Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений

Хорватия. От древнейших времен до распада Римской империи

Территория современной Хорватии была освоена человеком с древнейших времен. Можно с определенной уверенностью говорить о существовании неолитических поселений на территории современной Хорватии уже в VI - V тыс. до н.э. Более того, можно говорить об участии местных племен в товарном обмене с другими неолитическими культурами. В пользу этого заключения говорят находки на островах Далмации керамики Бюккойской культуры конца V тыс. (культура в северо-восточной Венгрии и восточной Словакии). В пещерах острова Хвар у далматинского побережья была обнаружена интересная керамика позднего неолита, расписанная красной краской на черном фоне. Аналогичная керамика встречается и в прилегающей континентальной части Далмации.

Историю Хорватии начиная с бронзового века и до VI -VII вв. (прихода славянских племен) обычно связывают с племенами иллирийцев, известных грекам уже в VIII в. до н.э. Греческие источники (в т. ч. и Геродот в знаменитой "Истории") называют иллирийские племена, расселившиеся на обширной территории Адриатики, от Истрии до Албании и на восток до Боснии, многочисленными и воинственными. Иллирийцы вели довольно успешные войны с греческими колониями и соседними племенами, строили мощные укрепления в труднодоступных местах. Одной из наиболее ярких культур, относимых к иллирийским, считается культура Глазинац на территории современной Боснии (близ Сараево). Она известна благодаря курганам-могильникам (примерно 20 000) бронзового века (XII -VIII вв. до н.э.) и железного века (III - I вв. до н.э.). Было обнаружено более 10 000 погребений, причем найденные в них металлические и керамические изделия свидетельствуют о связях с Грецией, северо-востоком Апеннинского полуострова и долиной Дуная. О связях с Италией в VIII-V вв. до н.э. свидетельствуют находки железного века в могильнике Нин в Далмации.

Типичным памятником Славонской культуры позднего неолита является Вучедол, расположенный на берегу реки Дравы. При раскопках обнаружены медные изделия (кинжалы, топоры) и керамические изделия, украшенные рельефным орнаментом. Не ранее чем к V в. до н. э. специалисты относят распространение Галыитатской культуры на территории бывшей Югославии, в том числе и на Адриатическом побережье Далмации (по названию местности в Австрии, где она сформировалась около XII в. до н.э. Она характеризуется особым обрядом погребения в бронзовых повозках).

Около IV в. до н.э. возникают первые греческие колонии на побережье и островах Адриатики, наиболее известным из которых был город-порт Салона (современный Солин вблизи Сплита) - главный из городов античной Далмации. Позднее, в 78 - 77 гг. до н.э. Салона была захвачена римлянами и превращена в крепость, со II - III вв. здесь находилась резиденция епископа. В 535 г. Салона подверглась разрушению готами, а в 614 г. - славянами и аварами.

Римское вторжение в Далмацию началось в 229 г. до н.э. (две Иллирийские войны - 229 - 228 и 219 гг. до н.э.). Позднее, около 100 г. до н.э. римляне утверждаются на восточном побережье Адриатики. II - I вв. до н.э. ознаменовались многочисленными восстаниями, периодически вспыхивавшими вплоть до правления Октавиана (34 - 33 гг. до н.э.). При Октавиане Далмация была покорена и присоединена к римской провинции Иллирика. В 6 - 9 гг. при императоре Тиберии было подавлено еще одно восстание (т.н. Паннонское), после чего были образованы две иллирийские провинции: Верхний и Нижний Иллирик, позднее переименованные в Далмацию и Паннонию.

Южная прибрежная часть Далмации и прилегающие острова быстро поддавались римскому влиянию. Здесь сосредоточились крупные города - столица провинции Салона, Сения -крупный порт на Адриатике, Ядер, Нарона, Скардона, Эквум и другие, получавшие права колоний и муниципий начиная с правления императора Августа. Романизация проходила довольно мирно, уже в конце I в. из этих областей был выведен римский легион, стоявший в Эквуме. Римские ветераны, селившиеся в городах южной Далмации в I в. до н.э. I в. н.э., в дальнейшем не оказывали особого влияния на общественную жизнь, в отличие от переселенцев из северных городов Апеннинского полуострова (семьи Веттидиев, Аквилиев, Барбиев и др.), широко развернувших здесь торговлю и финансовые операции. Наиболее активной была торговля с прибрежными городами южной Далмации: ввозили в основном ремесленные изделия, стекло и драгоценности, а вывозили вино, оливки и фрукты.

Множились поместья, в которых широко использовался труд рабов. Помимо сельского хозяйства развивались и местные ремесла - создавались ремесленные коллегии, в которые входили и вольноотпущенники, принимавшие довольно активное участие в жизни этой римской провинции. Селились в городах южной Далмации и представители местной знати (принцепсы), получившие римское гражданство при Августе и Флавиях и носившие, соответственно, имена Юлиев и Флавиев. Но уже во второй половине II в. города южной Далмации пришли в упадок. Исключение составили порты Сения и Салона, переживавшие, напротив, новый расцвет в III и IV вв., о чем, в частности, свидетельствует выстроенный в начале IV в. в Салоне роскошный дворец "отставного" императора Диоклетиана, одержимого, по словам христианского богослова начала IV в. Лактанция, "безграничной страстью к строительству, ложившейся немалым бременем на провинции". В северных областях Далмации романизация шла медленнее, хотя и там известны принцепсы с именами Юлиев, многие из которых стали римскими гражданами при императоре Адриане. Однако в среде местной знати долгое время все еще сохранялось язычество и связанные с этим традиции.

Как и в других частях клонившейся к своему закату Римской империи, ее упадок сопровождался распространением христианства на территории Хорватии. Христианские общины известны на территории Истрии с III в. Центром раннехристианской культуры была Евфразиева базилика в Порече.

 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу