Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений

Маршруты для каякеров: начинаем с Хойто-Оки

Валентин Юрин


Обстоятельства сложились так, что в советском водном туризме наибольшее распространение на маршрутах 3 к.с. и выше получил один тип судов - катамараны. Это было вызвано многими объективными и субъективными причинами, которые заслуживают отдельной статьи. Именно с катамаранами ассоциируется сейчас водный поход для большинства туристов и простых обывателей. Несомненно, катамараны сыграли огромную роль в развитии водного туризма и со временем займут одно из почетнейших мест на свалке нашей истории.

Однако такое господство катамаранов привело к тому, что остальные типы судов оказались в весьма невыгодном положении. Вся организация и проведение похода - от выбора маршрута и классификации его сложности до тактики сплава на прогонных участках - строилась почти исключительно с точки зрения катамаранщиков. Экипажи других судов оказывались инородным включением и были вынуждены действовать в режиме, который был для них далеко не оптимальным. Порочный круг замкнулся: ходить на таких судах становилось еще сложнее, поэтому они становились еще более редкими.

Мы постараемся дать на страницах нашего журнала обзор водных маршрутов с точки зрения каякера. Это отнюдь не означает, что он будет адресован только немногочисленным (к сожалению) каякерам-экстремистам, которые ходят исключительно каячными группами. В походе вполне могут участвовать любые другие типы судов (в частности, в ненаселенных районах крайне желательно иметь в группе 1 катамаран на случай чрезвычайных обстоятельств). Имеется в виду лишь то, что эти суда являются вспомогательными и второстепенными; и поход в целом, и отдельные его элементы строятся с точки зрения каякеров, в интересах каякеров и так, как это удобно каякерам - остальные суда должны принимать этот режим.

Итак, будем считать, что вы с несколькими товарищами более или менее владеете минимальными основами управления каяком и сплава по бурной воде. Предположим, вы тренировались зимой в бассейне, в весенний паводок - на подмосковных реках, уверенно чувствуете себя на Щегринке и Мсте. Возможно, вы даже успели уже пройти на каяке карельскую или кавказскую "тройку" или потренироваться в Лосево - это весьма желательно. Теперь вы намереваетесь пойти на каяке в большой летний поход. Какую реку вы выберете?

Описание реки.

Вероятно, одним из лучших маршрутов для такого случая можно считать Хойто-Оку. Он пользуется репутацией "байдарочного" еще с тех времен, когда туристы плавали на больших и толстых двухместных байдарках. В числе его достоинств можно назвать следующие:

- Это полноценный летний поход в таежном районе, достаточно продолжительный и удаленный от цивилизации.

- Основная часть препятствий - шиверы 3-4 к.с., наиболее эффективные для вашего дальнейшего обучения сплаву на каяке. Препятствия разделены большими участками спокойного быстротока для надежной страховки и самостраховки.

- Все препятствия имеют примерно одинаковую сложность. Нет препятствий, значительно выделяющихся над общим уровнем, и непроходов.

- Река имеет небольшой расход и не подавляет начинающих каякеров психологически.

- Маршрут хорошо освоен, по нему имеется много отчетов.

- Пешая часть небольшая: 37 км, 3 ходовых дня.

- Возможен интересный радиальный выход к вулканам и горячим источникам, который позволяет познакомиться с этим районом без большого рюкзака за плечами.

Именно с этого выхода целесообразно начинать маршрут. Для этого нужно оставить вещи в пос.Порт-Ока и отправиться вверх по степной долине р.Сенца к горячим источникам Хойто-Гол, а оттуда через перевал (н/к) - в Долину Вулканов, где находятся два вулкана, в настоящее время бездействующих. Дорога в один конец - около 70 км. Возможен вариант: выйти в Долину Вулканов по р.Барун-Кадыр-Ос (правому притоку Сенцы) и его правому притоку Зуун-Кадыр-Ос, а оттуда идти к источникам. На Хойто-Голе несколько сероводородных источников с температурой от 22 до 39 градусов. На них построены деревянные ванны. Когда-то здесь же был памятник горному инженеру из Иркутска С.П.Перетолчину, погибшему в этом районе на геологических изысканиях в 1914 году - пирамида из камней, в которую была вделана литая чугунная мемориальная доска. Ныне он осквернен и разорен - вероятно, жадными до сувениров туристами. Подонки...

До источников из Порт-Оки ведет дорога, но проехать по ней можно далеко не на любой машине и не в любую погоду. Хорошая дорога, равно как и степь, кончается за пос. Шаснур, примерно в 20 км от Порт-Оки. Весь выход занимает 6-8 дней.

Собственно маршрут на Хойто-Оку начинается от устья реки Сайлыг, впадающей в Оку на 20 км ниже Порт-Оки. До нее можно доехать на автомашине или, в крайнем случае, доплыть по Оке. Ока здесь течет по широкой котловине, дорога идет в стороне от реки, и желательно подъехать не к самому устью, а к тому месту, где Сайлыг выходит из гор. Это позволяет сократить путь на несколько километров.

Вдоль Сайлыга идет конная тропа, по которой жители Окинской котловины издавна сообщались с низовьями реки. Она отходит в сторону из долины Оки, чтобы обойти ущелье Орхо-Бом, пересекает хр.Кропоткина через перевал Сайлыг-Дабан и по р.Ара-Сайлыг спускается к Хойто-Оке. (Здесь она разделяется на две: одна вдоль Хойто-Оки возвращается к Оке и идет вдоль нее вниз, другая через верховья Ии и Ухтума выходит на р.Кара-Бурень, в пос.Алыгджер и далее вниз вдоль р.Уда до Нижнеудинска.) Первые 5 км от края котловины тропа идет по левому (орографически) берегу и хорошо заметна. Затем она переходит на правый берег и вскоре поднимается на высокую террасу. Здесь она становится хуже и требуется некоторое внимание для того, чтобы не потерять ее. Лес кончается примерно в 2 км от перевала и начинается в 4 км после него. За перевалом тропа становится более заметной и менее заболоченной.

Первые несколько препятствий на Хойто-Оке - широкие мелководные разбои, поэтому, если позволяет время дня и силы, целесообразно пройти 5-6 км вниз вдоль нее. Тропа местами заболочена. Как показывает практика, на преодоление этого участка как по реке, так и по берегу требуется примерно одинаковое количество сил и времени.

До притоков Тэргетей и Мунгулик - около десятка мелководных шивер, небольшие разбои. После них воды становится больше, начинаются многочисленные шиверы с обилием камней и многовариантой линией движения.

Первый сложный участок - каньон "Буревестник". Ориентирам и его могут служить хорошо заметная долина левого притока Барун-Ночу-Гол и скальные выходы, появляющиеся на предыдущих порогах. Перед каньоном большой плес, на левом берегу хорошая стоянка. На входе в каньон расположен порог "Встречный" - пожалуй, самый сложный для каяков на всем маршруте. То, что он расположен в начале реки - вероятно, единственный тактический недостаток Хойто-Оки. Упершись в скальные выходы левого берега, река поворачивает направо и затем входит в скальную щель шириной около 8 м. На входе слив высотой около 1 м со сложной и жесткой "бочкой". Но перед сливом скорость течения невелика, поэтому заход в порог достаточно простой. Наиболее простая линия движения - по центру, где есть небольшой пологий язык, пробивающий "бочку". За порогом большое улово.

Следующий порог называется "Бегемот". Это просто отдельная невысокая скала в русле, не представляющая никакой сложности. За ним на крутом левом повороте начинается порог "Стенка". Он состоит из шиверы длиной 100-150 м и прижима к скальной стенке левого берега. Просматривать его лучше с правого берега, поскольку на левом крутой и скользкий травянистый склон заканчивается 15-20 метровым обрывом. Далее снова начинаются шиверы, а каньон вскоре кончается.

После правого притока р.Ары долина расширяется, течение замедляется, река разбивается на многочисленные рукава. В протоках - простые каменистые шиверы. Эта котловина тянется около 10 км. Потом река пропиливает следующий хребет, образуя свой самый красивый порог - "Мраморный".

Ориентиры порога - резкое сужение долины, река собирается в одно русло, левый берег - скальная стенка. Справа напротив стенки хорошее место для стоянки; просмотр порога и страховка также по правому берегу. Сам порог начинается за левым поворотом и по структуре похож на порог "Стенка", но мощнее него. Принято считать, что именно он является сложнейшим на всей реке, однако для каяков это утверждение достаточно спорно. Начало порога - каменистая шивера, затем прижим к красивой беломраморной стенке левого берега с мощным отбойным валом и слив около 1 м с двумя косыми бочками по 0,8 м. Но при желании их всех легко обойти вдоль правого берега - в отличие от порога "Встречный", где бочка перекрывает всю реку и имеет более сложную структуру.

Далее почти до конца реки тянутся шиверы, более мощные и сложные, чем ранее. Что, собственно говоря, и требуется для учебного процесса: успешно сделав несколько десятков простых упражнений, вы переходите к более трудным. Наконец, вы подходите к выпускному экзамену и вытягиваете билет с тремя вопросами:

1. Порог "Вираж"

2. Порог "Горка"

3. Порог "Прощальный"

Ориентирами этих порогов может служить крутой правый поворот со скальной стенкой высотой 100-150 м по левому берегу и песчаной отмелью на правом. Впереди уже видна долина Оки, до которой остается всего 1 км. Просмотр порогов - по правому берегу. Первый порог расположен на местном левом повороте и представляет собой несколько гряд крупных камней, веером расходящихся от левого берега. По сути это большая винтовая лестница. Он наглядно показывает, что такое перепад и уклон: при равном перепаде высот путь вдоль правого берега длиннее, поэтому уклон, соответственно, меньше.

Порог "Горка" по структуре похож на "Стенку" и "Мраморный": лабиринт из обливных камней, прижим к выступу левого берега, слив 1 м, за ним два пульсирующих вала по 0,8 м. Сразу за ним правый поворот и последний порог - "Прощальный": короткая мощная шивера с общим перепадом около 1,2 м. Все! Теперь вы можете с полным основанием называть себя каякером - ведь вы прошли на этой лодке большой поход. На стрелке Оки и Хойто-Оки вас ждет роскошное место для дневки и бани - если только его еще не загадили предыдущие группы. Ока позволит вам насладиться той свободой и властью над пространством, которую дает каяк на большой и неторопливой воде. Будьте осторожны при выходе в Оку: Хойто-Ока впадает в нее (напомним: слева!) в середине горки с беспорядочными валами, а непосредственно за ней следует сильный прижим к левому же берегу - к той скальной стенке, что началась еще перед порогом "Вираж". Этот прижим особенно опасен при малой воде в Хойто-Оке и большой воде в Оке. В такой ситуации целесообразно перенести лодки через стрелку выше по Оке и оттуда сразу же уходить траверсом к правому берегу.

На протяжении первого полудня сплава по Оке вам встретится несколько больших "бочек", которые лучше обойти (все они локальные). Общее правило - не искать лишних приключений и не подходить слишком близко к "бочке" до тех пор, пока не рассмотрите ее полностью. Самая мощная из них - примерно 2-метровая - находится на местном левом повороте с издалека видимой стенкой правого берега. Эта стенка рыжего цвета, что и отличает ее от всех остальных. Здесь перевернулся не один катамаран, желавший напоследок "найти хотя бы одну настоящую "бочку". Когда увидите ее - желательно в профиль, обходя ее слева - узнаете ее наверняка. После нее сложных препятствий больше нет - только пологие метровые валы.

Маршрут заканчивается в пос.Верхнеокинский, откуда можно уехать на ст.Зима.

Валентин Юрин Каякеры не тонут!



 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу