Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений

Пана-Варзуга

From: Boris Baranov Boris_Baranov@p22.f777.n50.z2.fidonet.org

Технический паспорт похода.

Район проведения похода: Кольский полуостров

Вид туризма: Водный

Категория сложности: Вторая

Средство сплава: Байдарки

Маршрут похода: г.Киров-г.Москва-г.Оленегорск-пос.Ревда-с.Ловозеро-р.Вирма-оз.Поповское- оз.Ловозеро-р.Цага-волок-р.Пана-р.Варзуга-с.Варзуга-с.Кузомень-с.Кашкаранцы - пос.Умба-г.Кандалакша-г.Москва-г.Киров

Протяженность маршрута: Сплав на байдарках - 270 км; волок на р.Пану - 6 км; волок к устью р.Цаги - 7 км

Ходовое время: Сплав на байдарках - 53 часа; волок на р.Пану - 7 часов;

волок к устью р.Цаги - 9 часов

* - волок к устью р.Цаги выполнялся в связи со штормовой погодой на Ловозере

Сроки проведения: 30 августа - 27 сентября 1991 г.

Продолжительность похода: Всего - 29 дней, в том числе:

дорога - 9;
сплав - 13;
пешком - 2;
дневок - 5

Радиальные экскурсии:

1.В Ловозерские тундры по долине реки Светлой - 10 км пешком;

2.В Ловозерские тундры на Сейдозеро - 4 км пешком;

3.На Ареньгский водопад - 2 км пешком.

Подъезды и выход с маршрута.

Наиболее удобный подъезд к началу маршрута - по железной дороге через Москву до Оленегорска, а далее рейсовым автобусом до с.Ловозеро (транзитом или с пересадкой в Ревде). Билеты на поезд лучше приобрести через автоматизированную систему "Экспресс" за 45 суток. Покупку билетов на более поздний срок откладывать не стоит, так как в конце летнего сезона очень плохо с местами от Москвы в сторону Мурманска. Через систему "Экспресс" оформят прямую плацкарту до Оленегорска и билеты на поезд N 17 "Вятка", а также на любой из поездов N 16, N 112, N 182, N 344, N 374 при наличии мест. Все указанные поезда сообщением "Москва-Мурманск" отправляются с Ленинградского вокзала г.Москвы в вечернее время и прибывают через сутки в Оленегорск в утренние часы, что очень удобно. Наша группа выехала из Москвы 31 августа в 22.20 на поезде N 374 "Москва-Мурманск" и прибыла в Оленегорск 2 сентября около 13 часов.

Автовокзал находится в ста метрах от железнодорожного вокзала. Автобусы местного формирования и проходящие из Мурманска ходят на Ловозеро с 7 утра и до 19 вечера с интервалом 1,5-2 часа. На проходящие автобусы билеты продают после прибытия автобуса на автовокзал. В салон автобуса пассажиров с грузом не пускают, поэтому сначала нужно договориться с водителем о размещении снаряжения, а затем идти покупать билеты. За багаж в кассу платить не нужно - рассчет с водителем. Заброска снаряжения нам обошлась в 25 рублей. Услуги трансагенства, находящегося рядом с автовокзалом, примерно в пять раз дороже. Рейс в 15.40 был только до Ревды. Следующего автобуса ждать не стали, так как неизвестно наличие мест на него. До Ревды автобус идет около 2,5 часов. В 19 часов сели на местный автобус до Ловозера и примерно через час были на месте. За снаряжение на местном автобусе можно не платить, что мы и сделали. Недалеко от конечной остановки (автовокзала в селе нет) находится гостиница "Вирма", где без проблем устроились на ночь. Снаряжение разрешают заносить прямо в номер. В гостинице можно сходить в душ. Окрестности села объявлены зеленой зоной, поэтому рядом с селом ставить палатки, а тем более жечь костер запрещено.

Вариантов выхода с маршрута может быть несколько. В основном все зависит от наличия попутного транспорта из Варзуги в сторону Кандалакши, но лучше выход с маршрута привязать к расписанию теплохода. Это пока наиболее надежный транспорт, так как грунтовая дорога с твердым покрытием до Варзуги еще не построена (осталось построить около 50 км).

Наша группа пришла в Варзугу 21 сентября. По нашим сведениям 22 сентября на Кандалакшу должен быть теплоход, поэтому мы сразу же пошли в правление колхоза узнать расписание теплохода, а заодно и выяснить: пойдут ли машины в сторону Кандалакши с Варзуги или с Кузомени. И тут же первая неожиданность - теплоход стал ходить только до Умбы, но расписание его почти не изменилось. Теплоход должен быть в Кузомени 23 сентября в 14.30. Хотя и нужно делать лишнюю пересадку, такой вариант нас устраивал. Вот расписание теплохода "Юшар" на Умбу в 1991 году: 8, 16, 23 июля; 1, 9, 17, 28 августа; 6, 14, 23 сентября. Второй вариант выхода с маршрута - через Архангельск. Вот расписание теплохода "Юшар" на Архангельск в 1991 году: 10, 18, 25 июля; 3, 11, 19, 30 августа; 8, 16, 25 сентября. Прибытие теплохода в 7.00.

В правлении колхоза мы также узнали, что возможно 22 сентября с утра пойдет машина в Умбу или Кандалакшу, нужно только утром подойти к водителю и уточнить. Этот вариант нас устраивал еще больше, так как посадку на теплоход при неблагоприятной погоде могли отменить. Узнав, что машины из Варзуги идут в объезд Кузоменя, мы приняли решение закончить маршрут в с.Варзуга, не дойдя 20 км до с.Кузомень.

Переночевали недалеко от села на левом берегу. В 5 утра сняли лагерь и пошли в село на переправу, так как весь колхозный транспорт находится на правом берегу реки. Сообщение между берегами с помощью колхозных лодок (фото 22), моста в селе нет, парома тоже. После переправы сразу занялись поисками машины. Действительно, в этот день несколько машин уходило в Кандалакшу, причем этот факт председатель колхоза от нас скрыл. Попробовали договориться с водителями, но они без разрешения председателя нас не брали, так как он, как выяснилось, ехал вместе с ними. Больше в этот воскресный день надеяться было не на что, поэтому пора было подумать и о ночлеге. Устроились в колхозном общежитии. Днем осмотрели "жемчужину" деревянного зодчества Кольского полуострова - Успенскую церковь (фото 23). Вечером договорились насчет колхозной бани, где прекрасно попарились и помылись.

Утром 23 сентября сразу же пошли в гараж и договорились с заброской до Кузомени. Осталось только молиться на погоду, чтобы не испортилась, и ждать теплохода. Договорившись с местными рыбаками о заброске нас на катере до рейда, сходили на Белое море (около 2 км от Кузоменя). Начался прилив, вода в Варзуге пошла против течения. Уже показался и наш теплоход на горизонте, но неудача сопутствовала нам второй день кряду - катер наш не завелся, что-то случилось с двигателем. Не теряя времени бросились на поиски машины хотя бы до Кашкаранцев (40 км от Кузомени). Нашли водителя, согласившегося за бутылку водки доставить нас прямо к теплоходу. Началась погоня за теплоходом, постоянно маячившим на горизонте. К нашему великому удивлению, мы успели вовремя. В Кашкаранцах за 25 рублей быстро договорились с рыбаками и на двух "дорах" забросили все снаряжение на теплоход, стоящий на рейде. Белое море нас изрядно покачало, так как к вечеру усилился ветер и начала портиться погода. В Умбу теплоход приходит в полночь, но проблем с ночлегом нет, так как всего за 3 рубля можно прекрасно переночевать в каюте.

24 сентября. Погода порядком испортилась, пошел дождь. В Умбе с утра сходили до автобусных касс. На Кандалакшу ходит три автобуса. Билеты купили на дневной рейс. Автовокзала в Умбе нет, поэтому в ожидании автобуса торчали на крытой остановке в центре поселка. Автобус до Кандалакши идет около 5 часов. Когда автобус проходит через Колвицкие тундры, за окном открывается красивый пейзаж: горы и море. В Кандалакше без проблем купили билеты на поезд N 181 "Мурманск-Москва" и отправили телеграммы в Кировск и Киров о завершении маршрута. 26 сентября прибыли в Москву и купили билеты на "Вятку".

С наилучшими пожеланиями Борис Баранов



 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу