Мир путешествий и приключений - сайт для нормальных людей, не до конца испорченных цивилизацией

| планета | новости | погода | ориентирование | передвижение | стоянка | питание | снаряжение | экстремальные ситуации | охота | рыбалка
| медицина | города и страны | по России | форум | фото | книги | каталог | почта | марштуры и туры | турфирмы | поиск | на главную |


OUTDOORS.RU - портал в Мир путешествий и приключений

На суше и на море 1961(2)


СПРУТ-ЖЕРТВА ИЛИ ОХОТНИК?

Есть на земле два непримиримых врага, два чудовищных противника. И когда, сцепившись в смертельной схватке, они обрушивают друг на друга удары, напрягая все силы своих исполинских тел, то закипает бой, равного которому нет даже среди самых грандиозных битв, разыгрывающихся в природе.

Эти два извечных врага — животные поистине титанической силы, два самых крупных на земле хищника. Один — огромный и страшный представитель мира беспозвоночных. Второй — крупнейший из зверей, каких когда-либо производила природа. Только беспредельные просторы океана могли дать приют этим сверхбогатырям.

Речь идет о спруте и кашалоте.

Кашалот — это кит, но не обычный кит, а зубастый. Пасть его вооружена не «ситом» из китового уса, а огромными зубами весом по килограмму! Питается кашалот не «супом» из мелких рачков, а рыбами (глотает двухметровых акул!) и спрутами.

Спрут — это гигантский кальмар, иначе говоря, десятирукий «осьминог» с телом длинным и острым на конце, как таран. Близ острия «тарана», наподобие гигантского листа чудовищной кувшинки, сидят сердцевидные плавники. У спрута десять могучих щупалец рук, усаженных присосками и когтями, более острыми и крупными, чем когти тигра. Глаза огромные, как футбольные мячи, а хищный клюв способен перекусить стальную леску, которую рыбаки употребляют для ловли тунцов — океанских рыб, по своим размерам мало уступающих акулам.

Когда мне приходилось на курильских китокомбинатах осматривать кашалотов, добытых нашими китобоями, я у многих мертвых китов находил на коже отпечатки «пальцев» спрута — следы его присосок. На теле некоторых кашалотов видны были даже змеевидные вмятины от щупалец. С какой страшной силой был стиснут кит, если на его многотонной голове остались такие отчетливые следы после объятий чудовищного жителя океанских глубин!

Меня поразило и другое наблюдение: ни в одном из нескольких сот разрезанных желудков кашалотов не удавалось найти никаких следов проглоченных спрутов. Там было много рыбьих костей, густая масса непереваренных клювов и глаз, мелких кальмарчиков и осьминогов. Но остатки крупных спрутов отсутствовали.

Значит, эти сильные хищники не часто попадают на обед кашалоту. Однако схватки их с кашалотами случаются нередко.

Невольно возникает вопрос: спрут — жертва или охотник?

Может быть, в непримиримой вражде двух гигантов нападающей стороной чаще бывает не кит, а чудовищный властелин мрачного подводного царства, во владения которого вторгается кашалот в поисках пищи?

Этот вопрос задают сейчас и другие натуралисты. Обычно считают, что кашалот, для которого кальмары и осьминоги составляют излюбленное меню, нападает при случае и на гигантских спрутов, в смертельной схватке разрывает их на части и проглатывает.

Однако некоторые факты, которые стали известны науке в последнее время, поколебали эту традиционную точку зрения.

Смущает, что остатки крупных спрутов редко находят в желудках кашалотов. За всю историю китобойного промысла описано лишь несколько подобных случаев. Это обстоятельство покажется еще более странным, если его сопоставить с другим фактом: битвы кашалотов со спрутами и следы этих битв па теле китов в виде рубцов и шрамов наблюдаются нередко.

Следы от присосок спрутов исследователи находят иногда и на коже дельфинов. Дельфины, конечно, не нападают на гигантских кальмаров, которые весят в десять раз больше. Значит, спруты нападают на них?

И еще один необъяснимый факт: как кашалоту, который плавает медленнее спрута, удается его поймать?

Советский китовед Б. А. Зенкович считает, что кашалоты плавают со скоростью 9 — 11 километров в час, очень редко их скорость достигает 18 километров в час. А гигантский кальмар, по свидетельству некоторых наблюдателей, легко развивает скорость в 36 километров в час.

Б. А. Зенкович пишет: «Я уверен, что нападающей стороной всегда является кальмар. Ведь головоногий моллюск может легко скрыться от кашалота, если пожелает, и кашалот не сможет настичь его».

Зоологами в последнее время были отмечены некоторые странности в поведении спрутов, необъяснимые с точки зрения зоологов, считающих спрута бойцом поневоле. Имеются сообщения об удивительном «авантюризме» гигантских кальмаров, когда они в припадке непонятной ярости бросаются в атаку «а еще более могучих противников, чем киты.

Самое замечательное из этих сообщений было опубликовано в норвежском естественнонаучном журнале «Природа» в декабре 1946 года. Танкер «Брунсвик», океанское судно водоизмещением в 15 000 тонн и длиной в 150 метров, подвергся в Тихом океане нападению гигантского кальмара. Это произошло среди бела дня между Гавайскими островами и Самоа.

Огромный кальмар, неожиданно вынырнув из глубины, быстро нагнал корабль. Некоторое время кальмар плыл параллельным с кораблем курсом, затем стремительно бросился в атаку. Вцепился в борт, нанося сильные удары по обшивке. Постепенно кальмар соскользнул назад, к корме, и попал под винт, который нанес ему смертельный удар.

Позднее в том же районе океана «Брунсвик» еще дважды подвергался нападению гигантских кальмаров.

Высказано предположение, что кальмары нападали па танкер, принимая его за кашалота. Конечно, трудно допустить, что спруты могут нападать на пятидесятитонных китов. Однако, анализируя поведение кальмаров, атаковавших «Брунсвик», к другому выводу нельзя и прийти.

Возможно, что в природе альтернатива: спрут — жертва или охотник? — решается тем или другим образом в зависимости от размеров спрута. Разве исключено, что кашалот, который с трудом справляется уже с пятнадцатиметровым кальмаром, может из охотника превратиться в «дичь», если встретится с вдвое или втрое более крупным спрутом.

Но существуют ли спруты настолько крупные, чтобы представлять опасность для кашалота? За последние девяносто лет море выбросило на побережье Ньюфаундленда, Англии, Исландии, Норвегии, Дании, Японии и Новой Зеландии более 80 гигантских кальмаров. Почти все они имели в длину 10 — 15 метров. Самый крупный из измеренных экземпляров — кальмар, изученный -американским зоологом Веррилем. Исполинское животное достигало в длину 18 метров.

Рассказывают, что на побережье Ньюфаундленда несколько десятилетий назад был выброшен двадцатичетырехметровый кальмар. Но у ученых нет полной уверенности в том, что этот спрут был правильно измерен. Измерив величину рубцов на теле кашалотов от присосок спрутов, установили, что некоторые из чудовищ, оставивших на коже китов отпечатки своих «пальцев», были длиной не менее тридцати метров.

О весе наиболее крупных кальмаров нам известно совсем немного.

Вес спрута, с которым вступил в «сражение» французский корабль «Алектон», был определен командой этого судна в две-три тонны. Другой кальмар, найденный мертвым на поверхности моря у берегов Ньюфаундленда, усилиями всей команды был поднят на шхуну. Его разрубили и взвесили по частям. Оказалось, что при длине тела всего в пять метров (без щупалец) он весил 907 килограммов.

Английские ученые исследовали в 1952 году сравнительно небольшого спрута длиной (со щупальцами) в десять метров. Его отрыгнул кашалот, загарпуненный китобоями Мадейры. Кальмар весил 150 килограммов.

Известный американский океанолог Мак-Гинити подсчиталг что восемнадцатиметровый кальмар, детально измеренный Веррилем, должен был весить 30 тонн! Я произвел такие же под счеты и получил впятеро меньшие цифры. Но и это немало. Получается, что двадцатичетырехметровый кальмар должен весить 8 тонн, тридцатишестиметровый — 27 тонн, а семидесятидвухметровый — 218 тонн!

В том, что в глубинах океана живут спруты длиной в 30 — 40 метров, не приходится сомневаться. Об этом свидетельствуют отпечатки чудовищных присосок на коже китов. А спрут таких размеров может представлять реальную опасность для самок и детенышей кашалота и даже некрупных самцов.

С каждым годом улучшаются условия жизни спрутов. Их единственный опасный противник — кашалот — интенсивно истребляется сотнями китобойных судов. Все реже встречаются в океане крупные самцы кашалоты — отважные охотники на гигантских кальмаров. Естественное равновесие, установившееся в природе между численностью этих двух конкурирующих видов, нарушается в пользу спрутов. Надо полагать, что в будущем гигантские кальмары будут чаще встречаться в океане. Тогда люди ближе познакомятся с таинственными обитателями самого нижнего «этажа» нашей планеты.

И. Акимушкин


 
Рейтинг@Mail.ru
один уровень назад на два уровня назад на первую страницу