Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений

МОРСКАЯ СМЕСЬ КиЯ №1-80

ИЗ АРХИВА НЕПТУНА Сердце судна Перевод И. Г. Русецкого Рисунки В. Боковни

Жутковатые порой приметы, яркие легенды и пышные ритуалы были своеобразной реакцией моряков прошлого на опасность - постоянную и "неуправляемую". Когда парусное судно месяцами противоборствовало океанской стихии, царству альбатросов, не встречая на пустынных просторах никого, у моряков появлялась настоятельная потребность задобрить богов моря. Даже теперь, когда есть дизели, радио и радары и почти нет суеверных людей, многие морские обычаи живы, хотя большинство моряков и не представляет их происхождения.

Известная английская собирательница и знаток фольклора Маргарет Бейкер в своей новой книге отдала должное и легендам о кораблях-призраках, и неувядающим историям о морских чудовищах, и всевозможным ритуалам, и всяческим морским табу и талисманам. Читая "Морской фольклор", можно заглянуть в прошлое и, в частности, понять, какую роль играли традиции и суеверия в жизни и повседневном нелегком труде многих поколений моряков.

Книга называется: Margaret Baker, "Folklore of the sea", David and Charles, 1979, London. ISBN 0-7153-7568-7.

ОТРЫВОК ИЗ I ГЛАВЫ КНИГИ МАРГАРЕТ БЕЙКЕР "МОРСКОЙ ФОЛЬКЛОР"

До сих пор сохранились следы суеверий, сопутствовавших в древности всем стадиям постройки, а затем и эксплуатации судна.

Еще совсем недавно - в XIX веке - самые трезвомыслящие и скептически настроенные судовладельцы старались, чтобы как можно больше народа присутствовало при исполнении всех обязательных старинных обрядов, призванных защитить их новое судно от злых сил и соответственно обеспечить хозяину неплохие доходы. В атмосфере порта, пропитанной слухами и сплетнями, новости расходились быстро, а значит, солидная репутация с самого момента закладки давала больше возможностей подобрать хорошую команду. Ведь непоколебимая уверенность моряков в том, что к закладке привлекались магические силы, во многом влияла на будущее судна! Любой опытный и уже потому почти всегда суеверный моряк, если у него была хоть какая-то возможность выбора, конечно же, избегал "несчастливых" судов, с самого начала плохо защищенных от козней злых сил. Даже в расчетливом мире современного судоходства репутация "счастливого" или "несчастливого" создается судну очень быстро и пристает надолго, иногда на всю его жизнь.

Закладка киля равносильна созданию "сердца судна". Это, безусловно, серьезный повод для торжественной церемонии. Бритты, заложив киль, прежде чем приступить к дальнейшей постройке судна, считали необходимым основательно выпить за его будущее благополучие. Иногда первый гвоздь забивали через подкову- на счастье, В 1921 г., послушный уже другой традиции, генерал-губернатор Канады герцог Девонширский забил в киль обвязанный красной лентой золотой гвоздь, положив тем самым хорошее начало постройке первоклассной рыболовецкой шхуны "Блуноуз"; в 1963 г. тот же ритуал сопутствовал рождению ее копии - шхуны "Блуноуз-ll". Отсюда происходит и шутливый обряд, которым нередко встречают новобранцев на кораблях американского ВМФ: приказывают спуститься в самый темный закоулок трюма, разыскать и надраить "золотую заклепку", которая якобы там находится.

Вообще, красный цвет, цвет крови и жизни, цвет, отпугивающий колдунов и ведьм, и поныне очень хорош для украшений, призванных защищать корабль от тех, кто обладает опасным свойством "сглаза". Говорят, что на военно-морских верфях США только в 1977 г. отказались от большинства церемоний, сопутствующих закладке киля, как от дорогостоящих и требующих излишне больших затрат времени.

Западный ветер, сильный прилив, пируэты стремительных чаек (в которых переселяются души матросов), свет луны и сияние солнца - все эти приметы благодаря своей волшебной силе сулили (и сулят) выгодные грузы, большой фрахт, нужное число футов воды под килем, были (и остаются) желанными предзнаменованиями в момент закладки. Плохим предзнаменованием считалось, когда первый удар корабельного мастера высекал искру - в будущем именно "от нее" судно могло сгореть. Если же при постройке проливалась кровь, судно обязательно становилось "кораблем смерти"; настоящие моряки в его экипаж ни под каким видом не нанимались.

Не особенно стеснявшиеся в выражениях корабельные плотники никогда не богохульствовали, находясь рядом с почти священным килем; в противном случае все могло пойти не так, как нужно.

Изменение конструкции нового судна сразу после окончания его постройки обязательно должно было принести несчастье.

Все табу моря и в частности: зайцы, поросята, священники и женщины (в особенности - рыжие девственницы, отличающиеся дурным глазом), на верфь не допускались.

Неблагоприятными для закладки киля были четверг - день Тора, скандинавского бога громов и штормов, и пятница, задолго до распятия Христа приобредшая дурную репутацию как день красивой, но отнюдь не добродетельной и опасной богини Фригг, никогда не считавшейся идеалом моряка.

Даже в наш просвещенный XX век кое-где полагалось в стенки и настил ходовой рубки прятать кости. Гораздо раньше викинги - большие специалисты в области корабельной магии - при закладке нового судна приносили в жертву людей, добиваясь этим улучшения его мореходных качеств; с течением времени человеческие жертвоприношения и были заменены символическим жестом - укладкой подходящих костей. Ботинки или предметы, имеющие форму ботинка, также использовались и могут быть использованы как амулеты, приносящие удачу. При подводных раскопках голландского судна "Амстердам", которое потерпело кораблекрушение в 1748 г. близ Гастингса (графство Сассекс), были сделаны странные, на первый взгляд, открытия: в конструкциях нижней палубы обнаружили лошадиный череп и сапожную колодку. Дело в том, что в защитных свойствах этих ценных предметов в XVIII веке сомнений не возникало!

На некоторых верфях считалось обязательным при сооружении киля вставлять в него кусочки "счастливых" пород дерева, таких как ясень, рябина или кизил - их терпеть не могли всякого рода злые силы! Так, ни одно судно не покинуло верфь Габарус в Новой Шотландии (Канада) без кизиловых нагелей. Было общеизвестно, что с помощью каштана повышается скорость судна, а вот черный орех, несмотря на все великолепие древесины (или благодаря ему) притягивает молнию и потому до сих пор на американских верфях не используется.

Чтобы задобрить коварных океанских богов, каждый из шотландских корабельных мастеров лично вкладывал золотую монету в замок между килевыми брусьями. При этом место, куда ее положили, составляло секрет корабельного мастера и владельца судна; само собой разумеется, что для эффективности волшебства соблюдение тайны необходимо.

Этот обычай ведет свою историю с античных времен: в шпангоутах римского судна, погрузившегося глубоко в ил Южной отмели (Лондонское графство), найдены две монеты. В киле испанского судна, обнаруженного в 1810 г. в районе Оркнейских островов, оказалась тщательно завернутая в холстину золотая монета, датированная 1618 г.

У знаменитых корабельных мастеров дела всегда шли неплохо. Вот, например, в Шотландии славилась верфь Макекзи. Очевидно неслучайно. Вполне может быть, что кто-то из основателей этой верфи в свое время помог выброшенной на берег русалке вернуться в море, а она - в благодарность - исполнила заветное желание настоящего мастера: научила строить такие суда, команде которых не были бы страшны никакие штормы.

О ВРЕДЕ ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Небольшой траулер "Биркдале", подготовленный к выходу в море, стоял у стенки в английском порту Гримсби, а вся немногочисленная его команда последние минуты перед рейсом проводила на берегу. С некоторым опозданием против условленного срока (задержали домашние заботы) в порту появился шкипер Симпсон - опытный моряк, прослуживший на море тридцать с лишним лет. С чувством облегчения шкипер лично отдал швартовы, лихо перескочил на палубу своего суденышка, насвистывая, встал к штурвалу и включил двигатель. Траулер пошел по реке Хамбер к выходу в море.

Спустя некоторое время Симпсону понадобился кто-то из экипажа, и лишь тогда он обнаружил, что на траулере кроме него никого нет.

Можно представить себе недоумение собравшихся на причале рыбаков, когда они увидели судно на горизонте уходящим в плавание без них.

НАБОЖНЫЙ КАПИТАН И ДЕВА МАРИЯ

В сентябре 1860 г. итальянский бриг у побережья Далмации наскочил на риф, не обозначенный на картах. Судно получило пробоину. Пластырь завести не удалось, матросы бросились к помпам. Капитан, весьма набожный человек, стал молиться о спасении, преклонив колена перед стоящей в его каюте большой - почти в человеческий рост - деревянной статуей девы Марии.

Однако чем горячее молился капитан, тем быстрее прибывала вода. Стало ясно, что судно вот-вот пойдет ко дну. Рассвирепевший капитан, осыпая статую градом отборных ругательств, выволок ее из каюты и швырнул за борт.

И вдруг - помпы начали справляться с поступлением воды, полузатопленный бриг удалось кое-как довести до гавани. Когда судно поставили в док, в пробоине обнаружили застрявшую статую девы Марии, затянутую потоком воды.

ПЕРВОЕ АЛЮМИНИЕВОЕ СУДНО

Французский яхтсмен Палице был, очевидно, первым, кто (еще в 1893 г.) заказал для себя большую - водоизмещением 10 т - яхту из алюминия. Кораблестроители подсчитали, что если бы эта яхта была построена из дерева, вес порожнего корпуса составил бы 3,5 т, вес стального был бы несколько меньше - 3,0 т. Корпус, изготовленный из алюминия, весил всего 1,4 т. При этом центр тяжести алюминиевой яхты располагался на 22 см ниже, чем деревянной.

В дальнейшем, однако, выяснилось, что необходимо увеличивать и число шпангоутов и толщину алюминиевой обшивки.

 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу