Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений
® гостиница для животных в москве

Домбай. Теберда. Архыз.. Из Теберды в Сухуми

по Военно - Сухумской дороге (через Клухорский перевал)

Теберда - ущелье реки Гоначхир - Северный Приют - - Клухорский перевал (2 782 м, н/к) - Южный Приют - ущелье Кодори - Сухуми. Протяженность - 171 км, продолжительность - 3 дня.

Сергей Анисимов, автор путеводителей по Кавказу и другим районам страны, писал, что Военно - Сухумская дорога - один из самых интересных горных путей "по неожиданному разнообразию и прелести видов, по цветущей красоте речных долин, как на северных, так и на южных склонах, и по величавой красоте снежных вершин ... Таких противоположностей, такого удивительного разнообразия нет ни на одном горном пути не только в Крыму, на Урале или на Алтае, но и нигде в Европе..."

Часть Военно - Сухумской дороги до сооружения колесной дороги называлась "турецкой тропой", которая как караванный путь известна с древнейших времен. В VIII в. по ней через Клухорский перевал в Аланию вторглись арабы. Караванный путь через Клухор изображен на венецианской карте - схеме XIV в.

В 50 - х гг. прошлого века возникла идея строительства колесной дороги от станицы Баталпа - шинской (ныне Черкесск) до Сухуми через Клухорский перевал. Инженер Л. Даль составил проект дороги, и в 1883 г. началось строительство со стороны Теберды на юг.

В 1886 г. в разгар строительства дороги через Клухорский перевал перешли из Кисловодска драгуны Нижегородского полка. Военный историк В. А. Потто писал, что драгуны шли несколько дней среди крутых скал вслед за опытным карачаевским проводником Юсуфом.

К концу 1888 г. было проложено 15 верст дороги у перевала. 1896г. считается годом завершения строительства всего участка от Баталпашинской до Сухуми длиной в 276км. Однако скоро по дороге невозможно было проехать из - за обвалов, преграждавших путь.

Дорогу на участках, где случались обвалы, очищали, но не регулярно.

В годы гражданской войны дорога через Клухор становится местом схваток красногвардейцев с контрреволюционерами.

С 1926 г. через Клухорский перевал проходит всесоюзный туристский маршрут № 43. Первопроходцами через перевал в советское время стали известные всей стране люди. По этому маршруту проходили Н.В. Крыленко, О. Ю. Шмидт, А. Ф. Иоффе, А. С. Серафимович, Н.С.Тихонов и другие. В организации этого маршрута и создании Северного Приюта велика заслуга ветерана советского туризма П. А. Утякова.

В 1937г. по Военно - Сухумской дороге через Клухорский перевал был совершен небывалый в истории Кавказа конный переход в зимний период. В нем приняли участие северокавказские горцы, казаки (многие из них позже, во время Великой Отечественной войны, служили в кавалерийском корпусе генерала Доватора).

Путешествие начинается из Теберды. В первый день на туристском автобусе едут в поселок Домбай. Через два дня на автобусе отправляются к Северному Приюту в верховьях ущелья реки Гоначхир (эта часть маршрута описана выше).

Этот день - самый трудный день путешествия, так как предстоит совершить 2 8 - километровый переход через Клухорский перевал от Северного до Южного Приюта. Переход занимает 8 - 10 часов.

Чтобы не проходить в жару самый трудный участок пути - подъем к Клухорскому перевалу и спуск от перевала до леса, - надо встать пораньше и выйти до восхода солнца.

Путь от Северного Приюта до озера Клухор описан выше (см. маршрут "К озеру Клухор"). Дальнейший путь до перевала проходит по левому берегу озера. Перейдя небольшой поток, вытекающий из озера, нужно двигаться по "бараньим лбам". До перевала уже недалеко.

Участок между озером и перевалом все летние месяцы закрыт фирном. Идти надо осторожно, в некоторых местах страхуя друг друга, не отклоняясь от протоптанной тропы: Клухорский перевал расположен на высоте 2 782 м над уровнем моря.

В годы Великой Отечественной войны на Клухоре развернулись ожесточенные бои с фашистами. На перевале сохранились следы боев 1942 - 1943 гг., видны остатки блиндажей и т.п.

От перевала путь лежит к Южному Приюту и далее в Сухуми - к югу от Клухорского перевала начинается территория Грузинской ССР.

Тропа ведет к долине реки Кылыч, по левому, а потом по правому берегу которой пролегает маршрут до турбазы. В Южном Приюте можно переночевать, а утром уехать в Сухуми на автобусе или попутной машине.

 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу