ВОКРУГ ПОЛЮСА В СОУСНИКЕ
Так характеризует свою очередную экспедицию в Арктику капитан Роберт Бартлет — ветеран многих арктических походов. Он сопровождал Пири в его экспедиции к северному полюсу в качестве капитана судна «Рузвельт» и самостоятельно углублялся несколько раз во льды Арктики на своей шхуне «Моррисей». Многолетний опыт арктических походов внушил ему идею использовать для намечаемой им экспедиции совершенно новый тип полярного судна, по форме вполне заслуживающий название «соусника». Это— трехмачтовый теплоход, имеющий всего шесть метров осадки и снабженный дизелем. Необычная форма судна дает возможность «вморозить» его во льды и, таким образом, добраться до северного полюса без затраты энергии, пользуясь ходом этого своеобразного ледяного конвейера.
Как видно из прилагаемой схемы, суд-но будет снабжено всеми достижениями современной техники, включая радиоустановку, измерители глубин, самолет для глубокой разведки во время медленного продвижения вмороженной во льды шхуны и т. д.
Необычные очертания судна, как показали опыты с моделями, способствуют тому, что при вмерзании в лед оно не подвергнется опасности быть раздавленным: льды будут выдавливать его кверху. Для защиты экипажа от суровых полярных морозов приняты соответствующие меры: наружные стенки шхуны покрыты изолированными прокладками из пробки, каучука и дерева, затем устроена трубопровода во все закоулки судна, гарантирующая подачу тепла.
Состав экспедиции намечен всего в восемь человек — экипажа и различных специалистов." картографов, летчиков и врача. Кроме того, в Аляске будут наняты пять эскимосов для разведки на собаках.
Экспедиция предполагает отплыть от берегов Аляски, откуда полярное течение идет к северному полюсу, и, обогнув его, прибыть через четыре года снова к берегам Аляски. В течение этих долгих четырех лет, продвигаясь со скоростью (в точности неисследованной) ледяных полей, экспедиция Бартлета будет производить самые тщательные обследования своего рейса и наносить на карту все их итоги. До зоны ледяных полей шхуна пойдет в зависимости от обстоятельств, под парусами или на энергии дизеля. Вступив в полосу льдов, подымут в особый «колодец» винт и руль, чтобы уберечь их от повреждений при напоре льда. При выходе в полосу свободной воды руль и винт могут быть опущены на место в течение шести минут.
В трюме (который может оказаться и на поверхности льдов, если они вытолкнут наружу корпус судна) расположены каюта для эскимосов, обширные кладовые и дизель; над ватерлинией — каюты участников экспедиции, кухня и рабочая каюта, где установлены чертежные столы для картографов. В пристройке на палубе — каюты рулевого и наблюдателя, а также под особым прикрытием загородки для самолетов и эскимосских собак.
Авторитетные круги с интересом относятся к первому рейсу Бартлета в его «соуснике», намечая в случае удачи радикальные реформы в строительстве полярных судов.
* * *
Целью экспедиции Бартлета является не установление нового рекорда в области «атаки» северного полюса, а тщательное и планомерное изучение ближайших подступов к нему. В то же время подобный круговой рейс даст возможность в точности установить направление и скорость американского полярного течения.
До настоящего времени полярные течения очень мало исследованы. От берегов Аляски по мнению географов идет в Арктику ветвь теплого течения, отделяющаяся от японского Куро-Сиво (Черного течения). Но уже в Беринговом проливе она почти не подвергалась исследованиям. В силу этого экспедиция Бартлета обещает много интересных данных и привлекает всеобщее внимание за рубежом.
При медленном движении ледяного конвейера Бартлет надеется иметь полную возможность обследовать на собаках и при помощи самолета значительные пространства арктических ледяных полей, быть может даже побывать «по дороге» на северном полюсе.
Г.-М.
Рисунок. Схематический чертеж «соусника» Бартлета
|