Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений
ПЁСТРЫЙ МИР

ВОКРУГ СВЕТА № 8-83


ХОРОШЕГО КАДРА ТРИ ГОДА ЖДУТ

ХОРОШЕГО КАДРА ТРИ ГОДА ЖДУТ

Наблюдать за жизнью слонов в естественных условиях - задача хитроумная. Особенно если нужно не просто наблюдать, а фиксировать поведение животных на фото- и кинопленке.

Группа фотографов-натуралистов, работавшая в одном из африканских национальных парков, поступила следующим образом. Около водного источника, куда слоны регулярно приходили на водопой, было выстроено укрытие, замаскированное под термитник. Прошло три года (!), прежде чем слоны привыкли к ложному термитнику и научились не обращать на него внимания. Более того, животные порой приваливались к укрытию и стояли так часами, отдыхая. Фотографы смогли сделать немало ценных снимков.

- Мы настолько сжились со слонами,- рассказывали естествоиспытатели,- что ощущали себя едва ли не членами стада. Правда, приходилось все время быть начеку. Согласитесь, нелегко удерживать камеру в неподвижном положении, когда хобот раскачивается в нескольких десятках сантиметров от объектива.



КАРМАННЫЙ НАБОР ШКИПЕРА

КАРМАННЫЙ НАБОР ШКИПЕРА

Можно только удивляться дерзости и отваге мореплавателей, пускавшихся в дальние океанские походы триста и более лет назад. Карты тогда были еще далеки от совершенства, направления многих течений и господствующих ветров представляли загадку для мореходов, а что касается навигационных инструментов...

Эти карманные (!) солнечные часы и делительный циркуль - едва ли не главные штурманские приборы тех времен - были подняты с затонувшего английского военного корабля "Винчестер". Увы, ни мастерство шкипера, ни слаженные действия команды не спасли судно. Направляясь домой от берегов Ямайки в 1695 году, оно село на мель близ берегов Флориды и вскорости затонуло. Таких кораблекрушений было множество. И все же неудачи не останавливали моряков. Вновь и вновь пускались они в плавания, уповая на прочные паруса, на удачу, на собственную удаль, мастерство и на... солнечные часы, которые в непогоду покоились в надежно застегнутом кармане.



ХОЧУ НА ЛУНУ

ХОЧУ НА ЛУНУ!

Одна из фирм, расположенных в американском городе Гринвилл (штат Оклахома), устроила в рекламных целях викторину. Видимо, рекламным характером мероприятия объяснялся и экзотический выбор, обещанный победителю: либо европейский круиз, либо... полет на Луну.

Победителями викторины стали супруги Джейн и Дэвид Фоуст. Тут-то и возник семейный конфликт. Миссис Фоуст скромно выбрала Европу, а вот глава семьи, мистер Фоуст, во что бы то ни стало решил прогуляться по лунным морям. Причем он ни в какую не желал отказываться от космического путешествия и даже пригрозил жене разводом. Не помогли и уговоры устроителей викторины, признавшихся, что полет на Луну - обыкновенный рекламный трюк: ведь каждому реалистически мыслящему человеку ясно, что лучше синица в Европе, чем журавль на Луне.

Мистер Фоуст не сдавался и пообещал, что подаст на фирму в суд. Ничего не поделаешь, представителям фирмы осталось только заверить упрямого победителя, что в первом же пассажирском рейсе на Луну место для него будет обеспечено. По самым оптимистическим прогнозам футурологов, пассажирские линии Земля-Луна-Земля откроются никак не раньше чем через двадцать пять лет. Дэвид Фоуст готов ждать. В конце концов, через четверть века ему будет всего лишь восемьдесят...



ТЭНСИ И БЕЛАЯ СМЕРТЬ

ТЭНСИ И "БЕЛАЯ СМЕРТЬ"

Городок Уосатч в ущелье Коттонвуд известей не только лыжникам и туристам. Эта долина в горах штата Юта считается одним из самых лавиноопасных мест в США. Несмотря на взрывы, предотвращающие сход небольших лавин, "белая смерть" в последние десятилетия все еще остается властительницей здешних склонов. На помощь спасателям в Уосатче .приходят собаки-ищейки. Одна из них, овчарка Тэнси, спасла уже немало человеческих жизней. Тэнси обладает прекрасным нюхом, который приводит ее к жертве, засыпанной даже метровым слоем снега. С недавних пор горноспасатели стали прибегать к помощи миниатюрных радиопередатчиков: их прикрепляют к костюмам лыжников и туристов, и в случае несчастья радиосигналы выводят поисковую команду на человека, попавшего под лавину. Увы, и собаки и техника бессильны, если слой снега больше метра или если со времени катастрофы прошло более получаса...



ОТ "ВЕРБЛЮДО-ДНЕЙ" ДО ТРИГОНОМЕТРИИ

"Никакое военное поражение не сравнится с теми потерями, которые причинило мне усердие моих географов" - этим замечанием Людовик XIV отозвался в 1693 году на первые точные измерения долготы, после которых выяснилось, что границы Франции были сильно преувеличены.

А систему измерения широты изобрели древние греки, чьи философы уже знали о шарообразности Земли. Правда, в то время еще не было приборов для точных измерений. Широта определялась по наблюдениям за высотой Полярной звезды над горизонтом. Долгота длительное время исчислялась в "верблюдо-днях" - количестве переходов от Александрии до данного места. Первые подробные карты составили древние римляне. Но в своем старании дать точные указания путнику они рисовали на пергаменте все изгибы дорог, плохо соблюдали масштаб - и в результате их карты, которыми пользовались до XIII века, были очень неточными.

С середины XIII века стал широко применяться компас с магнитной стрелкой. Карты теперь отражали географическую действительность намного точнее. Впрочем, английские моряки еще два века пользовались не картами, а справочниками, в которых описывались приливы и отливы, мели, различные другие опасности, береговые приметы.

Тригонометрия стала использоваться в картографии начиная с XVI века. Немецкие географы первыми принялись разбивать местность на тщательно измеренные треугольники. А в конце следующего века появились контурные карты. Небывалый размах строительства каналов, а впоследствии и железных дорог потребовал точного знания не только расстояний, но и рельефа местности.



ПЫЛЬ ВЕКОВ

ПЫЛЬ ВЕКОВ

Когда был изобретен пылесос? Не так давно: в начале нашего века. До той поры проблема уборки пыли решалась по-разному. Где орудовали тряпкой, где - метелочкой, а на английских железных дорогах, например, применяли мощные компрессорные установки, которые нагнетали воздух в вагоны и незатейливо выдували мусор наружу - к неудовольствию всех, кто оказывался поблизости.

Именно эти воздуходувки и навели в 1902 году мостостроителя Хьюберта Бута на мысль о том, что пыль лучше не выдувать наружу, а всасывать внутрь какого-нибудь замкнутого объема, снабженного фильтрами. Первые пылесосы представляли собой внушительные фургоны на конной тяге. Они разъезжали по улицам, останавливались возле домов, работники просовывали в окна длинные шланги, включали насосы - и проблема уборки решалась в два счета. Труднее было с проблемой шума. Не зря же машины Бута получили прозвище "Шумных Змиев".

Электрический привод не сразу нашел признание в сфере пылесосного обслуживания. Первые модели пылесосов работали на ручном приводе, на водяных турбинках (машины подключали к водопроводу), на двигателях внутреннего сгорания.

До изобретения Бута многие помещения не знали настоящей уборки целые десятилетия (и даже столетия!). Достаточно сказать, что, когда впервые пропылесосили кресла одного из парижских театров, пыли за один прием набралось ни много ни мало двести семнадцать килограммов!



ТЕАТР ОДНОГО ЗРИТЕЛЯ

ТЕАТР ОДНОГО ЗРИТЕЛЯ

Многие люди в западных странах мечтают о том, чтобы попасть в знаменитую "Книгу рекордов Гиннеса" и тем самым прославиться. Шестидесятилетний житель Манчестера Рональд Брэдбери, скромный конторский работник, ни о чем таком не помышлял. Он просто пошел как-то раз вечером в театр. И... к величайшему изумлению для себя, попал в "Книгу рекордов".

В театре "Олдэм Плэйере" давали спектакль, представлявший собой попурри из пьес Шекспира. Когда взвился занавес, Рональд Брэдбери обнаружил, что в зале, вмещающем триста человек, он сидит... совершенно один.



СТРУННЫЙ ГОРОД

СТРУННЫЙ ГОРОД

Западногерманский городок Миттенвальд, расположенный на самой границе с Австрией, порой называют "струнным городом". Склоны окрестных гор круглый год оглашаются звуками скрипок, виолончелей, альтов, виол... Здесь расположена Школа Маттиаса Клотца - мастерская по изготовлению струнных инструментов, названная по имени знаменитого скрипичного мастера XVI века, прославившего родной Миттенвальд.

Мастера Школы во всем следуют заветам древнего мастера. Они делают инструменты из особого вида елей, произрастающих в горах Баварии на высотах не ниже тысячи метров над уровнем моря. Деревья валят, осторожно доставляют к подножию и долго, очень долго высушивают: не менее пятнадцати лет. Ученики и подмастерья учатся не только делать инструменты (а сюда входит и познание секретов древесины, и тайны сушки, и искусство лакировки), но и играть на них.







Из архива журнала "Вокруг света"

ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ


"Вокруг света", 1933 год



ИСТОРИЯ МОТОРА

ИСТОРИЯ МОТОРА

Миллиард взрослых мужчин и женщин - вот трудовая армия человечества. Под началом и в помощь ей работает другая армия - железная, армия машин. Сила ее в двенадцать раз больше мышечной силы человечества. Почти вся эта вспомогательная армия состоит из машин, работающих паром либо взрывом.

Какая между ними разница? Небольшая. В одних машинах поршень выталкивается горячей, стремящейся расшириться струей пара; в других он выталкивается горячими, стремящимися расшириться газами взрыва. Но для того чтобы приготовить пар, нужен запас воды и топлива. Нужны котел, топка, труба. А для взрыва нужно только горючее: бензин, газолин, керосин взрывают маленькими порциями в самом рабочем механизме. Поэтому и двигатель этот называют двигателем внутреннего сгорания.

Вот это-то преимущество и дает двигателю внутреннего сгорания, мотору, необычайную легкость и производительность. Оно позволило людям нестись со страшной скоростью по любой дороге, без рельсов, плыть под водой, летать по воздуху. Мотор родил автомобиль, подводную лодку и аэроплан.

Первый проект такого мотора был высказан вскоре после изобретения пушки аббатом Отфеем. Аббат придумал мотор, который должен был работать по образцу пушки, порохом. Только пушка выталкивает снаряд одним мощным взрывом, а мотор должен толкать туда и назад поршень тысячами маленьких взрывов. Проект оказался неудачным: взрывчатые вещества слишком слабы для длительной работы.

Мотор, годный к работе, хотя и со множеством недостатков, построил Отто в 1877 году. Следующие годы были заполнены борьбой изобретателя с изобретением: Отто преследовал всякого, кто как-нибудь совершенствовал его мотор. У него был патент, и он хотел остаться собственником изобретения. Судебный процесс длился десять лет. Изобретение все-таки победило изобретателя: случайно обнаружилось, что проект такого мотора был высказан кем-то до Отто. Хотя Отто и не знал об этом, когда изобретал, суд лишил его патента. Двери для работы новых изобретений открылись, и мотор стал быстро совершенствоваться. В начале XX века он вошел в промышленность, транспорт, а потом и в сельское хозяйство.

"Вокруг света", 1933 год

 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу