп - с доверенностью, техпаспортом и всем, чем положено. Наш самый
лучший водила Колёк проверил там всё, что мог - подлатал, десять тонн
груза мы погрузили на кузов, ещё шесть - в прицеп, и приготовились
ехать.
Выезд назначили на два часа ночи. Я уже не стал ложиться спать и в
полвторого ночи вышел из дома. Колёк жил недалеко от Харисыча, я прошёл какой-то квартал и вскоре увидел наш "КамАЗ", притулившийся у торцевой стены стандартной пятиэтажки. К двум часам ночи появился и водила в сопровождении почти всех своих домочадцев, мы разместили по кабине весь наш багаж, Колькина семья помахала ему руками и мы потихоньку
поехали.
Дорога, на которую свернул мой шофёр, шла из Кустаная на Урицкий.
Наша тяжело гружёная лайба больше семидесяти в час идти не могла. В
свете фар уныло тянулась серенькая полоска асфальта, а кругом была непроглядная темень. Колёк сказал, что до самого Урицкого дорога идёт
через лес, но деревьев в темноте я так и не разглядел. Перед самым
этим райцентром мы остановились и водила принялся перекачивать соляру
из огромного бака, почти на две тысячи литров, который стоял в кузове,
вниз - в обычный топливный бак. На дворе был самый конец сентября 1994
года и ночью было ближе к нулю - пока шла вся эта перекачка, я задубел
от холода.
Едва начало светать, как Колёк подъехал к Новоишимскому. И здесь
он заблудился: мы проехали в сторону железнодорожной станции, потом
вдруг развернулись проехали чуть-чуть назад, свернули на какую-то улочку и сразу же наткнулись на "ГАЗ-53", застрявший в огромной луже рядом с дорогой.
- Мужики, по какой улице выезд на Володарское?
- А ты помоги нам выдернуть машину и мы тебе покажем.
Что оставалось делать Кольку? Он виртуозно подогнал прицеп к морде
"Газона", зацепил трос и дёрнул - мощонки нашей старенькой лайбы всё-таки хватило, чтобы вытянуть и свои шестнадцать тонн и прицепившийся к
нам грузовик (благо, почти пустой!). Эти орлы потом поехали впереди
нас и показали выезд в сторону Кокчетава.
Узенькая ленточка асфальта тянулась теперь между бескрайними полями с пшеницей, которые изредка перемежались небольшими берёзовыми рощицами. Возле одной из таких рощиц оказалась асфальтированная площадка
для стоянки и мы остановились перекусить. Ближе к Кокчетаву стало изредка выглядывать солнышко и стало заметно теплее. Город мы объехали с
южной стороны и Колёк повернул на Целиноград.
Где-то за Щучинском мы снова остановились у такого же небольшого
лесочка, что и в первый раз, и решили набрать на дровишки берёзового
сушняка - на тот случай, если вдруг придётся останавливаться и разжигать костерок в абсолютно голой степи. Зашли в рощицу и обомлели - столько самых разных грибов я ещё ни разу в своей жизни не видел. Все
полянки были усыпаны белыми грибами, подберёзовиками, сыроежками и рыжиками. Собирать мы их не стали - впереди ещё трое суток дороги! - и
мне было очень больно давить такие классные грибы ногами. Сушняк от
поломанных ветрами берёзок тоже валялся абсолютно везде и мне не составило особого труда затариться дровишками почти на полприцепа. На
краю площадки валялась кучка белых строительных кирпичей и я подобрал
несколько штучек - соорудить очажок, если что. Колёк доделал что-то в
моторе нашей машины и мы тронулись дальше.
В самом начале Макинска мы свернули с целиноградской трассы влево - мой шофёр знал какую-то тайную дорогу на Степногорск, по которой
почти никто не ездил. И точно: на все 120 километров этого шоссе нам
попалось всего-то две встречных машины. Солнышко светило всё чаще и
чаще и тихим тёплым вечерком мы заехали в какой-то крохотный городок,
находившийся рядом со Степногорском. Там мы заглянули в парочку местных магазинов и поехали по дороге на Ерментау. Через пару десятков километров асфальт на трассе кончился - дальше потянулся абсолютно прямой, но весь в ямах и колдобинах, грейдер. Стало темнеть и мы остановились на свою первую ночёвку на берегу Селетинского водохранилища.
Небольшую степную речушку перегораживала в этом месте плотина и
образовалось довольно приличное озеро. Глинистые берега водоёма поросли небольшими кустиками. У Колька оказались с собою снасти, он махом
соорудил парочку закидушек, выдернул с корнями один из кустиков - в
ямке оказался клубочек прилипших друг к дружке и уснувших на зиму дождевых червей - отклеил парочку, насадил на крючки и закинул в воду.
Минут через пятнадцать у него даже начало что-то клевать и на свет появились два крохотных окунька, чуть больше спичечного коробка. Колёк
расстроился. Тогда я вспомнил историю, как поймал щурёнка на пивную
бутылку и велел Кольку так пересадить окуньков на крючках, чтобы они
оказались прицепленными за спинки и закинуть в воду на всю ночь. Он
так и сделал, а потом мы выпили бутылочку водки и улеглись спать.
Рано утром возле нас оказалось ещё три машины дальнобойщиков на
"КамАЗах" с челябинскими номерами. Колёк помчался к своим закидушкам и
вытащил двух совершенно огромных окунищ, поймавшихся за ночь на маленьких. Он с гордым видом пронёс этих рыбин прямо на леске мимо челябинцев и из кабины одной из машин послышалось, как один водила сказал
другому: "Вот! Сразу видно настоящих дальнобойщиков!" Колёк ну прямо
светился счастьем! Он тут же достал алюминиевый котелок, вытащил из
этих окуней все внутренности, засыпал брюшки солью, кинул в котелок и
сунул его куда-то за сиденье. Мы выкатились на трассу и поехали дальше.
Часа через полтора впереди показалась станция Ерментау. Нужно было
набрать свежей водички. Но на улицах этого городка асфальта вообще не
оказалось! Я заметил вдалеке колонку, но Колёк не рискнул подъехать к
ней по океану раскисшей глины и оставил машину на крохотном асфальтовом пятачке у выезда на трассу. Проваливаясь в грязь почти по колено,
я поплыл с канистрой к колонке, а он - к продуктовому магазинчику. Мы
благополучно встретились у машины минут через пятнадцать, Колёк ухитрился развернуться на этой площадочке и мы выскочили на трассу до Павлодара.
Долго ли, коротко ли, но впереди замаячили знакомые мне места. Посёлок назывался Чидерты, от него до Экибастуза было с полсотни километров и почти весь народ оттуда мотался сюда за вкуснейшим местным хлебом. В посёлок с трассы заходили три дороги, на первой из них висел
знак "Грузовое движение запрещено", но на второй улочке такого знака
не оказалось, мы заехали в посёлок и встали недалеко от местных магазинов.
И не успели мы выбраться из кабины, как на мотоцикле с коляской к
нам подлетел местный "ГАИшник" и стал орать, что мы заехали под знак!
- Мужик, какой знак? Ты о чём?
Ментяра посмотрел на нас, как на больных, отобрал у Колька документы,
но тот не сдавался:
- Нету там никакого знака!!!
Кончилось дело тем, что Колёк поехал на мотоцикле вместе с ментом на
ту самую улицу, где мы заехали в Чидерты, вернулся обратно со всеми
своими документами и сказал, что на столбе у въезда действительно висел какой-то круглый знак, но его кто-то оторвал и унёс. Менту ничего
и не осталось, как скрипнуть от досады зубами и вернуть права обратно.
Мы прошлись по магазинам, накупили всяких продуктов и, чуть отъехав от Чидертов, встали на автостоянке у трассы. Вот когда пригодились
и дрова, и кирпичи - я соорудил костерок, сварил гречки с тушёнкой и
кофе. Всё дело в том, что ни чая, ни растворимого кофе в магазинах не
было и самый старший сын Харисыча подарил мне в дорогу пачку молотого
кофе, который нужно было варить - у него в доме такой кофе никто не
любил. И мы хлебали по дороге сей божественный напиток, как самые белые люди.
Пока проезжали мимо Экибастуза, я рассказывал Кольку, как три с
половиной года провёл здесь на "вахтах". Где-то между Майкаином и Калкаманом я вдруг услышал со своей правой стороны какой-то странный
звук: "Вжих - вжих - вжих - вжих - бах!!!"
- Колёк, это что за звук?
- Какой звук?!!
И с моей стороны снова: "Вжих - вжих - вжих - вжих - бах!!!" Бедный наш "КамАЗ" на всём скаку резко присел на правый бок. Колёк вдал
по тормозам. Вышли - оба правых баллона среднего моста ушли на выстрел! И вот тут-то нам и пришлось покорячиться, пока мы всунули под
раненый мост домкрат! А на кузове - 10 тонн... Уже стемнело, когда Колёк отвинтил, наконец-то оба колеса и обследовал их. Нужны были новые
камеры, но у него их от хронического безденежья на нашем участке не
оказалось. Мы начали останавливать грузовики с местными номерами -
транзитные "фруктовозы" из разных там узбекистанов и останавливаться
бы даже не стали - и, в конце концов, нам попался экибастузский "камазист", который продал Кольку эти самые камеры, причём по вполне приемлемой цене. И в результате прошло часа четыре, пока мы смогли поехать
дальше.
Павлодар объехали с севера и через развилку на аэропорт выскочили
на семипалатинскую трассу. Шёл уже двенадцатый час ночи и на посту ГАИ
при выезде из города нас тормознули. "ГАИшник" минут пятнадцать лазил
по всей машине с фонариком, но что искал - непонятно. Не сказав ни
слова, вернул документы и мы поехали дальше. В третьем часу я сказал
Кольку:
- Хорош давить на педальку, тормози и ложись спать!
Колёк, нехотя, согласился и зарулил на первую же попавшуюся площадку для отдыха. Мы опять съели на сон грядущий бутылочку водчонки и
улеглись.
Утром, когда рассвело, оказалось, что на этой площадке мы стоим в
гордом одиночестве, под колёсами - крупный песок, а кругом - обалденно
шикарный сосновый лес! Изумительно пахло хвоей и слышался перестук
двух или трёх дятлов. Кайф! Я набрал шишек, сварил на них кофе, мы
умылись остатками водички из канистры и тронулись после завтрака дальше. Вода кончилась и Колёк свернул в первый же посёлок. Покрутившись
по его улицам, мы не нашли ни одной колонки и - что делать? - постучались в первый же попавшийся угловой дом. Оказалось, что у местных на
каждого - собственная скважина во дворе и пожилая женщина, жившая в
доме, включила электронасос и набрала нам полную канистру солоновато-горькой воды.
Пост ГАИ перед самым Семипалатинском останавливал всех подряд:
единственный в те времена мост через Иртыш находился в самом центре
города и на этом посту сдирали немалую сумму за проезд на грузовой машине по центральным улицам. Подошёл местный ментяра и с ходу докопался
до Колька, что у его машины цвет кабины снаружи - голубой, а изнутри - военно-зелёный. Колёк достал официальную справку из кустанайского автоцентра "КамАЗ": ремонт, перекраска, все дела, но мент сказал, что не
хватает какой-то печати, забрал документы, сказал, что нашу машину
сейчас отправят на штрафстоянку и ушёл к себе на пост.
Колёк, конечно же, больше боялся не этого - всё дело в том, что
наша лайба была на самом деле модели "5510" - "сельхозвариант" с кузовом, опрокидывавшимся когда-то во все три стороны. Но за давностью лет
ей намертво приварили кузов к раме и во всех документах поставили
"5320" - обычный грузовик. Если бы до этого докопались - было бы много
смеху и Колёк стал подпрыгивать, потеть и очень сильно нервничать. Но
я стал его успокаивать:
- Как говорят у нас в Алма-Ате - не понтуйся! Хай эти менты делают, что хотят. Если нас действительно отгонят на штрафстоянку, звоним
нашим директорам Кузевановым, у них есть все "подвязки" в МВД - "разведут" быстрее, чем ты думаешь! А мы либо поселимся в гостинице, либо
полетим в Алма-Ату - у меня на это денег хватит...
Водила в конце концов почти успокоился. Кругом снова был сосновый
бор, я опять насобирал шишек, сначала вскипятил ему воды - побриться,
а потом снова сварил кофе. Ментяра в крайнем недоумении подошёл к нам
уже ближе к обеду: прошло почти пять часов этой нашей стоянки и у него, видать, уже кончалась смена! Он был сильно удивлён, что мы ничего
не клянчим и ничего ему не предлагаем! Он вернул Кольку все документы:
"Езжайте!!!"
В три часа дня мы переехали Иртыш по одной из самых главных улиц
города, буквально в двух шагах от здания местной обладминистрации (в
1994 году Семипалатинск ещё был областным центром). Остановились возле
небольшого базарчика уже на "жанасемейской" стороне, накупили там продуктов и вдоль длинного забора местного мясокомбината (наверное, самого огромного на весь бывший СССР), выехали на какую-то новую дорогу к
Усть-Каменогорску, которая тогда ещё не была нарисована ни в одном автомобильном атласе.
Проехав километров пятнадцать, мы решили спуститься к Иртышу, отдохнуть и помыться. Нашли дорогу, по которой проехали бы со своим при-
цепом и добрались почти до самого берега. На улице было градусов пятнадцать, но я уже не выдержал и твёрдо решил искупаться в ледяном Иртыше. Колёк умер со смеху, когда я залез в воду, сначала намылился, а
потом нырнул - ненадолго, на одну или две минутки, лишь бы мыло смыть!
После такой "баньки" он влил в меня почти целый пузырь водки и я забрался в спальник.
Переезд через плотину Шульбинской ГЭС был закрыт. Новая дорога
уходила вправо, на Таврическое. Первый десяток километров она была с
асфальтом, потом километров тридцать - щебёночная, а ближе к Таврическому - снова нормальная. Там нас остановили "ГАИшники", но эти попа-
лись не кровожадные и просто попросили подвезти одного парнишку до
Усть-Каменогорска. Мы посадили его в кабину и ещё через час заехали,
наконец, в город. Пацанчик сразу же вышел, а я показал Кольку дорогу
до титано-магниевого комбината. В два часа ночи мы встали прямо на
стоянке для автобусов на их конечной остановке. Мой доблестный шофер
тут же и сам маханул водочки, мы что-то около часа поприкалывались и
улеглись.
А в полвосьмого утра по нашей кабине уже стучал лично сам заместитель главного механика комбината Евгений Григорьевич Шушкевич. Он быстро оформил все пропуска, мы заехали прямо в цех с электролизёрами и я
сказал Кольку:
- Отцепляй прицеп, хай они его пока разгружают, а сами поедем в
Бухтарму на цементный. Этот Осиновский перевал лучше проскочить засветло и туда и обратно!
Колёк очень быстро всё сделал, мы сказали Григорьичу, что к ночи
вернёмся и выехали с комбината на трассу до Зыряновска.
Я сказал своему водиле, что сейчас он увидит одну из самых красивых автодорог в бывшем СССР. На что Колёк мне стал возражать, что объездил в своё время и Урал, и Карпаты, и видел немало красивых мест. Но
я ему ничего не стал больше объяснять и сказал, что сейчас он сам всё
и увидит.
Но первое, что мы увидели на трассе, была большая авария. Основной
контингент машин, крутившихся по этой дороге, составляли серебристые
автоцистерны со сжиженным газом и грузовики со специальными ячейками
для перевозки того же газа, только уже перекачанного в баллоны для
плит. Газ везли из Усть-Каменогорска в сторону Зыряновска и Зайсана.
Сразу за Горной Ульбинкой начиналась огромная скала и узенькая асфальтовая полоска, настолько узенькая, что два "КамАЗа" разъезжались на
ней с трудом, поворачивала за эту скалу, как за дом в городе.
Со стороны Серебрянска шёл "ЗиЛ" с газовой цистерной - хорошо, что
пустой! - а ему навстречу поднимался бортовой "УАЗик" с алма-атинскими
номерами и на этом самом повороте въехал ему своей мордой точно в бен-
зобак. По асфальту растеклась огромная лужа бензина. Но тут, как по
заказу, пошёл дождик и бензин начало потихоньку смывать. С обеих сторон тут же скопилась куча машин. Водилу "УАЗика" вытащили из-за руля с
огромным трудом - бедолага держался за живот, не мог разогнуться и
сразу стал какой-то жёлтый. Его увезли на какой-то попутке, а мы около
часа ждали, пока народ разъедется и освободит дорогу.
Высокие скалы по краям дороги перемежались густым и разноцветным
тёмно-зелёно - бордово - жёлтым осенним лесом. Колёк каждые пять минут
останавливал машину, чтобы отвлечься от тяжёлой дороги и просто посмотреть по сторонам!!! Мы со своими десятью тоннами груза, сначала, пыхтя, забрались на Осиновский перевал, потом аккуратно и технично спустились с него, лихо проскочили вагончик поста ГАИ на Серебрянской развилке и вскоре подлетели к Бухтарминскому цементному заводу. Его главный инженер Совет Калиевич - классный мужик! - быстренько организовал
нам разгрузку, оформил мне все накладные и буквально через час мы уже
ехали обратно.
Я показал Кольку родник под железнодорожным мостом за Селезнёвкой,
мы набрали полную канистру вкуснейшей горной воды и всё-таки успели
засветло проехать обратно через перевал. На комбинат вернулись часам к
девяти вечера и встали на той же автобусной стоянке. И тут Колёк достал пузырь, начал мне наливать и рассыпался в благодарностях за то,
что я действительно показал ему такое красивое место, каких он раньше
не видел!
На следующий день он "подобрал" свой, уже пустой прицеп и собрался
обратно в Кустанай. А мне нужно было ещё остаться в Усть-Каменогорске
и потом вернуться оттуда в Алма-Ату. Я напоследок проехался с Кольком
до моста через Иртыш в сторону КШТ. Мы попрощались, он надавил на свою
педальку и напоследок помахал мне из кабины рукой.
И мне почему-то стало грустно...
Уткин Михаил, алма-атинец в Астане:
"Пригородные поезда Казахстана" - http://pechnik.narod.ru/;
"Особенности национальной командировки" - http://ezdok.narod.ru/
|