Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений
®

ТУВА. Традиционные нормы поведения тувинцев

У тувинцев с течением веков сформировалась своя традиционная культура, правила и нормы приема гостей. .

Перед тем как войти в юрту, человек кашлял или произносил короткую фразу, тем самым давая знать хозяевам о своем приходе. Подав таким образом сигнал, он входил в жилище; имевшееся у посетителя огнестрельное оружие полагалось разрядить и положить снаружи юрты на войлок. Плетку, непременный атрибут снаряжения мужчин, все гда оставляли на улице, около двери. Нож, который обычно носили мужчины за спиной на поясе, вынимали и на цепочке опускали вниз.

Современная форма приветствия (рукопожатие и слово "Экий") вошла в обиход с 1923 г. До революции при встрече обменивались благопожеланием. Только в дни Нового года по лунному календарю - Шагаа или при первой встрече после этого праздника, даже если прошло несколько месяцев, применялась особая форма приветствия - чолукшууру. Важным элементом его являлись жесты: младший по возрасту - гость он или хозяин - первым протягивал в знак приветствия руки ладонями вверх, а старший опускал свои руки ладонями вниз, при этом руки их соприкасались на уровне локтей. Причем, если здоровались люди одного возраста, происходило своего рода соревнование - каждый старался быстрее протянуть руки ладонями вверх, выказывая свое уважение другому, который, в свою очередь, опускал руки ниже первого, однако тоже ладонями вверх, и это могло продолжаться до тех пор, пока кто-то один не касался земли или не "сдавался".

Эти жесты - чолукшууру - означали пожелание в Новом году благополучия роду, счастья, здоровья. При этом произносился определенный текст, раньше он был строго канонизирован и состоял из нескольких предложений. Сейчас он значительно сокращен. Например: "Амыр менди" и ответ "Менди чаагай" или "Сол менди" или просто "Амыр-ла" (по-русски: "Мира вам и благополучия!" и ответ "Мира и вам").

После пригласительного жеста хозяина гость садился в передней части жилища на левой стороне. Глава дома - напротив входа, по правую сторону. Затем они обменивались трубками, и с этого момента начинался разговор. Обычай обмена трубками очень древний, исполнение его, наряду с соблюдением правила не вносить плеть и огнестрельное оружие в юрту, расценивалось в обществе как доброе намерение людей по отношению друг к другу. У тувинцев существовал четкий порядок размещения людей в жилище: для гостей, соответственно их общественному положению, - на левой стороне, для хозяев - на правой.

Бедняк, не имеющий скота, всегда занимал место около самой двери (эжик ас-кы), там же держали молодняк в холода. Несколько выше (по ходу солнца), там, где под покрывалом хранились меховые вещи и одеяла, рассаживались гости средние по достатку. Самые почетные и уважаемые люди - богачи, ламы, чиновники - располагались там, где стояли аптара - деревянные сундуки разных размеров, почти напротив входа. Для них стелили небольшие круглые коврики - олбук, чтобы удобнее было сидеть, иногда по два сразу. Если гость из числа наиболее почетных, входя в юрту, усаживался на место, где следовало сидеть средним по достатку и положению людям, это рассматривалось как неуважение к хозяину.

Таким образом, площадь юрты делилась на определенные части: самое почетное место - напротив входа, наименее почетное - около входа. В системе тувинского этикета части пространства жилища неравноценны, это отражалось и на поведении людей.

Хозяйка сидела около кровати, между ней и хозяином рассаживали маленьких детей. Их воспитывали с раннего детства в строгости, поэтому, когда приходили гости, они сидели (если на улице был холод) так тихо, что никто их не замечал. Детям нельзя было ходить по юрте, громко разговаривать (так же воспитывают детей и сегодня многие тувинцы, особенно в селах). Слева от матери, по направлению к двери, сидели старшие дочери, а сыновья сидели около отца.

Гостья-женщина имела право пройти на место на левой стороне, мужчина же никогда не должен был входить на женскую половину.

Когда в юрту входил лама, то мужчины, сидевшие до этого в головных уборах, снимали их в знак глубокого почтения. Перед молением присутствующие в юрте становились на колени. Ладони рук прижимали одну к другой, убрав вовнутрь большие пальцы, причем ладонь правой руки - сверху (поза кудук базар). В наше время на колени садятся только за работой, например сбивая шерсть. Пожилые люди запрещают сидеть в этой позе, т.к. раньше наказывали провинившихся, ставя коленями на гальку.

Ламы, чиновники или почетные гости садились, подогнув под себя ноги крест-накрест, в позе лотоса. Она называется баскактанып олурары. Кроме них, больше никто не мог позволить себе так сидеть, однако сейчас так сидят почтенные мужчины преклонного возраста, когда в юрте нет гостей. Дети обычно сидели в позе буттарын коступ алгаш олурары - вытянув перед собой сомкнутые ноги. Взрослые люди так не сидели.

Правила запрещали сидеть в следующих позах:

Дазалап - сидение на полу с прямо вытянутыми и немного раздвинутыми в стороны ногами.

Бут куспактап олурары - сидение на полу с согнутыми в коленях ногами. Так сидели бездетные и осиротевшие.

Бут баштап олурары - сидение на левой ноге, поставленной на носок, ступня правой ноги упирается в землю.

Дашкаар олурары - сидение на коленях, при этом носки соединены, пятки в стороны.

Куш олуду олурары - на корточках.

В современном быту сохраняются немногие из описанных поз. Другие же, носившие характер унижения или, наоборот, превосходства, ушли из быта тувинцев.

Был у тувинцев такой обычай: любого человека, проезжающего мимо аала или юрты, обязательно приглашали в жилище отдохнуть с дороги, сегодня практически забыты поднося в первую очередь аяк (пиалу) горячего чая с молоком. В народе говорили: "Акты амзадыр, аяк эрнин ызыртыр" - "Белую пищу попробовать, пиалу слегка пригубить". Это было еще не угощение, а скорее форма выражения доброго отношения хозяина к гостю, которому подносится почитаемая многими азиатскими народами "белая пища" - "ак чем", цвета молока. Не случайно в старые времена юрту старались покрыть войлоком белого цвета, символизировавшего, по народному мнению, достаток и счастье людей, живущих в ней. Кроме того, белую юрту легко было увидеть издалека. Сейчас не все юрты чабанов белого цвета - забываются лучшие принципы народной эстетики.

Маленьким детям гость обязательно привозил гостинцы, а пожилым людям - табак или другой подарок, это являлось знаком любви к детям и уважения к старшему.

Самое святое место в юрте - очаг, чтобы его не "прогневить", тувинцы освящали огонь перед едой, "кормили" его чаем, молоком, жиром и лучшими кусочками пищи.

В юрте не полагалось свистеть. И сегодня тувинцы неодобрительно относятся к свистунам и обязательно сделают замечание. Считалось, что свистом можно навлечь беду на кого-либо из близких родственников.

Веками тувинцы рождались и жили в юртах, в ней формировались традиционные нормы поведения, многие из которых стали сегодня элементами тувинских правил хорошего тона. До наших дней они дошли в трансформированном виде.

 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу