Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений
®

Передвижение. Тонкий лёд

Нет льда – нет проблемы. Как встанут реки, так сразу хорошая дорога появляется, но за нее надо платить, иногда очень дорого, особенно весной. Чтобы этого не случилось запомните следующую табличку, показывающую какой лед может вас выдержать.

Характеристика нагрузкиТолщина льда в см
Одиночный пешеход5
С грузом7
Группа людей15
Легковой автомобиль26

Приведенные данные характерны для прочного зимнего льда, весной и осенью допустимую безопасную толщина льда следует увеличить в полтора (1.5) раза.

Организуя постоянную переправу или переправляясь на автомобиле необходимо промерить толщину льда на всем пути следования. Для этого пробивают лунки по обеим сторонам переправы, в которых эту самую толщину и измеряют. Долбить лунки ближе, чем 5-10 метров одна от другой не имеет смысла. Измеряя толщину льда, следите за тем уменьшается она или наоборот увеличивается, чтобы при уменьшении сгустить сеть. Измеряя толщину льда, удалите весь верхний рыхлый слой снега и льда.

Прочный лед прозрачен и без пузырьков воздуха.

Для пешеходов существует простой и испытанный способ измерения прочности льда – это по мере движения пытаться пробить его пешней. Если с одного удара лед пробивается, надо поворачивать назад, при этом первые шаги надо делать, не отрывая подошв ото льда. Вообще, “стариковская” шаркающая походка самая подходящая для переправы по льду. Во-первых, меньше вероятность поскользнуться, во-вторых, нагрузка распределяется более равномерно. Если лед держит удар, спокойно идите вперед ещё пару метров. Только помните, тыкать пешней надо 0.5-1 м перед собой, а не под ногами. И уж, разумеется, ни в коем случае нельзя проверять прочность льда ударом ноги или подпрыгивая. 100%, о том, что лёд тонок, вы узнаете уже провалившись с головой.

На лыжах или в снегоступах переходить реку или озеро безопаснее. Хотя эта обманчивая безопасность заставляет некоторых людей совершенно забыть о разумной осторожности, что всегда плохо кончается. Провалившись под лёд в лыжах и с рюкзаком за плечами выбраться практически невозможно. Поэтому освободите крепления лыж, палки держите в руках, не вдевая их в петли, рюкзак повесьте на одно плечо, или волочите его на веревке. Если вы идете группой, соблюдайте дистанцию не мене чем 5 метров. Старайтесь пользоваться уже проложенной лыжней.

Чаще всего неприятности со льдом случаются в период подледного лова. Особенно весной, когда лед тонок, а солнце так приятно припекает, что, казалось бы, не лучшего времени для зимней рыбалки. Так оно конечно и есть только не стоит пробивать рядом много лунок, собираться большими группами в одном месте, пробивать лунки на переправах, ловить рыбу у промоин и имейте при себе хорошую толстую веревку метров 15 длиной.

Всегда, в любом месте, в любое время, выходя на лед, вначале осмотритесь, даже в том случае, если вы каждый день пользуетесь этой переправой. Можно заранее предугадать, где лёд менее прочен и обойти эти места.

  1. Чаще всего лед наименее прочен у берега, особенно около кустов, камыша, под сугробами. Лёд в этих местах может быть трещиноватым, под ним может быть воздух.
  2. Обходите стороной места впадения ручьев, стока вод с ферм или фабрик.
  3. Под толстым слоем снега лёд всегда тоньше.
  4. Если знается наверняка места выхода ключей, обойдите их стороной.
  5. На излучинах руки держитесь внутренней стороны.

Если приведенные выше советы не помогли, и вы все-таки провалились, тогда читайте дальше.

Провалившись надо широко раскинуть руки по кромкам льда и удержаться от погружения с головой. Выдираться надо в ту сторону, откуда пришли. Старайтесь, не обламывая кромку льда, без резких движений выбираться на лед, наползая грудью и поочередно вытаскивая на поверхность ноги. Помните, чем больше поверхность соприкосновения вашего тела со льдом, тем меньше вероятность провалиться вторично. Поэтому нужно буквально распластаться по нему.

Выбравшись из полыньи, не вздумайте сразу вставать на ноги, сперва откатитесь, а затем ползете туда, откуда пришли. Метров через несколько можно встать подсчитать убытку от локального стихийного бедствия и осторожно двигать к берегу. Только со страху замерзнуть не надо бежать и топать ногами, а то опять провалитесь.

Оказавшись на берегу примите решение или бежать до ближайшего теплого места, или сушиться на месте. Если мороз сильный, то снимать и выжимать одежду опасно, может замерзнуть и тогда её не оденешь. Постарайтесь развести большой костер и у него обсушиться.

Если провалились не вы, а ваш попутчик, приближаться к полынье можно только ползком, широко раскинув руки. Можно подложить под себя какую-нибудь жердь, доску, лыжи и ползти, опираясь на них. Метра за два-три до полыньи бросьте товарищу спасательный конец. Им могут быть связанные ремни, шарфы, тот же самый полушубок или жердь. Как только он за него схватится, начинайте ползком тянуть его к берегу.

 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу