Болгария. РЕЛИГИЯ
Монастыри Болгарии
- РИЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ
- БАЧКОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
- ТРОЯНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
- РОЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
- ИВАНОВСКИЙ СКАЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ
- СКАЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ АЛАДЖА
- ЗЕМЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
- ПРОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
- КИЛИФАРЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
- ДРЯНОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
- КАПИНОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
- ЧЕРЕПИШСКИЙ МОНАСТЫРЬ
- МОНАСТЫРЬ В ГОРОДЕ ШИПКА
Невозможно до конца понять историю болгарских
- монастырей, характер их деятельности, место,
занимаемое в национальном сознании, не вникнув в
глубину исторических судеб болгарского народа.
Монастыри Болгарии с самого их основания представляли собой нечто больше чем религиозные
институты, глухие обители, куда удаляются от
соблазнов мирской жизни, чтобы окунуться в
атмосферу религиозного экстаза.
Введение христианства в Болгарии в 9 веке по
существу означало утверждение самой Болгарии.
Утверждение во внутригосударственном масштабе в
результате достижения духовного и культурного
единства, в международном - среди крупных европейских государств, претендовавших на
главенствующую роль, могущество и славу. Одним из
орудий достижения этой цели были монастыри- орудием
в руках философов, писателей, просветителей,
призванных ковать за монастырскими стенами не
просто религию, а культуру народа, впоследствии
переросшую в национальное самосознанием, которое
помогло болгарскому народу уцелеть, выжить,
сохранить свою сущность в жестокие пять веков
чужеземного ига.
Вот почему, если мы скажем, что монастыри были
очагами письменности и просвещения, храмами
искусства памятниками архитектуры, это будет верно,
но этим будет сказано не все. Вскоре после
основания первых монастырей на болгарских землях
судьба распорядилась, чтобы они были втянуты в
острые политические конфликты, имевшие в эпоху
средневековья единственное разрешение: один из
противников бывал разгромлен и порабощен другим...
А соперником Болгарии была сама Византия. По вполне
объяснимым причинам монастыри - центры создания
письменности и литературы болгарского народа стали
оплотом его самых сокровенных чаяний и надежд. И
потому без преувеличений можно сказать, что
монастыри -это сама болгарская история, начиная с
их деятельности по утверждению славянской
письменности и культуры, с их важной роли в борьбе
против византийских поработителей / 11-12 вв. / и
кончая славными, исполненными трагизма страницами,
которые были вписаны не только монастырями, но и
всем болгарским народом в историю противостояния
игу / 14-19 вв /. Это летопись величайших
испытаний, выпавших на долю Болгарии.
Таким образом, все то, что следовало бы
называть "культурой, создаваемой в монастырях" , по
существу представляет собой органическую часть
подлинно народной культуры - культуры, создаваемой
самим народом.
Сто двадцать монастырей, сохранившихся до
наших дней, являют собой живую летопись культуры,
творческого созидания, становления и роста
самосознания болгарского народа, летопись его дум и
чаяний.
|