ВИЗА В ЮАР
После моей глазной операции прошло три месяца и мне только что
сняли операционные швы. Две недели до нового года - я сидел себе дома,
никуда уже ехать и не собирался, как вдруг раздался странный звонок.
Это был Артурчик Неупокоев:
- Ты не хочешь съездить в Москву?
Он бы мог назвать Нью-Йорк, Милан или Рио-де-Жанейро - моя ответная
реакция была точно такой же:
- ???!!!
- Да надо срочно попасть в посольство ЮАР в России и сдать документы на получение въездных виз...
Оказалось, что жена Артура была членом команды пловцов, занимавшихся подводным ориентированием. Команда была крутая - на уровне, как
я так понял, сборной со всего Казахстана. Самым главным её тренером
был Валерий Васильев. Где-то в конце января 1996 года в Йоханнесбурге
должен был состояться чемпионат мира по такому виду спорта. И вдруг
получилось так, что съездить и сдать документы в консульскую службу
оказалось абсолютно некому: супруга Артура только что родила, один из
тренеров заболел гриппом, у второго кто-то умер - в общем, такая вот
картина. И Артурчик позвонил мне, помня ещё по нашему Институту Проблем Горения, что вон он - Уткин, который без проблем поедет в любую
командировку.
Ну и ладно - Москва, так Москва... Конечно же, было страшно: я никогда до этого не связывался с консульскими службами, но, по рассказам
других людей знал, что это - жуткая морока. Я приехал в плавательный
бассейн на углу улиц Розыбакиева и Абая, где занималась команда. Мне
вручили 15 комплектов документов, в каждый из которых входили: загранпаспорт спортсмена, медицинская страховка, заполненная анкета, ну и
ещё какие-то бумаги. Я упаковал всё это в дипломат и закрыл его на все
ключики - я прекрасно понимал: стоит мне потерять хоть одну бумажку
оттуда, мне не отбрехаться и не расплатиться...
Потом тренер Васильев повёз меня в аэровокзал - у него на руках
оказалась бумага из ЦАВС за подписью аж самого Алимова о том, что
"Казахстан Эуе Жолы" в порядке спонсорской помощи спортивной команде
даёт скидку на рейс в Москву и обратно в размере 50%. Мне отпечатали
обычные компьютерные билетики с указанием суммы скидки и приклеили их
за краешек один к другому - выражаясь железнодорожным языком, "расцепке" они не подлежали. На следующее утро предстояло лететь.
Дневной сменой аэровокзала на следующее утро, к моему счастью, командовала моя хорошая знакомая Альбина Николаевна. Возле неё стояла с
несчастным видом ещё одна женщина с картонной коробкой в руках. Николавна внимательно разглядывала пришедших на регистрацию. И, увидев меня, сразу же улыбнулась:
- Ходи-ка сюда!..
- Здравствуйте, Альбина Николаевна, какие проблемы?!!
- Ну-ка, забери посылку для гостиницы Посольства Казахстана в Москве!
- Да ради Вас - хоть тысячу посылок! - Николавна столько раз помогала достать такие авиабилеты, которых не купишь в обычной кассе... Я,
правда, тут же показал ей два своих склеенных друг с другом билетика:
- Николавна, что-то мне как-то странно билеты выписали...
Той хватило одного взгляда на них, чтобы завопить:
- Да тебя же так обратно из "Домодедово" не выпустят!!!
Она тут же понеслась с моими билетами к закрытым ещё кассам, нашла вчерашнюю кассиршу, вставила ей "по самые помидоры" и мне тут же
выписали вместо этих билетов билетик - книжечку, которые выдавали на
заграничные рейсы!!! Пока я стоял у кассы, появился господин главный
тренер, который, узнав об истории с билетами, чуть не упал. Чуть позже
появился и Артурчик, который вообще всё это замутил. Меня проводили и
автобус повёз меня к самолёту.
В автобусе сидел и чуть ли не рыдал какой-то мужик. Народ стал
спрашивать, что у него случилось, но тут оказалось, что этот дядя -
коренной москвич, летит домой из командировки, а в Алма-Ате не оформил
себе временную регистрацию и за это менты на досмотре аэровокзала его
чуть не арестовали! Мужик откупился последней полусотней баксов. Но
сочуствия у всего остального автобуса он, конечно же не нашёл: "Да
ладно, не плачь! Мы сейчас прилетим в Москву, а там нам твой Лужков
устроит эти регистрации ещё хлеще!"
"Ту-154 м" попался почти новенький. Второй его салон, куда я попал, был забит до отказа. Самолёт долго полз над Великой Казахской
Степью - всё же обычный "Ту-154 Б" доходил от нас до белокаменной почти на час быстрее... В городе Лужкове светило солнышко, но был приличный мороз.
Я, по привычке, пошёл к станции электричек, но оказалось, что они
теперь ходят так редко, что следующую надо ждать часа три. Пришлось
узнавать, как уехать на автобусе. И первым мне подвернулся какой-то
"Икарус", шедший до городского аэровокзала. Не разбираясь в тонкостях
его маршрута, я влез в этот автобус и забрался на самое переднее сиденье, у двери. Моей соседкой оказалась молодая девка, которая призналась мне, что учится здесь в каком-то институте, но папочка (или "папик"?) у неё такой крутой, что даёт ей денег летать почти на каждые
выходные домой, в Алма-Ату. Ну что ж, у богатых - свои причуды...
Мы вместе с этой барышней вышли на первой же остановке этого рей-
са, у станции метро "Октябрьская". Она поехала куда-то по "Кольцевой",
а я довольно быстро добрался до "Чистых Прудов" и очень долго разбирался на вахте нашего Казахстанского Посольства, где находится та женщина, которой я привёз эту посылку. Мне её через полчаса нашли, посылку забрали и я отправился к Гоше Гурову, жившему в паре трамвайных остановок оттуда.
Игорёк к вечеру пошёл на водительские курсы, а я остался в его
квартире один. Шёл десятый час вечера, на улице падал тихий снежок,
как вдруг с улицы раздались выстрелы! Я бегом выключил свет во всей
квартире и осторожно выглянул из окошка четвёртого этажа на улицу: по
Хохловскому переулку в сторону Бульварного Кольца бежал по гололёду
мужик с пистолетом в руке. Он периодически оборачивался и отстреливался от кого-то. Вскоре следом за ним пронёсся ещё один мужик с автоматом Калашникова наперевес, а ещё чуть погодя, в ту же сторону пронеслись две милицейские машины, набитые народом до отказа...
Ну и чем тебе не Чикаго?!!
На следующее утро я поехал искать это самое Посольство ЮАР - ещё
лет пять назад сказал бы кому, что ищешь представительство этой страны - КГБ бы упекло тебя куда-нибудь так, что потом никто бы и не нашёл! Ведь у СССР дипломатических отношений с "режимом апартеида" не
было!!! А тут мне загодя дали адресок: какой-то Строченовский переулок. Я сел в трамвайчик и поехал к Павелецкому вокзалу. Мороз к утру
докрепчал до минус 25-ти. При этом начался ощутимый ветер. В окна
трамвая не было видно абсолютно ничего, а магнитофон у водителя, видать, сильно простыл, ибо что он там хрипел, понять было невозможно...
Но свою остановку я не прозевал - вылез у Садового Кольца, перебрался через Валовую улицу и оказалось, что этих Строченовских переулков там, на самом-то деле, два: Большой и Малый - а тренера не написали мне, какой из них! Я проскочил Большой, потом Малый, но ничего по-
хожего на иностранное посольство не увидел. Замёрз, как последняя дворовая шавка, заскочил в какой-то магазинчик погреться и снова пошёл по
обоим переулкам обратно, заглядывая уже буквально в каждый дом.
Первое солидное и явно нежилое здание было огорожено высоким забором, узенькая калиточка, махонькая телекамерка и кнопочка с динамиком:
- Здесь представительство ЮАР?
- Нет...
Следующий солидный дом, крутые вооружённые охранники в вестибюле:
- Здесь представительство ЮАР?
- Нет...
- А где хоть оно вообще есть?!!
- Не знаем...
Проскочив оба переулка обратно, я вдруг увидел припаркованную у обычной жилой многоэтажки легковую машину с красными дипломатическими номерами. Я оббежал это здание и вдруг увидел такой, более или менее солидный вход в подвал. Открыл дверь - сидит ментяра-охранник:
- Здесь представительство ЮАР?
- Здесь...
Вот же волки - ни таблички у входа, ни флага государства, как это
обычно делают у посольств!
Крутая лестница вела в глубокий подвал. Там оказался огромный, отделанный по последним европейским стандартам офис. "Зал ожидания"
представлял собой квадратную комнату, по трём стенам которой висели
огромные объёмно-голографические фотографии панорамы вечернего, искрящегося миллионами огонёчков города, которые были сняты с какого -
тридцатого? сорокового? пятидесятого этажа? Наверное, это и был тот
самый Йоханнесбург?!!
Я доложился какой-то девке, она умчалась, а минуты через три меня
позвали внутрь другой комнаты и стали проверять документы, которые я
привёз. Потом заставили делать исправления на всех анкетах, якобы у
этих спортсменов уже есть билеты на "Люфтганзу". Никаких билетов у
тренера Васильева конечно же не было, но мне-то куда деваться - документы-то надо сдать!!! - и я написал всё, что мне сказали...
Все бумажки у меня в конце концов приняли и после обеда я вернулся
домой к Гоше. Тренера этой команды надавали мне ещё какие-то телефоны
своих московских соратников и названия резинотехнических заводов, производивших всякие эти ласты, маски, акваланги и что там ещё? Велели
узнать цены и я сел на телефон. Номер у Гурова был спарен ещё с кем-то - особо не раззвонишься! Ни один из московских спортсменов не отвечал, а когда я попытался узнать телефоны заводов по тем названиям,
что мне написали в Алма-Ате, справочная ответила, что ни одного из
этих названий в базе данных уже давно нет! Все же попревращались в какие-нибудь "АО" и "ТОО"...
А на следующий день я сломал Гурову газовую колонку! Решив помыть
с утра посуду, я зажёг газ (у меня дома в Алма-Ате когда-то такая колонка тоже стояла - хорошая штука, между прочим, если нормально работает!), но Гошина была неисправна. Когда я закрыл воду в кране, газ
внутри аппарата на маленький факелок почему-то не переключился, какую-то водяную трубку моментально порвало паром и хлестанула вода! Пока мы
возились с этой колонкой, прошёл ещё день.
Вечером я кое-как успел оббежать самые близлежащие продуктовые магазины, чтобы купить каких-нибудь местных деликатесов к нашему алма-атинскому новогоднему столу - это сейчас, в 21-м веке, из города Луж-
кова в Алма-Ату и привезти нечего - в магазинах всё то же самое!!! - а
тогда... Утром следующего дня я поехал на самолёт.
На конечной автобусов у станции метро "Домодедовская" толпилось
около сотни человек. Автобусы уходили по мере своего заполнения, а рядом с этой очередью стояло человек пять вооруженных до зубов "ОМОНовцев". Мужики, стоявшие в очереди передо мной, оказались из Новокузнецка и мы разговорились. Я спросил, глядя на ментов:
- Ловят кого, что ли?
Новокузнецкие мужики рассмеялись:
- Тебя, дурачка, охраняют...
- ???!!!
Оказалось, что здесь уже были налёты вооружённых бандитов на эту
самую очередь - все же стоят при деньгах и в приличных шмотках, но я-то этого не знал...
Красный "Икарус" добежал до аэропорта за полчаса. Салон самолёта
оказался полным челночников, вёзших коробки со всякой обувью. Борт на
сей раз попался такой старый, что стало как-то не по себе. Накануне во
всех газетах написали, что в уссурийской тайге нашли наконец-то упавший "Ту-154", который искали три недели, и объявили причину катастрофы - трещина вдоль всего правого крыла! От старости!!! Разбившийся
борт был с номером 85164, а нам подали ещё более древний - 85151! И
утешало только то, что в Великой Казахской Степи нас, если что, найдут
гораздо быстрее, чем в дальневосточных лесах...
Тренер Васильев по моему возвращению потребовал с меня назад 50
долларов:
- Ты же не в гостинице жил?!!
А то, что я на общий стол своим друзьям покупал пойло и продукты, его
не волновало. Я сидел и раздумывал, у кого бы занять денежку, но меня
спас Жамал: он быстренько позвонил своим кентам в Москву и мне передали на самолёте настоящую квитанцию из настоящей гостиницы, выписанную
на моё имя, на те же числа и примерно на такую сумму. И я отдал её
тренерам - ох, как они расстроились...
Через полтора месяца, 7 февраля 1996 года, в номере выходившей
тогда в Алма-Ате газеты "Караван-Блиц" появилась статейка: "Воспитанники Васильева собрали "золотой" урожай". На фотографии, вставленной в
статью, улыбался увешанный медалями и с кубком в руках один из его
спортсменов, которого я видел уже живьём в бассейне на Розыбакиева -
Абая. А в тексте было написано, что в этой самой ЮАР казахстанская
сборная собрала 9 золотых, 3 серебряные и 3 бронзовые медали... Я вырезал статейку и аккуратно вклеил в свою тетрадку рядом с записями моего московского путешествия - пусть хоть какая крохотная крупица в
этих медалях - но была моя!
Уткин Михаил, алма-атинец в Астане:
"Пригородные поезда Казахстана" - http://pechnik.narod.ru/;
"Особенности национальной командировки" - http://ezdok.narod.ru/
|