Болгария. РЕЛИГИЯ
БОЛГАРСКИЕ ИКОНЫ
Болгарская икона имеет тысячелетнюю историю. В
хранилищах храма "Александр Невский" в Софии можно
проследить развитие в течении веков искусства
иконописи, типичную для православных стран. Иконы
можно встретить во всех музеях и церквях.
Икону рисуют на плоских досках липового или
кипарисового дерева, покрытых клеем и гипсом,
иногда сверху наносится слой алебастра. Раньше
художники использовали в качестве красок порошки
на натуральной основе, растворенные в воде или в
яичном желтке, фиксировали их защитным лаком из
льняного масла и смолы. Некоторые иконы частично
покрыты ризами (слоем рельефного металла),
подчеркивающими лица и руки, изображенных святых.
Икона не имеет декоративных функций, не имеет
характер стенописи, миниатюры или иллюстрации.
Наоборот, это объект культа. Она создана чтобы
убеждать в присутствии Всевышнего, к ней обращены
молитвы христиан. Через икону создается свое-
образный способ общения человека с Богом. Чаще
всего на иконах встречаются изображения Христа,
Святой Девы с младенцем, других святых, а также
разнообразные библейские сюжеты.
Каждая церковь имеет икону с образом того
святого, в честь которого она названа. Она может
находиться на иконостасе - перегородке между перед-
ним пространством храма и алтаря.
Самые старые болгарские иконы написаны на
керамических плитах. Такими являются иконы из
монастырей, находящихся около Преслава возрастом
эпохи Второго болгарского царства. Велико Тырново
унаследовало это искусство и достигло апогея
болгарской иконописи. Строгие лица святых, рисуемые
сначала плоскими скупыми мазками приобретают в XIII
веке мягкие формы и объем, созданные светотенями, а
в XIV веке на иконах уже изображены сюжеты и они ук-
рашены драгоценностями.
Османское нашествие временно воспрепятствовало
творение религиозных произведений.
В XV и XVI веке ощущается влияние западного
искусства, а точнее барокко. Канцоны красоты
меняются. Бледные, аскетические, сухие изображения
уступают место живым лицам в светлых и ярких тонах,
нарисованных до мельчайших подробностей. Появляются
различные школы. Самоковская школа с величественным
стилем письма, Тревненская школа характерна яркими
живыми красками и Байская, где в икону вплетаются
пейзаж и природа.
В XIX веке рисуют иконы мастерски, умело
написанные, но неодухотворенные.
С развитием техники иконы начинают производить
серийно при помощи шаблонов.
Болгарская икона - свидетель превратностей
истории маленького, но жизненного балканского
народа.
Успехи искусства иконописи,
усовершенствовавшиеся в течение десяти веков,
сегодня, высоко оценены. Выставки болгарских икон
вызвали живой интерес в Париже, Лондоне, Москве и
Токио.
Теперь занимая заслуженное место в музеях и
национальных галлереях, иконы помогают нам вникнуть
в мир скромности и тишины, далекий от мирской
суеты. Они доказывают святую принадлежность болгара
к культуре и ортодоксальному
искусству.
|