®
КАМЧАТКА. Люди огненных гор. Древнекаменная Берингия
Долгое время считалось, что Камчатка, по причине своего изолированного, практически островного положения, начала осваиваться человеком поздно, не раньше эпохи неолита - нового каменного века. То есть "всего" 4-5 тысяч лет назад. И только в 60-х годах XX века выяснилось, что это совсем не так. Люди обитали на Камчатке уже 10-15 тысяч лет назад, во времена так называемого позднего палеолита.
Это сенсационное открытие было сделано в долине реки Камчатки, в 18 км от поселка Козыревского, на пойменном озере УШКИ. Вокруг него археологи раскопали несколько древних стоянок, причем одну многослойную. Здесь, в речных отложениях толщиной всего около 3 м, как в слоеном пироге, одна под другой, оказались захоронены семь разновозрастных поселений каменного века. Четыре верхних по всем признакам относились к неолиту, а три нижних - к палеолиту. Точнее, к его окончанию, так называемому позднему палеолиту. То есть к эпохе первого массового заселения людьми Сибири, Дальнего Востока и Северной Америки. Причем именно здесь, в Ушках, памятники разных эпох разделяются в разрезе, а значит и во времени, так четко, как нигде в этом обширнейшем регионе. Дело в том, что слои речных отложений, в которых содержатся археологические остатки разных эпох - орудия, развалины жилищ, погребения и т.п. разделены здесь между собой ненарушенными, сплошными слоями вулканического пепла. Это позволяет археологам избежать путаницы, поскольку тот или иной предмет не мог за прошедшие тысячелетия каким-то образом переместиться, попасть не на "свое место", не в свой уровень. То есть не в свое время. А такие случаи в археологической практике довольно часты. И из-за них происходит много фактических ошибок, из которых рождаются неверные предположения и целые теории.
Поэтому вопрос о "геологическом месте" того или иного предмета в раскопе - один из основных в археологии. С этой точки зрения УШКИ - одно из самых надежных многослойных местонахождений всей Северной Азии. А еще - здесь очевидна причина исчезновения этих поселений. Каждое из них последовательно становилось этакими маленькими Помпеями. Всякий раз вулканические извержения губили или изгоняли людей с этого места. Но через века, может быть, и тысячелетия они сюда все-таки возвращались. Но уже другими - с новыми орудиями труда, утварью, обычаями - с новой материальной и духовной культурой. И вот так по крайней мере семь раз. Кто были эти "новые люди" - потомки прежних или пришельцы со стороны? На этот вопрос пока нет определенного ответа.
Во всяком случае ясно, что коренное население Камчатки - ительмены, чукчи, коряки - очень многое унаследовало от своих неолитических предшественников на этой земле. Об этом свидетельствуют их образ жизни, обычаи, устройство жилищ, даже одежда. Ведь эти народы, принадлежащие к разным языковым группам, имеют много общего в традиционном укладе жизни, от способов хозяйствования, приемов и способов охоты, рыбалки, обрядов, песен и танцев до украшений и орнаментов на одежде, домашней утвари. И корни этой общности, судя по археологическим данным, уходят в глубины каменного века. После освоения этой территории русскими коренные жители заимствовали многие элементы из их гораздо более высокой материальной культуры, что существенным образом повлияло на всю их жизнь.
В самом древнем из известных на Камчатке археологических памятников, так называемый "УШКИ VII" (то есть седьмой сверху, самый глубокий, слой местонахождения "УШКИ") был раскопан могильник, остатки жилищ с очагами, множество каменных орудий и украшений, даже произведения "чистого искусства". По сохранившейся золе очагов с помощью так называемого радиоуглеродного метода ученые установили возраст поселения - около 14 тысяч лет. Эта дата соответствует позднему палеолиту Сибири. Самым многочисленным видом каменного инвентаря здесь оказались небольшие, в 2-3, максимум 4 см, особым образом обработанные метательные острия. Вокруг них разгорелась целая дискуссия. Дело в том, что такие маленькие наконечники не подходят для копья или дротика, а годятся только для стрелы. В то же время весь опыт мировой археологии свидетельствует, что стрелы вместе с луком появились гораздо позже, самое раннее - в мезолите, а во многих местах, в частности и в Сибири, - только в неолите. На этом основании и оспаривался возраст камчатского палеолита: раз лук - значит не палеолит. А возраст "по радиоуглероду" - это ошибка или натяжка. Но в конце концов возобладало мнение, что это все-таки именно конец древнекаменного века. Но вот такой особенный, передовой по сравнению со многими другими районами и археологическими культурами мира.
Необычны были и жилища первопоселенцев Камчатки - "ушковцев". Они возводили незаглубленные в землю шатры типа индейских вигвамов, но сдвоенные и огромных размеров - не менее 100 кв. м. Эти "вигвамы" имели по несколько очагов-кострищ разного размера (из них-то и была взята зола для определения возраста стоянки). Еще одна, без преувеличения, уникальная находка в Ушках VII - первое на Дальнем Востоке палеолитическое погребение. Судя по всему, так почтили сородичи какого-то выдающегося человека - вождя или шамана. Глубокая могила была частично выдолблена в прочной слежавшейся толще из вулканических бомб. Дно ее было засыпано кроваво-красной охрой. Охра покрывала и площадку вокруг могилы площадью около 50 кв. м. А в самой яме было найдено множество - 960 - плоских, шлифованных и просверленных бусин и подвесок из цветного вулканического туфа и даже... янтаря! Расположение этих предметов на дне могилы указывало на то, что это - элементы богатого украшения одежды и шапки покойного (которые вместе с ним полностью истлели). Все это очень напоминает так называемые вампумы - ритуальные украшения, которые в сравнительно недавнем прошлом были в большом ходу у шаманов индейских племен Северной Америки.
И эта своеобразная культура погребена под слоем вулканического пепла. А через полторы-две тысячи лет на этом же месте поселились люди, создавшие или принесшие с собой откуда-то другую культуру, которую археологи назвали "поздней ушковской". Ее остатки обнаружены в VI слое УШКОВСКОГО местонахождения. Это была культура больших поселений. На площади немногим более 5 тыс. кв. м раскопано 40 жилищ! Это пока самое большое палеолитическое поселение, раскопанное в Северной Азии.
И здесь не двойные шатры-вигвамы предыдущих ушковцев, а жилища нескольких типов: от шалашей с очагами до полуземлянок с каркасным перекрытием и траншейным входом-лазом, как у эскимосских иглу XVII-XIX веков. В двух таких жилищах обнаружены коллективные детские захоронения, а еще в одном - даже ритуальное захоронение собаки. Видимо, у этих жителей Камчатки были какие-то своеобразные представления о жизни и смерти. Обнаружены здесь также многочисленные украшения - бусы, подвески, ушные и носовые вставки. Найдены и самые настоящие произведения искусства: каменные фигурки мамонта и сланцевые плитки с процарапанными на них изображениями шалаша, какого-то фантастического существа; просто геометрическими крестообразными рисунками; охряное изображение рыбы на камне в полу одного из жилищ.
По этим признакам, а также по характерным листовидным копейным наконечникам и каменным заготовкам-нуклеусам, позднеушковское поселение принадлежит к обширной историко-культурной области позднего палеолита, которая охватывала Камчатку, весь наш Северо-Восток с Чукоткой и Аляску. Это так называемая Берингия - прародина палеоазиатов, индейцев, эскимосов и других народов Арктики и ее окрестностей. Во времена расцвета "мамонтовой фауны" она представляла собой единое континентальное целое. Дело в том, что в это время в горах Камчатки, Чукотки, Колымы, Аляски ледники достигли наибольшего распространения и "законсервировали" в себе столько воды, что мелководный шельф здесь оказался просто осушен. Берингов пролив при этом либо совсем пересох, либо стал так узок, что не представлял серьезного препятствия для передвижения животных и людей.
|