Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений
ПЁСТРЫЙ МИР

ВОКРУГ СВЕТА №6-89


ЭТЮД В КРАСНЫХ КРАБАХ

"Рождества остров... в восточной части Индийского океана, - читаем в "Энциклопедическом словаре",- под управлением Австралии. 156 км2... Крупные месторождения фосфоритов", О крабах - ни слова. Хотя десятиногие ракообразные - одна из главных достопримечательностей острова. Их здесь обитает пятнадцать видов. Самые крупные крабы - пальмовые воры. Эти вообще гиганты среди сухопутных крабов: их вес достигает трех килограммов. А самые многочисленные - красные крабы. Считается, что на острове их свыше 120 миллионов! То есть в среднем по крабу на каждый квадратный метр острова. Какие из этого можно сделать выводы? Во-первых, на острове Рождества чисто: красные крабы - уникальные санитары - поедают палую листву, гниющие плоды фруктовых деревьев, отжившие цветы, не гнушаются гигантскими улитками и даже птичьими трупами. Во-вторых, почва острова плодородна: помет крабов - прекрасное удобрение. В-третьих, буквально невозможно ногой ступить, чтобы не раздавить зазевавшегося красного краба, особенно во время сезонных миграций, когда в течение 10 дней миллионы ракообразных движутся к побережью. Они ползут через дороги, железнодорожные линии, поселки, их давят машины, поезда, уничтожают местные жители (и все равно: потеря миллионов крабов за сезон - пустяк для популяции)... И, наконец, в-четвертых: нет ничего красивее, чем побережье острова Рождества во время миграции красных крабов. Пурпурные, багровые, алые скалы, усеянные ракообразными в ярких панцирях, кажутся наблюдателю с моря чудом света.



СТЕНЛИ ИДЕТ НА ПОМОЩЬ

Название этого учреждения может поставить вас в тупик. Если точно перевести с английского, то получается: Подводный институт Северного ветра (North Wind Undersea Institute). Еще большее недоумение может вызвать деятельность самого института. Среди прочих проблем здесь занимаются дрессировкой тюленей, но не простой дрессировкой. Предположим: в море падает самолет, пассажиры живы, но не смогли воспользоваться средствами спасения. Или: в реку сваливается автомобиль, а люди, находящиеся внутри, не могут справиться с замками ремней безопасности. В подобных случаях на помощь людям могут прийти обученные тюлени. Например, особи, получившие в Институте Северного ветра клички Сириус, Стенли и Расалаг, способны и расстегнуть ремни, и спустить под воду нуждающимся кое-какие инструменты, и даже доставить терпящим бедствие комплект первой необходимости с надувным жилетом и радиомаячком. Передние конечности обыкновенных тюленей (это не уничижительное, а видовое название: Phoca vitulina) вполне приспособлены для таких операций. Если учесть, что отдельные особи (например, Стенли - он изображен на нашем снимке) могут находиться под водой до 20 минут, а скорость их передвижения достигает 17 узлов, легко сделать вывод о том, что с обыкновенными тюленями надо, конечно, дружить.



ВОДА МЕРТВАЯ И ЖИВАЯ

К величайшему сожалению, загрязнение окружающей среды охватило уже всю планету. Видимо, нет сейчас на Земле уголка, где жители не ощущали бы на себе результаты экологического кризиса. Вот, например, Республика Нигер. Самое сердце Африки. Пустынная местность. Медленно несет свои воды река, удаленная от промышленно загрязненных зон на тысячи километров. И тем не менее пить ее воду опасно. Вы рискуете здоровьем. Местные женщины выкапывают в прибрежной почве колодцы (порой просто-напросто руками) и набирают в различные сосуды скопившуюся на дне влагу. По их мнению, только вода, профильтровавшаяся сквозь почву, годится для питья.



ВЕЧНЫЙ БАРАН

На наш взгляд, фотография очень правдоподобна: на скале стоит баран. Стоит-то стоит, только он не настоящий, а каменный. Это памятник, поставленный в шотландском местечке Моффат. Он призван напоминать местным жителям (а также всем гостям и туристам) о той великой роли, которую сыграли овцы - поставщики отменной шерсти, мяса и жира - в истории Шотландии.



АВГУСТЕЙШИЙ АВГУСТ

Наверное, многим известна причина определенной асимметрии в нашем календаре: месяцы, содержащие 30 и 31 день, чередуются, но июль и август нарушают этот порядок. И все-таки для тех, кто не знает причины, напомним эту древнюю историю.

Июль назван по имени римского диктатора Гая Юлия Цезаря, который провел реформу календаря, получившего название юлианского (месяц Квинтилис, в который родился Цезарь, был переименован сенатом в Юлиус). В 27 году до нашей эры римским императором стал Август - внучатый племянник Цезаря. Он тоже внес изменения в календарь, и сенат счет необходимым увековечить и его: месяц Секстилис превратился в Августус. Однако Юлий Цезарь в свое время постановил, что продолжительность этого месяца должна равняться 30 дням. Август никак не мог смириться с данным фактом и чисто волюнтаристски увеличил продолжительность "своего" месяца на один день (за счет, кстати, февраля, который тогда-то и стал таким куцым), сравняв его с июлем. Самолюбие императора восторжествовало, а симметрия календаря оказалась нарушенной, и результаты этого августейшего повеления ощущались еще длительное время.



НА ПОЖАР!

НА ПОЖАР

Наверное, пожарное дело существует ровно столько же тысячелетий, сколько человек пользуется легковоспламеняющимися материалами. Очевидно, перейдя из пещер в хижины, люди стали тут же задумываться, как можно быстрее и эффективнее спасти жилище от огня. Однако технические средства тушения появились лишь в позднее средневековье. Пожарный насос был изобретен в Португалии в середине XVI века. Правда, слово "насос" здесь употреблено весьма условно: пожарные использовали большие шприцы, наполненные водой. Огонь тушили так: один пожарный держал шприц в руках, а второй давил на поршень. В XVII веке появились настоящие насосы, приводимые в действие вручную. Пожарные подтаскивали насос к самому огню и изо всех сил налегали на длинный рычаг. Увы, подобные насосы, бывало, загорались сами. Причина? Отсутствие гибкого шланга, который был изобретен только в 1690 году. А в 1859 году появилась первая пожарная машина на паровом ходу, получившая название "Паровой слон".

Со "слонами" дело обстояло непросто. Пожарная машина должна быть постоянно наготове, а для разжигания котла требуется время. Из положения выходили так: под котлом располагали газовую горелку, за счет чего постоянно поддерживалась весьма высокая температура. И тем не менее, когда объявлялась тревога, около двух минут уходило на то, чтобы поднять давление в котле до рабочего уровня. Куда более выигрышными были пожарные помпы на конной тяге. Получив приказ, дрессированные пожарные лошади в мгновение ока покидали стойла и сами вдевались в упряжь, хитроумно приспособленную для таких целей,- на все сборы уходило не более пяти секунд! В 1890 году стали использоваться педальные пожарные повозки, а дальше... дальше наступила эра двигателей внутреннего сгорания, и пожарные экипажи превратились в хорошо нам знакомые пожарные машины.



ЭНЕРГИЯ - ИЗ НИОТКУДА

Конечно, непедагогично сообщать читателям факты, противоречащие принципам правового воспитания. И тем не менее есть курьезная информация, которую жалко хранить под сукном.

Один канадец (история умалчивает его имя) решил электрифицировать свой дом. Однако связываться с энергетическими компаниями не захотел. И поступил так: протянул параллельно высоковольтной линии электропередачи провод (соответствующей длины и на соответствующем расстоянии), который подсоединил затем к сети собственного дома. Далее в игру вступили законы электромагнитной индукции: ток, наведенный в проводе, поступал в дом и производил всю положительную работу: освещал помещение, давал тепло, обеспечивал работу радиоприемника и других устройств. Энергетическая компания и рада была бы содрать с предприимчивого канадца штраф, да не тут-то было: ни один закон не нарушен. Мы не призываем следовать принципу канадца и поэтому не приводим никаких цифр, однако смекалка технического человека конца XX века представляется нам достойной уважения.



АХ, РОЗЫ...

АХ, РОЗЫ

Вряд ли какой-нибудь другой цветок оказал столь мощное воздействие на литературу (чего стоит одна лишь "тысячелепестковая роза" Дайте!), живопись, культуру самых разных народов.

Известно, что человек начал культивировать розу в Северном полушарии, и первая цивилизация, которой это приписывается, была скорее всего минойская. Древние греки считали, что красавицу розу дала миру богиня Кибела - в пику Афродите, и так уж чересчур знаменитой своей красотой. Ранние христиане полагали розу прямым результатом грехопадения - иначе зачем же столь прекрасному цветку шипы?

В Китае роза была окружена почетом. Конфуций утверждал, что в его время в библиотеке императора насчитывалось 600 трудов, посвященных розе. Выращиванием этих цветов могла заниматься только знать, а пользоваться розовым маслом разрешалось лишь избранным.

В Древнем Риме для роз устраивали своеобразные теплицы: розовый куст окружали рвом, куда дважды в сутки заливали горячую воду. Поднимающийся пар и служил естественным "парником".

В XX веке ученые установили, что в плодах розы (роза, как и любое розоцветное растение, имеет свои плоды) витамина С содержится в четыре раза больше, чем в апельсинах.

Всем известны целительные свойства настоя и масла из плодов шиповника - дикого родственника розы. Однако есть еще одна область применения этого растения - чисто утилитарная. В Соединенных Штатах Америки разделительная полоса на шоссе в некоторых штатах засаживается именно шиповником. Это растение обладает свойством, спасительным для автомобилистов: машины не разбиваются о заросли шиповника, но и - это самое важное - не рикошетируют от них.



ХОРОШАЯ МИНА ПРИ ХОРОШЕЙ ИГРЕ

Это событие происходит с неизменной регулярностью вот уже более семисот лет. Каждый год - начиная с лета 1267 года - в английском городе Эгремонте разворачивается Яблочная ярмарка. Набор мероприятий достаточно экзотический, хотя для данного праздника и традиционный: карабканье по намазанному жиром столбу, состязание бардов, исполняющих сентиментальные, комические и охотничьи песни. Однако гвоздь программы - Всемирный чемпионат рож. Не стоит негодовать - в этом термине ничего оскорбительного нет: в Эгремонте на самом деле собираются со всего света те, кто умеет строить рожи. В прошлом году чемпионом стал Том Маттерсон - судя по фотографии, он действительно мастер гримас. Впрочем, любой, кто хочет его перещеголять, будет приветствоваться на старинной Яблочной ярмарке в Эгремонте.



КРЫЛАТЫЙ, НЕЛЕТАЮЩИЙ...

КРЫЛАТЫЙ, НЕЛЕТАЮЩИЙ

Сколько крыльев может иметь самолет? Очевидный ответ - четыре (если вспомнить историю авиации). И лишь редчайшие знатоки самолетостроения сообщат, что были в свое время аэропланы, обладавшие куда большим количеством крыльев. Рекордсменом в этом плане, очевидно, может считаться самолет, сконструированный в 1906 году - на самой заре авиации - английским инженером Хорейшо Филлипсом. У его аэроплана, построенного по принципу "жалюзи", насчитывалось... 196 крыльев. Увы, эта сверхкрылатая конструкция не оправдала себя: подпрыгнув в воздух и пролетев несколько метров, "жалюзи" шлепнулись на землю и отказались впредь покорять воздушную стихию. Что же, будем считать это исключением из законов диалектики: количество не всегда переходит в качество.

 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу