Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений
®

Красноярский край. Ненцы

Один из коренных народов Таймыра, который, как полагают ученые, мигрировал на полуостров еще 3 века назад со стороны полуострова Ямал. Устаревшее название ненцев - юраки. Всего в настоящее время ненцев насчитывается 34665 человек, из них 2936 живут на Таймыре, в основном в поселках на территории Усть-Енисейского и Дудинского районов. Большинство из них ведет оседлый образ жизни, но некоторые кочуют в районе поселков Тухарт и Носок (северо-западнее Дудинки, вдоль левого берега Енисея). Кочевники живут в чумах. Занятия традиционны для народностей Севера: оленеводство, охота, рыболовство. Средством передвижения служит оленья упряжка, иногда собачья. Одежда меховая из шкуры оленя - малица, парка и пимы, унты. Используют контраст светлого и темного меха. Монохромный строй обогащается вставками синего, зеленого и желтого сукна. Эти цвета ассоциируются с летом, порой цветения природы. В рационе ненцев преобладают рыба вареная, сушеная, свежемороженая и оленье мясо, а также ягоды и коренья растений. В религиозных верованиях господствовала вера в духов. Создателем всего живого на земле являлся Нум, обитавший на небе, хозяйкой земли была Яминю, которая одновременно помогала женщинам при родах, дикими оленями распоряжался Илибем-пэтря, то есть "дающий жизнь", "творец". Злое начало олицетворял Нга - владыка подземного мира, куда души умерших отправлялись после смерти. Своих духов-хозяев имели вода, огонь, ветер, а также различные, чем-либо выделяющиеся местности или предметы: сопки, урочища, рощи, отдельные камни и деревья. Изображения этих хозяев - сядэи, выполненные из дерева, обычно стояли в священном месте. Для них забивались олени, оставлялись кусочки сукна, монеты и другие предметы. В каждом чуме было свое изображение, которое помещалось в особом месте - шесте под названием "симсы", расположенном за очагом. Между симсы и задней стенкой чума хранились антропоморфные деревянные или каменные изображения, призванные олицетворять умерших предков. Изображения нередко наряжались в миниатюрную одежду.




по материалам путеводителя Ле Пти Фюте "Красноярский край" 2004г.
 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу