Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений

Путешествие в Непал.

День первый. Дорога

Непал расположен в Юго-Восточной Азией, между Китаем и Индией. Это индуистское королевство, в котором проживают в ограниченном количестве мусульмане, христиане, буддисты, ламаисты, практикуются древние обряды анимизма, шаманизма, сохраняются традиции и монастыри добуддийской религии Бон-по. В последнии десятилетия в Непал хлынул большой поток беженцов из Тибета (ранее независимого ламаистического государства в Гималаях, а сегодня части Китая). Они основывают множество монастырей и храмов.

Непал занимает небольшую площадь, всего 147,2 кв.км, но это не мешает огромному диапазону высот от 150 до 8 тыс. км над уровнем моря. На территории Непала находятся 8 из 14 пиков, в том числе и знаменитый Эверест.

Древность и современность в Непале перемешавшись, образовав замечательную смесь. Можно наблюдать современный район с гостиицами, офисами, построенными по последниму слову архитектуры и дизайна с древними храмами на площадях. Можно увидеть древние дворцы со спутниковыми антеннами на крышах. Современные джипы и лимузины контрастируют с велорикшами.

Основное население страны проживает в деревнях, занимаясь сельским хозяйством, выращивая рис. Нищета крестьян, мазанные домики без электричества и каких бы то ни было удобств резко контрастируют с пятизвездочными отелями, джипами и лоснящимися лицами тибетских монахов.

Непал привлекает прежде всего трекеров, людей любящих горные переходы, людей интересующихся буддизмом и просто любителей старины.

Для Запада Непал открылся сравнительно недавно, где-то в 60-х годах. В первую очередь туда хлынули хиппи и альпинисты. На сегодняшний момент первых не очень много, преобладают в основном именно альпинисты и треккеры. Среди них русских очень немного, в основном это американцы, немцы, англичане и японцы. Ко всем приезжим отношение очень доброжелательное. Одинаково любят и американцев и русских. К русским отношение может даже и лучше из-за сильного влияния китайских коммунистов. Когда я пытался торговаться при покупки камешка с ракушкой внутри, продовец узнав, что я из России, сразу выпалил, единственное русское слово, которое он знал, это - Ленин.

День Второй

Поутру в 8 часов мы отправились к величайшей ступе Боуднатх. Эта ступа постороена в 5 веке. н.э. Это самая высокая ступа По преданию при ее строительстве использовали росу для приготовления цемента. Эту росу добывали выжимая полотнища, намокшие поутру. Вокруг ступы расположено огромное количество тибетских монастырей. В одном из них находится статуя бодхисатвы Майтрейи, к сожалению мы так и не смогли попасть в этот монастырь, чтобы приклониться ей. В день нашего посещения приезжал какой-то высокопоставленный тибетский лама, и было очень много народа, жаждущего благословения, поэтому нам не удалось протолкнуться к статуе. В Тибете преобладал матриархат в семейном кругу, поэтому тибетские старушки совершенно нахальным образом толкаются, пихаются хуже пятидесятилетних теток в нашем метро.

Сама ступа возвышается над всеми окружающими домами, таким образом когда находишься на ней видны горы со всех сторон. Что меня постоянно восхищало - это Гималаи, всегда предстающие взору. Они возвышаютя как крепостная стена, закрывающая от внешних воздействий, не дающая проникать никаким злым помыслам. Находясь на ступе, обходя ее по кругу, окунаешься в каое-то бесконечное спокойствие, перестают волновать вопросы мира, перестаешь куда-то гнаться и спешить. Мир замирает и прислушивается к тебе - кто ты такой , зачем пришел, с чем уйдешь и что ты хочешь. Именно к этой ступе хочется возвращаться и возвращаться. И мы к ней позвращались каждый раз как тоько у нас выпадало свободное время.

Из Боуднатха мы отправились в индуистский храмовый комплекс Пашупатинатх. Первое, что бросается в глаза, это река Багмати зеленого цвета. На ее берегу которой горят ритуальные костры, в огне которых превращается в пепел плоть индуистов. Рядом, вниз по течению можно увидеть будничную картину, как местные женщины в этой же реке стирают белье, моют посуду, а детишки купаются. Это место священно для каждого индуиста, сюда стремиться каждый, чтобы быть соженным на берегу этой реки. Некоторые приходят сюда заранее, чтобы и умереть здесь же. На другой стороне реки на горе находится огромное количество храмов, посвященных Шиве. Они выглядят как небольшие домики, со входами с четырех сторон, внутри которого находится лингам. Лингам- это символистический атрибут бога Шивы: фаллос, стоящий на матке. Вокруг них растут можжевельники, но в отличии отнаших - это огромные деревья, высотой как наши сосны, с ужасно колючими иголками. Храмовый комплекс Пашупатинатх- излюбленное место обитания аскетов, укротителей змей. Они пристают к мирно проходящими мимо туристам, показываю себя, желая получить денег. В Пошупатинатхе мы встретили первых русских, точнее русскую девицу, которая совершенно невменяемым голосом продекларировала, что Саи Бабы здесь нет, и ушла в сторону.

Далее наш путь лежал во второю столицу Непала - Патан. Это город ремесленников. Патан всегда славился своими бронзовыми изделиями и изделиями из драгоценных камней. В Патане мы посетили музей древностей, где находится большое собрание статуеток, датировка некоторых затруднительна, т.к. они относятся к доиндустскому периоду.

День Третий

Утром третьего дня мы отправились в старейший храм - Чангу Нараян. Он находится на высоте 1541 метр над уровнем моря и построен в 323 году н.э. Храм находится на холме, который во время битвы богов бог Шива пригвоздил к земле своим оружием, которое хранится в специальном храме. Вокруг храма Чангу Нараян расположены статуи и барельефы различных богов, таких как Гаруда. Можно встретить и очень редкие, например Вишну шагающий через вселенную. С горы, где стоит храм открывается великолепный вид на долину Катманду. С высоты кажется что она совсем небольшая. На ступенях ведущих к храму нам довелось наблюдать типичное для Непала явление, но которое нас очень сильно паразило, а именно - местные жители сушат пшеницу прямо на дорожках, они ходят по ней, топчут, пшеница лежит прямо на шоссе, по ней ездят машины. Потом эту выколоченую пшеницу собирают, не тратя силы на молотьбу.

После Чангу Нараян наш путь лежал в третью столицу долины Катманду - Бхактапур. Это великолепный старинный город, с мощенными улочками, кирпичными дворцами и домами, с королевскими покоями в 55 окон. Неслучайно, что именно здесь снимался фильм "Маленький Будда". Тут нам довелось наблюдать незаурядный способ ремонта крыш, когда черепицу с крыш сталкивают прямо ногами, при этом поднимается жуткая пылища, и находиться ближе 100 метров невозможно.

В Бхактапуре пройдя немного в сторону от оживленных туристических трасс можно окунуться в мир средневековья, царящего там до сих пор. Можно увидеть гиревые весы, на которых до сих пор взвешивают мясо, фрукты и всякую всячину. Продавцы совершенно неназойливые, как в Катманду, цены у них не взвинчены, а когда пытаешься торговаться, то тебя просто не понимают, считают, что ты не расслышал цену. Когда мы покупали индийские бусы, продавщица настолько сконфузилась, что с трудом могла произнести цену. Гуляя, мы дошли до Гончарной площади. Там кувшины, миски делают на гончарных кругах, тут же они сохнут и продаются. Недалеко от дворцовой площади находится окно Павлина. Это окно в непальском стиле, собранное в деревянную решеточку, а посредине этого окна красуется деревянный же павлин. Эта часть города мне очень напомнила русскую глубинку, с резными полисадниками, ставнями. И должен сказать, что прилетев в Непал я не только не получил культурного шока, но наоборот увидел, как много у нас общего, я чувствовал себя как дома, как в каком-то добром городке под Ярославлем.

В этот день наша экскурсия закончилась пораньше, чтобы мы успели собраться и приготовиться к величайшей поездке, которая у меня когда-либо была - поездка в Лумбини.

День Четвертый

От Катманду до Лумбини всего каких-то 400 км, но, как оказалось, расстояния у нас и Непале нельзя сопоставлять, даже не потому, что у них совсем другой менталитет, другой стиль и другая скорость жизни (наш водитель даже на прямой трассе не ехал быстрее 80 км/час), а горы и горные дороги просто не дают разогнаться. Во время пути мы наблюдали остатки лихачей - автомобили, лежащие внизу по склону горы.

Дорога из Катманду проходит вдоль реки, вьется, огибает склоны, внизу проблескивает река, на фоне неба вдалеке высятся снежные вершины. Временами дорога вьется серпантином, а сбоку практически вертикальный склон, повороты на 90-120 градусов, но идеальное покрытие, ни выбоенки, ни холмика. Дороги укладывают вручную - притирают камешек к камешку. Настоящий бич горных трасс - это обвалы, заваливающие трассу и останавливающие движение.

Когда мы пересекли горы - попали на равнину, температура воздуха поднялась, наверное, до 30-35 градусов, редкие деревья вдоль дороги не спасают от жары и только сквозняк от окна немного нас спасал.

Лумбини нас встретил дождиком, остудившим нашу машину, дав передохнуть от жары. После размещения в гостинице, где мы успели только бросить вещи и наскоро ополоснуться опять в дорогу, но в отличие от сегодняшнего переезда, длившегося порядка 12 часов, 40 минутный путь до священного места был только в радость.

Нашим глазам предстал зеленый луг, перемежающийся с рощицами. Синее небо, и теплое солнышко. От былой жары не осталось и следа. Теплый вечерний воздух, как в нашей средней полосе.

Священное место сейчас - это часто посещаемое место, ухоженное, огороженное заборчиком. Как только мы зашли за ограду и стали изучать план местности, к нам сразу же подбежал бойкий молодой человек, пригласил в домик и стал долго что-то на английском объяснять, показывать проспекты и книги, похожие на бухгалтерские. Вся суть его тирады заключалась в том, что все побывавшие здесь люди вносили пожертвования на поддержку комплекса. Временами суммы изчислялись миллионами долларов, мы, заплатив 10, и расписавшись в книге - ушли.

Наш водитель сразу же подвел нас к храму Майядеви (матери Будды Гаутамы). узнав сколько стоит фотосъемка и видеосъемка, мы решили пофотографировать в храме, а все остальное заснять на пленкку. Заплатив, мы осмотрели храм, и выйдя из него я начас снимать на видео, тут же подбежала кучка людей, крича что снимать нельзя. Оказывается цена съемок была не только в храме, а на всей территории, мы же из-за плохого знания английского не уловили этот момент. Было смешно как нам со всех сторон кричали "тен долларс - тен долларс".

Лумбини - это место, где родился Будда Гаутама. Его мама гуляла в роще, а а когда почувствовала схватки, она подошла к огромному дереву и ухватилась за его ветви. Дерево же опустила свои ветви, закрыв роженицу. Когда родился будующий Будда, он сразу же пошел и на каждом отпечатки его ноги вырастал цветок лотоса.

Сейчас весь комплекс состоит из храма Майядеви, священного дерева, пруда, где купалась Майядеви после рождения сына, колоны 4 века царя Ашоки, удостоверяющей истинность места и руины царского дворца, разрушенного еще при жизни Будды Гаутамы.

Все место буквально пропитано спокойствием, умиротворенностью, забываешь, что ты находишься в далекой стране и чувствуешь себя как дома, и тут ты понимаешь, что неважно где ты находишься, неважно в какой стране, неважно в какой стране ты родился, мы все дети одной планеты, что все разделения - это жажда алчных правителей захватить себя владения, подчиненных, человек он никому никогда не принадлежит и не может принадлежать - ни расе, ни стране, ни народу - он житель всей планеты и принадлежит только себе и только перед собой он в ответе за все поступки и мысли.

Вокруг священного комплекса стоят буддийские храмы и монастыри, практически всех стран, исповедующих буддизм, даже Китая.

В основном это новые монастыри, многие еще строятся, некоторые только открылись.

Мы гуляли до темноты, гуляли бы тут и дольше, это место притягивает, от сюда совсем не хочется уходить.

Обратно мы ехали в кромешней темноте. Вдоль дороги изредка горели керосинки или лучины в лачугах крестьян.

День Пятый

Этот день у нас тоже начался с переезда, на этот раз в Королевский парк Читван.

Анекдотичная ситуация у нас произошла при пересадки к служителям парка. Мы доехали до придорожного кафе, остановились, взяли воды, бананов. Я вышел перекурить, и тут ко мне подошли два человека в защитной одежде и указывая на грузовик, начали что-то говорить на английском. Я сумел уловить только "buy", я немного опешил, т.к. покупать я этот грузовик совсем не хотел, зачем он мне, да и денег у меня на него не хватило бы. Выяснилось же, что это наши провожатые в Читван, что мы пересаживаемся в грузовик и продолжаем наш путь уже на нем.

Грузовик нужен для переезда реки вброд, хотя ее глубина не привышает полуметра. Экзотика для туристов.

Поселили нас в бунгало - это деревянный домик с каменным полом, соломенными дверями, с душем и вентилятором. Так как электричество только от солнечных батарей - его хватает только на два часа.

После обеда у нас было развлечение - мытье слона. Надо сказать, что слона так близко мы видели первый раз. Глаза умные, поступь неторопливая, тяжелая.

Сразу как к нам подвели слона, на него посадили какую-то англичанку и она верхом на слоне проехала до речки, потом спустилась в речку. После чего начался сам цирк. Слон стал набирать хоботом воду, а потом этой водой поливать свою спину, а заодно и наездников.

Когда дошла очередь до нас, слону уже надоело поливаться, и он только немного прыскался. Но сидеть верхом на слоне - так необычно и интересно. Оказывается он не гладкий, а с щетиной как у поросенка, она еще и колется. После душа, слона заваливают на бок в воду. Из воды торчит только бока и изредка рывком из воды вылетает похожий на змею хобот, некоторое время шумно вбирает воздух, а потом опять уходит под воду. Наездники же в это время моют слона, стоя по грудь в воде, где временами проплывает слоновий навоз.

День Шестой

Этот день мы провели в Читване, катались по джунглям на слонах или на джипах, вечерам купались со слоном.

Сначало нам не очень повезло - в джунглях мы никого кроме косуль и павлинов не видели и уже стали беспокоиться, что на камере будут одни павлины, но в последнее наше сафари мы столкнулист с носорогами.

Носороги - редкие жители Читвана, их там всего 6 штук. Оказывается слоны их очень боятся. Когда мы подошли к опушле леса, где слышна была возьня носорога, вдруг наш слон резво развернулся и дал деру назад, как будто его кто ужалил. Погонщик сумел его развернуть и вернуть обратно, но слон стоял, трясясь мелкой дрожью и даже обкакался от страха. Носорог же сравнительно небольшое животное в два раза ниже слона, одет в панцирь, сзади смешно выглядивший как шортики.

Вечером, когда уже стемнело и основное количество туристов разбрелось по свои бунгало нам показали кота, который живет на финиковой пальме, питается финиками и как спят слоны. Оказывается слоны спят только 2 часа в сутки. У них очень большой вес и если они долго лежат у них произходят необратимые последствия в костной системе. В Непале все слоны из Индии и только самки, т.к . самцы с возрастом становятся агрессивными.

Кроме кота, живущего на финиковой пальме еще живет кот в деревне, где мы жили - больше котов в Непале мы не видели. После нам гид объяснила, что мыши считаются священными, т.к. они олицетворяют бога Ганеша - хранителя домашнего очага, а кошки едят этих священных мышей - поэтому их никто не держит.

День Седьмой

С утра мы ходили в джунгли наблюдать птиц. Читван - это место куда прилетают птицы из холодных стран, в том числе из России. Тут они зимуют. Из интерсных нам довелось увидеть сову.

После завтрака нас отвезли к трассе, где уже ждал наш шофер. И мы отправились обратно в Катманду. Наш путь проходил по уже знакомым местам, да и все предыдущие дни мы вставали очень рано, около 5 часов утра, поэтому весь путь прошел в полудремотном состоянии.

Катманду нас встретил мусонным дождем. Это такой мелкий противный дождик. Но несмотря на него мы отправились к Боуднатху, хотели опять попасть в какой-нибудь монастырь. К сожалению, все монастыри были закрыты. Зато на нас навалились попрошайки. Одна настырная девица, лет 6-7, хватала за ноги, за руки, все просила денег на молоко. Отстала только когда мы прошли метров десять, наверное закончилась область ее работы.

Мы обошли вокруг ступы. И отправились по магазинам за сувенирами. Если выйти на улицу, можно найти совсем недорогие магазинчики с сувенирами. У самого Боуднатха сувениры тоже недорогие, но за его пределам фиксирование цены и еще дешевле. Там мы наконец-то смогли найти статуетку Майтрейи.

День Восьмой

Этот день был последний экскурсионный день нашей поездки. На следующий день мы улетали обратно в Россию.

Сначало мы поехали в храм Дакхинкали - южная Кали. Там и по сей день приносят кровавые жертвоприношения, режут петухов, овец. Мы могли наблюдать эти обряды с соседней скалы, т.к. в этот, как и в остальные индуиские храмы, нам проход закрыт.

Но мы уже пресытились впечатлениями, устали от обилия информации и постоянных разъездов, поэтому было не очень интересно и половину информацию мы не воспринимали.

Далее мы отправились в Фарпинг - тибетский центр. В Фарпинге находится две медитативные пещеры, к ним идет беспрерывный поток поклоняющихся. В самих пещерах горят курительные палочки и можно увидеть отпечатки частей тела святых.

В этот день приезжал высокопоставленный тибетский лама с проповедью и народу было очень много. В храм, где должна была проходить проповедь невозможно было протолкнуться. Меня затолкали, запинали престарелые тибетские леди, я вынужден был оторваться от жены и гида, покинуть территорию монастыря.

На городской атостоянке было огромное количество автомобилей, среди них выделялись внедорожники тайоты последней модели, принадлежавшие тибетским манахам.

Далее наш путь лежал в ущелье Човар Гордж, именно через него ушла вода, осушив озеро на месте сегодняшней долины Катманду. Ущелье узкое - метров 10 шириной и очень глубокое, как будто кто-то ножем разрезал гору напополам. Через ущелье перекинут железный подвесной мост. Его привезли сюда еще англичане в начале прошлого века.

Ниже ущелья стоит индуский храм Шеш Нараян, к нему приезжают все новобрачные. Храм украшен эротическими картинками, вырезанными в дереве.

Вернувшись в Катманду мы провели последний вечер в прогулках по Тамелю. На следующий день мы улетели из Непала.

http://www.ch-cat.narod.ru/nepal.htm
Алексей Арсеньев




 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу