Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений
®

КАМЧАТКА. Рождение нового камчадальского народа

Вулканический взрыв с выбросом пепла

После бурного периода первоначального освоения, "приведения под высокую государеву руку", непростой "притирки" пришельцев и коренных обитателей - народов совершенно разной истории, судьбы и, как мы теперь говорим, "менталитета" - наступил период взаимного узнавания, сближения и наконец "породнения". В первую очередь это относилось к русским и ительменам. Дело в том, что те и другие заняли как бы общее "жизненное пространство". Если российская власть в лице своих чинов, была озабочена главным образом сбором ясака и других налогов, то обычные, нечиновные русские люди занимались практически тем же, чем и ительмены. Они рыбачили, охотились на пушного и морского зверя, даже занимались собирательством.. При этом сама природа заставляла их пользоваться теми же способами, приемами промысла и даже снаряжением, подобным местному. Ительменов охотно привлекали к участию в своих предприятиях русские промышленники-зверобои, купцы, руководители исследовательских экспедиций. Их помощь в таких делах была неоценима. Они прекрасно знали повадки морского зверя - котика, калана, нерпы, сивуча, были умелыми и бесстрашными охотниками и мореходами. Они легко находили общий язык со своими островными и американскими "родственниками" - алеутами и эскимосами. Например, в морской промысловой экспедиции купца Никифорова в 1758 году служили 13 русских и 33 ительмена; у купца Уледникова в 1764 году из 55 "промышленных людей" было 13 ительменов, в 1766 году у купца Красильникова "для лова всякого рода морских и земных зверей" было 30 русских и 13 ительменов. Главным сухопутным способом сообщения у русских стала ительменская собачья упряжка.

С другой стороны, ительмены, глядя на русских, начали заниматься огородничеством, перенимать у них строительные приемы и навыки - плотницкое, столярное, печное мастерство. Без всякого сопротивления, охотно принимали ительмены и русское православие. Правда, не забывая при этом и своих традиционных культов.

Найти русскую жену на Камчатке в первые десятилетия ее освоения было невозможно - здесь не было русских женщин. И очень скоро стали создаваться смешанные русско-ительменские семьи. Дети в таких семьях обычно владели обоими языками, но считали себя русскими. Как, например, В.В. Атласов - сын русского и якутки. Так постепенно немногочисленные ительмены "растворялись" среди все прибывающего русского населения Камчатки. Точнее - вместе с русскими переселенцами образовали новую ветвь, или, как говорят этнографы, новый "субэтнос" русского народа. На него перешло прежнее русское название ительменов - "камчадалы".

Гораздо меньше этот процесс затронул кочевых оленеводов-коряков. Русские никогда не принимали кочевого образа жизни и способа ведения хозяйства. Поэтому русско-корякское общение было менее тесным, чем русско-ительменское.

 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу