Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений
®?>

Экстремальные ситуации. Как подготовиться к встрече вертолета

Без техники сейчас никуда. Даже если вы принципиально ею не пользуетесь, обстоятельства могут сложиться так, что без помощи техники жизнь и здоровье ваших попутчиков могут оказаться под угрозой. Это прежде всего касается экстремальных ситуаций, от которых, к сожалению, почти никто не застрахован.

В труднодоступных районах помощь скорее всего придет с неба в виде вертолета. Но многие переоценивают возможности современной летной техники. Им кажется, если вертолет пролетел над ними, то если трудности уже позади. Погоди! Вертолет еще должен приземлиться, а вам необходимо в него погрузиться, а после этого надо взлететь. Поэтому каждому необходимо знать в какую погоду можно рассчитывать на помощь авиации, как выбрать место для посадочной площадки, как ее следует организовать.

Основываясь на практике спасательных, пилоты КСП Эльбрусского района составили перечень необходимых условий и требований для рационального использования вертолетов на спасательных работах в горах.

Условия, необходимые для полетов:

  1. Облачность - высота над местом посадки: не ниже 350 м (на местности с абсолютной отметкой до 2000 м), не ниже 600 м (на местности с абсолютной отметкой свыше 2 км).
  2. Видимость не менее 5 км.
  3. Ветер не более 5 м/сек - в закрытых ущельях, котловинах; до 18 м/сек - на открытых плато, гребнях, седловинах.

Выбор места и организация посадочной площадки

на снежно-ледовом рельефе высокогорья:

  1. Наилучшим местом для организации посадочной площадки являются открытые плато, седловины, перевальные точки.
  2. Посадочную площадку необходимо организовывать ближе к перегибу склона, идущего вниз (взлет со снижением компенсирует недостаток мощности двигателя на большой высоте). Избегать подбора площадок близко к склону, уходящему вверх, так как нисходящие потоки воздуха по склону препятствуют взлету.
  3. На снежно-ледовых склонах небольшие выположенные площадки малопригодны для посадки и взлета вертолета. Наиболее подходящим местом для организации посадочной площадки будут выпуклые участки склона с ровной центральной частью.
  4. Теневые участки склона наименее подходящи для посадки вертолета, так как пилоту трудно определить уклон местности и расстояние до поверхности посадочной площадки.
  5. Уклон посадочной площадки не должен превышать 5°.
  6. Размер посадочной площадки (минимальный) 30X20 м с открытыми подходами на расстояние не менее 300 м.
  7. При организации посадочной площадки на снежной поверхности нет необходимости ее сплошь вытаптывать. На ней должно быть много следов (для пространственного ориентирования пилота в условиях ограниченной видимости из-за снежного вихря, поднимаемого лопастями вертолета при посадке).
  8. Посадочная площадка должна быть обозначена по углам и в центре, т. е. в месте приземления вертолета, темными предметами (рюкзаки, спальные мешки и т. д.).
  9. Необходимо показать пилоту направление ветра (для этого люди должны встать спиной к ветру, выстроившись в "затылок", в 3-4 м от точки приземления, с левой стороны от направления захода вертолета (от линии посадки). Руки расставить в стороны (при посадке пилот видит людей слева и лицом к себе). При переменном или порывистом ветре необходимо делать вращательные движения туловищем на 80-90° вокруг своей оси. После контрольных проходов вертолета над посадочной площадкой пилот выбрасывает вымпел с запиской, в которой сообщает, что определил направление ветра по знакам, поданным альпинистами. С площадки можно уйти, но только в этом случае на своих местах оставить маркировочные предметы (рюкзаки или воткнутые в снег палки, ветки), без которых пилот не сможет ориентироваться в условиях плохой или ограниченной видимости.
  10. Для того чтобы показать пилоту состояние снежного покрова (глубину, плотность снега), во время контрольных проходов вертолета над местом посадки один из альпинистов должен постоянно двигаться по площадке.
  11. При взлете вертолета необходимо также выстроиться слева от линии взлета или поставить темные предметы для ориентировки пилота относительно снежной поверхности.
  12. Если предполагается посадка на незнакомое поле (место), где нет людей и подготовленной площадки, необходимо пилоту взять с собой на вертолет пять-шесть сосновых веток высотой 1,5-2 м. К их комлевой части привязать тяжелые предметы (камни). Перед посадкой ветки выбрасываются с вертолета на площадку для привязки к месту приземления и пространственного ориентирования.
  13. Для быстрого обнаружения пилотами вертолета альпинистов на ледово-снежном или скальном рельефе необходимо дать ракету вверх, в сторону, противоположную той, откуда летит вертолет.
Выбор вертолетной площадки в горной местности

В залесенной местности:

  1. При оборудовании вертолетной площадки в залесенной местности лучше всего воспользоваться естественными опушками леса, лишенными больших деревьев, при этом вся другая растительность, небольшие деревья и кусты выше полуметра, должны быть вырублены и унесены на 20-50 метров от площадки
  2. Размер вертолетной площатки должен быть 30х30 метров.
  3. Желательно срубить самые высокие деревья в радиусе 100 м, что необходимо для облегчения взлета и посадки. Это только в кино вертолеты садятся и взлетают вертикально, в жизни, а особенно при полной загрузке, обычно взлетают после небольшого разбега и садятся тоже по наклонной, зависая только над самой землей.
  4. Площадка должна быть ровной, без кочек, грунт плотный, иначе вертолету придется зависать, грузиться в такой борт трудно и опасно.

Обеспечение безопасности при работе спасателей с вертолетом.

  1. Во время приземления на закрытый ледник, когда вертолет еще находится в подвешенном состоянии (едва касаясь основными колесами поверхности снега), спасатели, связанные веревкой, должны выйти из вертолета и прежде всего произвести зондирование площадки под основными и передними колесами, а затем всей посадочной площадки на предмет обнаружения ледовых трещин.
  2. Подходить к вертолету и выходить из него необходимо только со стороны переднего сектора во избежание попадания под хвостовой винт.
  3. При взлете или посадке вертолета все легкие близлежащие предметы необходимо зафиксировать, так как они могут быть подняты вихрем и попасть в несущие винты вертолета, а также в ледовые трещины.
  4. Экипаж вертолета и все находящиеся на его борту должны быть соответственно экипированы для самостоятельного спуска в долину в случае необходимости.
  5. В полете лучше не раздеваться, точнее, не снимать верхнюю одежду. Конечно, если у вас периодически возникают проблемы с нижней одеждой, то лучше заранее запастись памперсами.
 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу