|
НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!
Оптические иллюзии всегда привлекают наше внимание. Загадочные картинки, секрет которых зависит то от угла зрения, то от особенностей зрительского восприятия, встречаются и в детских книжках, и в пособиях по психологии. Однако фотографические иллюзии - не фототрюки, а именно иллюзии - относятся к весьма редкому классу картинок-загадок. Одну из них мы воспроизводим на этой странице. Совершенно ясно, что человек не мог оказаться внутри данной конструкции. Более того, сама конструкция принципиально неосуществима: ее легко нарисовать на бумаге, но построить из дерева невозможно. Тем не менее, факт налицо. Предлагаем читателям поломать голову над этой задачей. Обещаем: ответ в "Пестром мире" не заставит долго ждать.
|
МОНБЛАН В РОЛИ МОЛЬБЕРТА
Рисуют на бумаге, картоне, холсте... По штукатурке, левкасу, дереву... Французский художник-модернист Мишель Геранже рисует по... горному снегу и видит в этом по меньшей мере два преимущества. Во-первых, белизна фона: она столь притягательна, что яркие краски так и просятся на "полотно". Во-вторых, масштаб: можно покрывать цветной аэрозолью не квадратные метры даже, а целые гектары горных склонов.
Возникает вопрос - зачем! Мишель Геранже утверждает: красиво. Что же, можно согласиться с эстетической привлекательностью "картин", сотворенных художником на Монблане на высоте 4400 метров. Однако легко понять и опасения защитников природы: если прочие художники последуют примеру Геранже, то через несколько лет самая высокая гора Западной Европы превратится в неряшливую палитру, потеряв при этом право на название (Монблан означает "белая гора"). Впрочем, у Геранже есть ответ и на это: его краски подвергаются биологическому разложению, и через несколько дней от цветных пятен на снегу не остается и следа.
|
НЕУСТОЙЧИВОЕ РАВНОВЕСИЕ
Советский энциклопедический словарь определяет Эль-Ниньо как "теплое сезонное поверхностное течение в восточной части Тихого океана...". Все правильно, и вместе с тем это нечто большее. Эль-Ниньо - климатическое явление глобального характера, диктующее погодные условия на огромной территории. Время от времени Эль-Ниньо "бунтует" - последние эксцессы такого рода были в 1982- 1983 годах. Тогда в районе Галапагосских островов температура моря поднялась на 10° С выше нормы. Рыба ушла, и южные морские котики, морские львы, пингвины, бакланы оказались в бедственном положении. Впрочем, даже при нарушениях экологического баланса природа стремится к равновесию: беда одних животных оборачивается выгодой для других. Потепление на первых порах обещало быть чрезвычайно благодатным для растительности, посему игуаны - аборигены Гала-пагосов - почувствовали себя просто наверху блаженства. Увы, "золотой век" не вечен. Разразилась засуха, и для игуан настали тяжелые времена: голод заставил ящериц перейти на кактусовую диету.
К счастью, в конце концов все утряслось. Температура понизилась, климатические условия стабилизировались, и жизнь животных вошла в прежнюю колею - колею, которая целиком зависит на Галапагосских островах от капризов Эль-Ниньо.
|
МОЛЬБЕРТ НА ДНЕ МОРЯ
Уж кому-кому, а художникам в воображении не откажешь. Причем это замечание - весьма тривиальное - относится не только к тому, что рисуют и как, а и к тому, где рисуют. Оказывается, можно создавать бессмертные полотна даже... под водой. В Западной Европе уже около десятилетия известен метод художника по фамилии Де Гаво, который изобрел для подводной живописи специальные краски, состоящие из масла, пигмента, воска и глицерина. Разумеется, нужен еще и холст, покрытый водонепроницаемым составом. И конечно же, не обойтись без маски и акваланга. Но зато можно с натуры рисовать ярких обитателей морских глубин. Чудачество? Да нет же... Если есть подводная фотография и подводная киносъемка, то почему бы не быть подводной живописи?
|
УЛИТА ЕДЕТ...
Интересно, какой путь проходит человек за свою жизнь? Этим вопросом задались английские специалисты по эргометрии и, проведя несложные исследования, установили: средний житель Европы в течение своей жизни (тоже средней продолжительности) отмеривает шагами 80 500 километров. На первый взгляд, немало. Однако вспомним, что средняя продолжительность жизни составляет около 70 лет. В таком случае, каждый день мы в среднем преодолеваем немногим более трех километров, а за каждый час бодрствования перемещаемся меньше чем на двести метров. И после этого удивляемся, откуда берется гиподинамия!..
|
КОШМАР ДРОВОСЕКА
p>Великое ли дело - срубить дерево?! Ну, во-первых, любое дело надо делать со знанием и с умом, иначе и осина, поваленная в чистом поле, может зашибить незадачливого дровосека. А во-вторых, важнейший фактор - это место, где произрастает предназначенное к рубке дерево. Если речь идет о тропическом лесе, то работа лесоруба превращается в каторгу. ( Конечно, тропический лес - легкие планеты - лучше вообще не рубить, но, с одной стороны, такой разговор отдает руссоистскими мечтаниями, а с другой - его надо вести отдельно и в другом месте.) Начнем с того, что гиганты тропического леса снабжены досковидными корнями, придающими дереву устойчивость, и ствол на уровне человеческого роста достигает значительной толщины - его можно дня три пилить. Следовательно, надо подняться повыше, где ствол тоньше, а для этого необходимо построить весьма высокий помост (для него тоже требуются доски, лестницы - словом, проблема разрастается). Предположим, помост соорудили, можно рубить. Рубим. Закончили. А дерево не падает: его крона так переплелась с соседними, что общий полог леса не дает дереву упасть. Значит, надо рубить все деревья вокруг. И снова помосты, лестницы...
Это не умозрительный опыт, а реальная картина валки леса в Заире, Габоне, Танзании - в любой африканской стране, на территории которой раскинулись тропические леса. Поэтому рубщик леса здесь - особо уважаемая профессия.
|
ИСТОРИЯ КИРПИЧА
Один из примеров здорового консерватизма в строительном деле - это размеры кирпича. Хотя в разных странах кирпичи разные, но стандарт на них не терпит никаких изменений. У нас в стране издавна приняты размеры кирпича - 250Х 120Х 65 миллиметров. В Великобритании несколько иной стандарт: 219X105X67 миллиметров, если перевести из дюймов. Что удивительно, эта пропорция строго выдерживается британскими строителями уже больше 700 лет!
В Древнем Риме применялись более тонкие кирпичи. Темпы строительства были невысокие, зато тот же материал использовался в качестве черепицы, а это, наоборот, облегчало задачи античных прорабов. Любопытно, на наш взгляд, были сложены стены Иерихона - те самые стены, которые, по библейскому преданию, рухнули от звуков труб завоевателей. Кирпичи в них были... сферическими (по форме и размерам они напоминали небольшие булочки). Конечно, каменщикам приходилось нелегко - класть стены из таких кирпичей чистая мука. Археологи объясняют этот феномен тем, что производством кирпичей - напомним: стены древнепалестинского Иерихона возводились в середине V тысячелетия до нашей эры - занимались дети, которым было не под силу лепить из глины "куличи" больших размеров.
Современное строительное дело знает много разновидностей кирпича, однако парадокс заключается в том, что в нынешнем мире по-прежнему большая часть зданий сооружена из необожженных глиняных кирпичей. Несмотря на всю непрочность и плохую водостойкость этого материала, из него умудряются строить крупные сооружения. Например, в Анатолии (Турция) из сырца строятся дома в пять этажей!
|
СМЕЛОСТЬ ЭСКАЛАТОРЫ БЕРЕТ
История многих простых вещей, к которым мы привыкли с детства, весьма поучительна. Взять хотя бы эскалаторы, без которых мы не представляем себе ни современного метро, ни крупнейших универмагов. В "Пестром мире" уже сообщалось когда-то, что к первому эскалатору в Лондоне, пущенному в 1911 году, был приставлен инвалид с деревянной ногой: с утра до вечера он ездил вверх-вниз на движущейся лестнице, внушая окружающим мысль о полной безопасности нового транспортного средства.
Вообще говоря, эскалатор был запатентован еще в 1859 году. Проект не имел успеха, поскольку и впрямь оказался небезопасным. Первый действующий эскалатор, представлявший собой движущуюся наклонную ленту (никаких ступенек!), был установлен в Америке в 1894 году. Нашлось ему и место - в парке аттракционов на Кони-Айленде. Но самый замечательный курьез связан все-таки с первым английским эскалатором, пущенным в 1898 году. Наверху стоял специальный служитель, встречавший отважных ездоков. Тем из них, кто, по мнению служителя, страдал головокружением, он подавал рюмочку бренди.
|
БУМАЖНЫЕ РЕКОРДИСТЫ
Кто не пускал в детстве бумажных голубей! Особенно интересно делать это в компании, соревнуясь с друзьями. И вот с некоторых пор подобные соревнования поставлены на широкую ногу. В Великобритании проводятся международные чемпионаты бумажных голубей. Призы разыгрываются в четырех категориях: за дальность полета, за продолжительность полета, за точность приземления и исполнение модели. Пускать голубей на открытом воздухе - одно удовольствие. А вот много ли толку от соревнований в зале? Приведем лишь один пример возможностей отлично сделанных голубей, продемонстрированных в закрытом помещении: в 1980 году в Токио бумажная птица парила под потолком целых полторы минуты (точнее, 93 секунды), поставив абсолютный рекорд!
Как видно из этой фотографии, секрет загадочной картинки, помещенной в прошлом выпуске "Пестрого мира", весьма прост. Нет "перепутанного" ящика, нет человека внутри его, а есть лишь несложная конструкция из досок и канатов и определенный ракурс, под которым камера запечатлела, казалось бы, совершенно невозможное. Эту оптическую иллюзию придумал и осуществил американский фокусник Джерри Андрус: он очень любит выворачивать очевидное наизнанку и всем своим искусством призывает публику верить собственным глазам с известной поправкой.
|
КАРДИНАЛ-АКВАРИУМИСТ
Известны самые невероятные случаи дружбы среди животных. Кошка дружит с крысой, собака выхаживает птенца и так далее... Однако факт, запечатленный на нашем снимке, совсем уж невероятный: кардинал (птичка семейства овсянковых) кормит золотых рыбок. Видно, у пернатых тоже есть общество защиты животных. Иными причинами объяснить феномен невозможно. По крайней мере, сотрудники Лос-Анджелесского зоопарка, где сделан снимок, так и не сумели разобраться, какие же истинные мотивы руководили заботливым кардиналом.
|
|
|