На суше и на море 1987(27)
Давид Яковлев
СТРАШНЕЕ АКУЛЫ
ОЧЕРК
Берег постепенно удалялся, голоса купальщиков становились глуше, волны — темнее и ласковее. Можно было спокойно лежать на синей глади моря и смотреть в небо, где складывались в тучу пухлые кучевые облака... Все было прервано внезапным Крапивным ударом по ноге. А вот и виновница: большая, с тарелку величиной, медуза, украшенная коротким лиловым крестом.
Этот таинственный комок протоплазмы — свидетель древних эпох эволюции жизни. Но примитивным его не назовешь.
Плавая, медуза использует реактивный принцип движения, выталкивая морскую воду своими студенистыми мышцами. Нападая, она применяет химическое оружие, может весьма привлекательно фосфоресцировать в сумерках и таинственно исчезать в глубинах моря, вслушиваясь в далекий шум приближающегося шторма.
Она давно и прекрасно приспособилась к окружающему миру и не нуждается ни в каком развитии, самоусовершенствовании вот уже сотни миллионов лет.
Размножаются медузы катастрофически быстро. Так, например, морская медуза аурелия очень известна, это широко распространенный обитатель морских глубин. Но до недавних пор жизненная деятельность этого существа была «белым пятном» в науке. Недавно была открыта способность медуз давать потомство в геометрической прогрессии. Удивительны и темпы роста аурелии — всего за три месяца новорожденный «зонтик» весом три миллиграмма превращается во взрослую медузу.
Хотя медузы на 98 процентов состоят из воды, они могут доставить человеку большие неприятности. Соприкосновение с ними зачастую вызывает покраснение кожи, ожог. У наиболее восприимчивых людей отмечается повышение температуры, нарушение кровообращения, а некоторые даже теряют сознание. Но все это покажется безобидным по сравнению с последствиями встреч со студенистой массой в тропических водах. На североавстралийском побережье, например, отдельные особи медуз выделяют яд нервно-паралитического действия, который убивает человека за три минуты. За один год жертвами медуз стали 50 человек. Об этом в октябре 1984 г. сообщил журнал «Штерн».
В водах Австралии обитает целая армия ядовитых существ. На Большом Барьерном рифе встречаются самые знаменитые из них — морские осы, или медузы кубо. Неспешно пошевеливая двенадцатиметровыми щупальцами, они колышутся в воде нередко вблизи пляжей.
Не менее опасна красная медуза — широнекс флекери. Красная медуза обитает в прибрежных водах Австралии, Индии, Бирмы, Индонезии и Филиппин. Эта медуза величиной всего от 10 до 20 см имеет на своем теле множество небольших пузырьков, полных яда. Соприкосновение с ней человека в воде равноценно укусу кобры.
Как и многие другие древние легенды, подтверждается миф о Медузе Горгоне с ядовитыми змеями на голове вместо волос, которая превращала в камень любого, кто на нее посмотрит. Красная медуза, обитающая на границе между пресной и соленой водой в устьях рек по побережью Тихого и Индийского океанов, убивает быстрее кобры. Тело ее в диаметре около 10—12 см, но множество щупальцев длиной по 30—40 см снабжены примерно 750 тысячами клеток, заполненных ядом. По мнению индийских специалистов, это самое ядовитое вещество в животном мире, против которого до сих пор нет противоядия. В зависимости от того, какая часть тела человека поражена ядом, смерть наступает через 30 секунд или несколько минут. Эта смертоносная медуза открыта только десять лет назад у северного побережья Австралии, но сейчас ее уже знают и у берегов Индии, Бирмы, Тайваня, Сингапура, Индонезии и Филиппин.
Обычно опасности, которым подвергается человек в море, связывают с акулами. У австралийского ученого Р. Джорджа иное мнение. Он называет медуз гораздо более опасными, чем акулы. Ученый, например, утверждает, что от укусов медузы кубо погибло значительно больше людей, чем от акул. Одного прикосновения ядовитых щупальцев морской осы достаточно для того, чтобы через три минуты наступила смерть. Противоядие против нее до сих пор не найдено. Животные, которым вводилась инъекция яда этой медузы, ослабленная в десять тысяч раз, умирали мгновенно. Публикация о работах Р. Джорджа в английском еженедельнике «Уикенд» заканчивается «оптимистично»: «Если вам довелось встречаться с акулой, вы можете сказать, что вам повезло, — возможно, вы лишитесь всего лишь руки или ноги...»
Свыше десяти лет затратил на поиски противоядия против медузы кубо доктор Джек Барнс. Он искал средства, ставя опыты на самом себе. Медузы, его пленницы, содержались в старых бочках около дома и даже в ванне. Он потерял счет тому, сколько раз его жалила медуза, и у него выработался относительный иммунитет. «Боль тем не менее ужасная, и лучше всего помогает протирание метиловым спиртом».
Как часто человеку приходится встречаться с опасными медузами? Какие еще районы Мирового океана наиболее подвержены нашествиям медуз? Начнем с информации, опубликованной в мюнхенской газете «Зюддойче цайтунг». Озаглавив свою информацию «Нашествие медуз», газета писала, что это напоминало кадры одного из «фильмов ужасов». Но кошмар был реальной действительностью. У северного побережья Голландии скопилось чудовищное количество гигантских ядовитых медуз. Только в прибрежной полосе Зандворта более двух с половиной тысяч человек получили тяжелые ожоги и вынуждены были обратиться к врачу.
Жгучий ожог возникает от одного прикосновения к студенистой массе даже в том случае, если медуза некоторое время пролежала на берегу. Вдоль всего побережья были расставлены ведра с раствором аммиака для самостоятельной обработки ожогов.
Старые рыбаки утверждают, что не помнят нашествия таких крупных медуз. Зоологи, однако, считают, что речь идет об одном из обычных и самых распространенных видов медуз Северного моря. Правда, до этого нашествия размер самой крупной медузы не достигал более 50 см в диаметре, в то время как гиганты, вторгшиеся в голландские воды, значительно превышали в поперечнике один метр. Подобные экземпляры встречались лишь в арктических морях.
В той или иной мере это повторяется из года в год. Возьмем, например, 1982 г. Под конец лета греческие власти вздохнули с облегчением: опасность нашествия медуз, кажется, миновала. Медузы, правда, не исчезли с побережья совсем, но их стало меньше. А в начале купального сезона они буквально терроризировали отдыхающих на пляжах Эгейского моря.
В те дни можно было наблюдать сцены, достойные фантастических фильмов: пляж, где, как говорится, негде яблоку упасть, удушливая жара — и ни одного купающегося в море. Иной турист из «неверующих» входит в воду и тут же вылетает как ошпаренный, крича от боли.
Цуштра вновь напала на греческие пляжи. Эта медуза при соприкосновении с человеческим телом выделяет сильный токсин, который вызывает острую боль и воспаление кожи. Затем через 15—30 часов наступает нестерпимый зуд. Врачи рекомендуют уксусные примочки, а в особо тяжелых случаях — кортизон.
Массы медуз группируются в зависимости от метеорологических условий и морских течений. Но, как считают греческие экологи, главной причиной концентрации медуз у берегов страны стало загрязнение моря. Оно нарушило экологическое равновесие, убив или вынудив уйти естественных врагов медуз (морская черепаха, дельфины и т. д.). Таким образом, медуза получила возможность для сверхразмножения. Эта проблема коснулась не только Афин, но также и пляжей севера и юга Греции, Лесбоса и Крита, других районов страны.
Что делать, как бороться с медузами? Купальщики — последователи Персея (мифического героя, убившего Медузу Горгону) тратят массу сил, чтобы с помощью черпаков, сачков и других приспособлений попытаться очистить от медуз участок моря. Напрасный труд!.. Медуза коварна. Она курсирует на глубине от 40 см до полутора метров и появляется там, где ее не ждут.
С медузами связано явление, известное специалистам под названием «красный прилив». В ноябре 1984 г. это явление наблюдалось несколько суток в районе Варны: днем Черное море становилось красным, а в ночной темноте оно выделялось сильным люминесцентным свечением.
В городе и на курортах не обошлось без фантазий и слухов, что якобы это явление каким-то образом связано с попытками... инопланетян установить контакт с Землей. Ясность в случившееся внесла окружная газета «Народное дело», опубликовав на первой полосе большой комментарий старшего научного сотрудника Института рыбных ресурсов Веры Караджовой.
Как говорится в комментарии, в последние годы микроскопические водоросли все чаще окрашивают весной и летом черноморскую воду, но подобное тому, что произошло, никогда раньше не отмечалось. Изменение цвета моря у варненского побережья вызвано огромной концентрацией (90—100 млн клеток на литр воды) одноклеточного планктона, имеющего коричневый пигмент. Сюда же нахлынуло неисчислимое множество медуз с прилепившимися к ним водорослями, которые добавляют свои розово-красные оттенки в изменившийся цвет моря.
Это явление нередко бывает в ряде районов Мирового океана, в частности в Мексиканском заливе, у берегов Флориды.
Ряд коротких сообщений под броскими заголовками: «Внимание: медуза!», «Нашествие медуз» и т. п. облетели страницы мировой прессы в июле и августе 1985 г. В одном из них, в частности, говорилось, что курортному бизнесу на Средиземноморье наносят ущерб не только загрязненные пляжи, но и медузы. Встреча с медузами не сулит ничего приятного. Секрет, который они выделяют для отпугивания врагов, вызывает на коже человека сыпь, а иногда и сильный ожог. Если медузы появляются в большом количестве в водах у пляжа, то не многие решаются купаться. Количество медуз у побережий начиная с 1976 г. из года в год возрастает. Сначала они начали скапливаться в Южной Адриатике, затем были замечены в Триестском заливе, Эгейском море, у Балеарских островов.
Как только по-настоящему начнет пригревать весеннее солнце, специальные отряды из сотрудников береговой охраны и рыбаков в средиземноморских странах отправятся в разведывательный рейс. Им предстоит выяснить, грозит ли побережью нашествие ядовитых, так называемых светящихся медуз. Если «разведчики» обнаружат этих существ, нагоняющих страх на купальщиков, то перед туристскими фирмами откроется печальная перспектива безлюдных пляжей, незанятых гостиничных номеров, а значит, и пустых касс.
Наступление ядовитых медуз на Средиземноморское побережье привлекло и внимание ученых. Дело в том, что это относительно новое явление: впервые медузы «посетили» южную часть Адриатического моря в 1976 г., и тогда их было совсем мало. Но с тех пор растущие стаи медуз в непосредственной близости от берега были зарегистрированы и в Триестском заливе, и в Сицилии, и на Мальте. Затем «светящееся бедствие» обрушилось на Лазурный берег и Эгейское море. Почему же ядовитые медузы зачастили в гости к человеку?
Ученые приходят к выводу, что в этом повинен сам человек. Поскольку медузы питаются органическими веществами, они «открыли» для себя прекрасную среду обитания в прибрежных водах, ставших настоящей сточной канавой для различных отходов. Кроме того, люди истребили естественного врага медуз — морскую черепаху.
Ожоги, оставляемые «светящейся» медузой на коже человека, очень болезненны. Естественно, что появление ядовитой стаи у пляжей означает: с купанием покончено.
Однако от нашествия медуз страдают не только купальщики. От рыбаков поступают жалобы на обрывы тралов: тросы, рассчитанные на определенный улов рыбы, не выдерживают тяжести десятков тонн медуз, забивающих сети, и траулеры в этих случаях лишаются возможности продолжать лов.
Как бороться с нашествием этих обитателей морей? Такую проблему решить специалистам оказалось не просто.
Во Франции предложен способ защиты прибрежных участков моря от медуз, заключающийся в использовании для этого завесы из воздушных пузырьков. Воздушные пузырьки, поднимаясь со дна моря из проложенных там перфорированных воздухопроводов на поверхность, вызывают циркуляционное движение воды, что препятствует прохождению медуз через эту воздушную завесу.
Какие последствия для здоровья человека могут вызвать ожоги от прикосновения к их щупальцам? Эти вопросы не так давно находились в центре внимания специалистов из 16 стран Средиземноморья, собравшихся в Афинах.
Участники международной встречи, организованной по инициативе ООН, отметили, что решение проблемы борьбы с медузами требует общих усилий всех заинтересованных стран.
Согласно сообщению агентства Пренса Латина, в 1984 г. на Средиземном море началась война не с саламандрами, как в известном романе К. Чапека, а с медузами, так как нашествие медуз на пляжи отпугивает туристов.
А вот случай из морской практики, свидетельствующий о «возможностях» медуз.
Черноморский танкер «Луцк» направлялся с внешнего рейда японского порта Токуяма к причалу. Вдруг насос, питающий машинную установку забортной водой, начал работать с перебоями. Упало давление, а это грозило полной остановкой машины. Старший механик приказал немедленно перевести работу насоса на донный кингстон. Бортовой кингстон тут же вскрыли и увидели, что он забит какой-то липкой массой. «Масса» оказалась скоплением медуз.
Моряки «Луцка» поняли, почему так красиво было море, которым они любовались с палубы: всю бухту покрывали миллионы переливающихся медуз.
Японский лоцман на борту танкера сказал, что они столкнулись с довольно редким явлением — миграцией медуз.
Укажем еще, что медузы порой опасны и для морских обитателей, и даже для экосистемы целых морей. Балтийскую сельдь опасности подстерегают на каждом шагу. На нее охотятся крупные рыбы, дельфины, рыбаки (по меньшей мере полутора десятка стран). Но больше всего сельди мы недосчитываем из-за медуз.
В Кильской бухте, куда балтийская сельдь приходит на нерест, медузы набрасываются на мальков, едва-едва вылупившихся из икринок. И если год на медуз урожайный, любителям рыбных солений приходится переходить на салаку.
Со всей остротой вопрос о медузах встал перед советскими учеными.
Тот, кто купался в районе Керченского пролива, знает, как много там в последнее время появилось медуз. Неприятно столкнуться в воде «нос к носу» с этим обжигающим куском студня. Но еще хуже другое: медузы нарушают экологическое равновесие в Азовском море. Усиленное их размножение привело к тому, что биомасса медуз в течение трех лет возросла здесь на несколько порядков. Что же вызвало такой «демографический взрыв»? Найти ответ позволил системный подход, примененный учеными НИИ механики и прикладной математики Ростовского университета. Они создали имитационную модель экосистемы Азовского.моря, содержащую параметры регулирования (например, численность сообществ рыб, медуз) и параметры настройки. Ко вторым относятся контролируемые параметры — объем и качество речных стоков, водообмен через Керченский пролив (предполагается, что там будет построен гидроузел), объемы уловов и выпуска молоди рыб, а также неконтролируемые — ветер, температура воздуха, осадки и т. д.
Расчеты показали, что при речном стоке порядка 30 км3 в год и постоянных значениях прочих параметров управления соленость прилегающих к Керченскому проливу участков Азовского моря достигла 13—14°/00. Это и явилось причиной нашествия медуз. Ученые нашли оптимальный диапазон солености (10— 11°/00), при котором интенсивнее всего идет распад загрязняющих море веществ. И, что очень важно, определили значение критического годового стока — 21 км3, позволяющего менять соленость Азова в диапазоне от 1,5°/00 (минерализация речного стока) до 17°/00 (соленость черноморской воды) путем регулирования водообмена через Керченский пролив. Если речной сток будет ниже критического, то строительство гидроузла в проливе станет бессмысленным :— все равно соленость Азовского моря превысит черноморскую, и тогда, наверное, экологические последствия окажутся куда серьезней, чем засилье медуз.
В итоге остановимся на пользе от медуз! Так, они могут служить «предсказателями» штормов.
Установлено, что многие морские медузы воспринимают инфразвуки, возникающие от трения волн о воздух, что соответствует колебаниям примерно в 3—15 герц. На этом основании они задолго предчувствуют приближающийся шторм и отплывают от берегов.
О лекарственных медузах. Интересное открытие сделала в 1985 г. американский биолог Дж. Леш-Лори из Кливлендского университета. Исходя из результатов многочисленных опытов, она утверждает, что жгучие выделения медуз стимулируют работу сердца. По ее мнению, на «медузьей» основе можно получить лекарство для лечения сердечных заболеваний.
Ну и совсем курьезный случай. Во время плавания в Охотском море на судне «Аланд» появилась пробоина, в которую хлынула вода. Откачка не помогла, и судно начало давать крен. Вдруг течь прекратилась. Оказалось, что в пробоине застряла огромная медуза, которая и явилась спасительной «заплатой».
|